Дети не всегда тянутся к знаниям,
но всегда тянутся к личности.
Владимир Караковский
Развитие личности ученика является одной из ключевых задач любой школы. Этот успех не сводится только к освоению определенных знаний и навыков. Он также зависит от развития личности ученика. Каковы главные педагогические условия развития личности ребенка или, другими словами, что поможет нам достичь результата в этом процессе?
Безусловно, материальная база, методические разработки, наличие подготовленных кадров, организация специальных мероприятий, программы и планы – это все очень важные составляющие нашей работы. Однако главное, базовое условие успешного развития личности – это наш статус в глазах ребенка. На мировоззрение ученика большее влияние оказывает тот, кто является для него значимым, кому он доверяет, с кем он чувствует свою общность.
Нужно понимать, что результат в развитии личности ребенка будет достигнут только тогда, когда он увлечен интересными совместными делами, тогда, когда между взрослым и ребенком устанавливаются доверительные отношения, когда общение будет ценностно направленным.
Это три кита для успешного развития личности ребенка. Поговорим о каждом из них более детально.
Важным аспектом развития личности школьника является участие в различных активностях вне учебного процесса. Как советник по воспитанию и организатор многих школьных событий могу точно сказать: совместные мероприятия позволяют ученикам расширить свой кругозор, обрести новые интересы и навыки, развивать навыки коммуникации. На что же обратить внимание при планировании совместного дела? Во-первых, не стоит сводить их к мероприятиям для всех, все дети разные, различны и интересы: кого-то привлекает волонтерство, кого-то – спорт, а кто-то точно заинтересуется тренингом публичных выступлений. Во-вторых, эффективны те дела, которые мы делаем вместе с детьми. И в-третьих, важно уделять внимание повседневным малым делам.
Взаимоотношения с детьми – это главное условие нашей работы. Необходимо создать благоприятную и поддерживающую среду. Педагог должен предоставить ученикам доверие, поддержку и возможность проявить и развить свои способности. Это может быть достигнуто через индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его потребностей и интересов. И помните: наш оптимизм, доброжелательность и улыбка нужны детям не меньше, чем глубокие знания.
И наконец, ценностно направленное общение. Я стараюсь избегать монологов и разговариваю с детьми об актуальных для них жизненных ситуациях, в которых эти ценности проблематизируются.
Однако для достижения результатов в развитии личности необходимо помнить, что нет универсального метода или рецепта. Каждый ученик уникален, и подход к его развитию должен быть индивидуальным. Особенно отчетливо я это вижу в рамках своей работы. Мы, специалисты по работе с детьми, должны быть гибкими, творческими и открытыми, чтобы адаптировать свои методики и подходы под потребности каждого ученика.
Как бы ни были разнообразны методы и подходы, важно помнить, что развитие личности – это процесс, требующий времени и терпения. Результаты не всегда приходят сразу, но постоянным и целенаправленным трудом каждый ученик может достичь значимого прогресса. Главное – поддерживать, вдохновлять и верить.
Наталья ИВАНОВА, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №2045 имени Героя Российской Федерации Д.А. Разумовского
Комментарий
Инна ПТУШКО, воспитатель школы №1194:
– Первый наставник ребенка после родителей – воспитатель. Потом будут учителя, преподаватели, тренеры. И каждый оставит свой неизгладимый след в жизни человека.
Самые первые годы жизни, детство и отрочество влияют на нас сильнее, чем порой кажется. То, как мы ведем себя во взрослой жизни, – чаще всего детский укоренившийся опыт. Ведь все, что происходит в самом раннем детстве, запоминается на всю жизнь. Мы, взрослые, являемся для ребенка главной поддержкой и опорой веры в себя. Поэтому я как наставник стараюсь увидеть, развить в каждом пришедшем в сад воспитаннике его индивидуальные способности, то, что поможет почувствовать себя увереннее, после чего вырастают крылья и хочется творить дальше. Важно заметить и не упустить ту искорку в глазах, которая загорается как отклик на слово или действие педагога.
Рассказываю своим дошколятам, как здорово заводить друзей, снимая барьеры в общении, стараюсь сделать так, чтобы каждый день был открытием, обучая новому.
Раскрытие в детстве характера, способностей и талантов помогает во взрослой жизни расширить горизонты, вписаться в такой стремительно меняющийся мир…
Комментарии