Творчество – неотъемлемая часть жизни каждого человека, который стремится стать личностью. Если же говорить о педагогической деятельности, то творчество в жизни учителя – это путь к самоактуализации, к чему он стремится всю свою жизнь.
Мог ли великий Сократ стать великим, если бы во время обучения своих слушателей не учился сам? Вряд ли, ведь вся его философия пронизана самопознанием и самовоспитанием. Или достиг бы вершины своей славы Аристотель, не работая над собой ежедневно и ежечасно? Тоже сомнительно. Таких примеров множество. Вполне резонным будет утверждение, что, только работая над собой, постоянно совершенствуя свое мастерство, можно стать тем педагогом, о котором писали А.Макаренко, Л.Толстой и другие заслуженные учителя. К.Ушинский говорил, что педагог живет до тех пор, пока учится, и трудно с ним не согласиться. Урок – это маленькая, но в то же время очень насыщенная жизнь, где сценарий пишет сам преподаватель. От того, как будет написан сценарий и отрежиссированы роли, зависит конечный результат урока. Значит, учитель – творец неповторимого акта, который называется уроком.Современный мир настолько мобилен и в то же время интересен, что процесс самообучения, саморазвития и творческая деятельность становятся неотъемлемой частью жизни педагога. Здесь вряд ли можно разделять специальность и жизнь в его профессии. Не может педагог воспитывать других, учить чему-то полезному и доброму, а в повседневной жизни пренебрегать теми ценностями, которым обучает. Отсюда следует, что жизнедеятельность педагога – это совокупность постоянных, качественных изменений в его профессиональной карьере и повседневной жизни, направленная на его педагогическое самосовершенствование.Творчество педагога не может быть обособленным от учеников. По сути, мы всегда становимся начальным звеном в системе «учитель – ученик». Но обратная система «ученик – учитель» становится точкой, к которой мы должны стремиться. Не сможет учитель развиваться, если не учится у своих воспитанников. Можно только представить, каков будет результат взаимодействия, когда мир педагога ежедневно встречается с десятками миров, которые несут его ученики. Только подобная диалектика взаимодействия способна побудить педагога саморазвиваться.В любом словаре можно увидеть, что история – это наука о прошлом. Да, это так, но это наука и о будущем, и о настоящем. Если учитель будет представлять ученика в виде сосуда, который нужно наполнить знаниями и с легким сердцем выпустить из стен школы, то он ошибается. Нельзя жить только прошлым. А вот когда в ребенке зажигается та самая свеча знаний, о которой говорили мыслители, то история становится предметом жизни, пособием повседневного поведения. Фактически учитель истории формирует будущую личность. Достаточно вспомнить, как в 90-е годы историческую науку лихорадило. Герои стали злодеями и наоборот. Только лишь благодаря тому, что продвинутая педагогическая когорта была направлена на самосовершенствование, на устойчивое формирование мировоззрения, удалось избежать переписывания истории. Удалось вырастить новых героев, как А.Прохоренко, геройски погибшего в Сирии. Можно вспомнить и немецких идеологов нацизма, которые признали, что они проиграли войну советскому учителю. Вот истинное подтверждение того, что педагогика не сухая наука и учитель не простой служащий, отрабатывающий положенное количество уроков, а личность, воспитывающая будущее поколение.Однажды, когда в 11-м классе мы изучали Первую мировую войну, я, как обычно, готовился к занятию. Тема была «Общество и война». Конечно, в учебнике было достаточно материала, но мне хотелось провести урок, который оставил бы в учениках особое впечатление. Конечно, план урока со всеми вводными был готов, но сделать события войны столетней давности более близкими было моей главной целью. Перебрав различный материал, я остановил свой выбор на фотографиях войны. При этом упор был сделан не на моментах сражения, а на обычных лицах солдат. В течение урока я показывал фотографии столетней давности. Когда пошли первые кадры, ученики еще не воспринимали войну всерьез – она ведь была давно. Но когда фото сменялись одно за другим, в классе воцарилась сострадательная тишина. Ведь 11-й класс – это возраст 17-18 лет, и на фотографиях войны были молодые лица солдат, уставших от войны, с болью в глазах от гибели товарищей, разочарованные лица пленных и раненых. Фактически это были ровесники учеников. Я не давал никаких комментариев и, переключая слайды, услышал: «Подождите, дайте посмотреть на эти лица». Было понятно, что ученики ощущали войну сердцем, нутром. Одна ученица вызвалась подготовить доклад о роли женщин в войне, когда она увидела фото девушек, добровольно ушедших на фронт. Признаться, я и сам не ожидал такого эффекта, но мне было приятно, что мой нестандартный подход к уроку вызвал у учеников неподдельный интерес к событиям вековой давности. Можно ли назвать такой подход творчеством – не знаю, но ощущение от того, что занятие принесло удовольствие и мне, и ученикам, было абсолютным.Подобное можно сказать об обществознании, где формируется активный гражданин общества, способный выполнять трудные задачи и принимать ответственные решения.Вполне возможно, что у некоторых педагогов может возникнуть вопрос: где взять время на творчество? Ответ прост: время – сама наша жизнь. Если научимся правильно ее определять, ставить цели и добиваться их, то времени будет предостаточно.Но это только одна сторона медали. Существует и другая реальность, с которой мы соприкасаемся ежедневно, – наше общество. Совпадают ли те ценности и идеалы, которые провозглашает на уроках учитель, с теми ценностями, которые исповедует общество? Кто сегодня герой нашего времени? Кем заменили героев-космонавтов или полярников-первопроходцев? Можно услышать, что сегодня мы ориентируемся на формирование успешной личности, но нет никакой конкретики, что это за личность. Неужели космонавты, мыслители или ударники-шахтеры были неуспешными людьми? Нет, они были достаточно успешными. В таком случае где эти ориентиры, какую личность должен формировать педагог? Но и при этом вопросе есть вполне ясный ответ: воспитание добросовестной личности. Ведь, несмотря ни на какие исторические бури, такие категории, как честь, совесть, добро и любовь, не исчезнут. Но эти категории не возьмутся из ниоткуда, их ребенку надо прививать. Опять же мы сталкиваемся с тем, что без творческого развития педагога трудно приобщить ученика к этим категориям.Сегодня в качестве национальной идеи провозглашен патриотизм. Но как его воспитывать? Здесь прежде всего необходимо понимать, что патриотизм выражается не только на поле боя, но и в повседневной жизни. Это прежде всего добросовестный труд каждого человека на своем рабочем месте. Работая во благо своей страны, каждый из нас раскрывает свой патриотический потенциал. В этой связи педагог, работающий над собой, своим примером показывает, как можно служить государству и обществу. Может, у кого-то и возникнет сомнение, что вряд ли такой труд кто-то оценит, но здесь, в педагогической профессии, нельзя искать славы, нужно искать себя. Вот когда найдешь себя, тогда придет и слава, и почет, и уважение. Очень хорошо эта мысль звучит в песне А.Пахмутовой про первый тайм, который уже отыграли. Действительно, не так-то просто найти себя, но легко себя потерять.Есть ли необходимость перечислять те признаки, которыми должен обладать творчески мотивированный педагог? Вряд ли, так как в каждом человеке есть необходимые для этого начала. В своем мифе о колеснице Платон иллюстрирует возможности познания человека. Без творчества не будет познания – это уже аксиома. В ней два коня и возница. Черный конь – это страсти, которые мешают человеку вести колесницу на гору самосовершенствования, а белый конь ее тащит. Мы можем поспорить с Платоном и сказать, что страсти тоже нужны и в колеснице не хватает третьего коня – творческого начала, которое обратит страсти на пользу человеку. Поэтому мечта, желание и страсть движут человеком в процессе самопознания и саморазвития. Здесь уместны слова великого Конфуция, который сказал: «Занимайтесь любимым делом, и вам не придется работать ни одного дня в жизни». Любимым делом может стать любое, которое обращено на себя и на самореализацию.Георгий АРДАЗИШВИЛИ, учитель истории и обществознания школы №1280
Комментарии