Председателю Правительства
Российской Федерации
В.С.ЧЕРНОМЫРДИНУ
Уважаемый ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ!
Несмотря на предпринятые Правительством РФ меры по оказанию из федерального бюджета дополнительной финансовой помощи субьектам Российской Федерации для погашения задолженности по зарплате и выплате отпускных работникам образования, долг сохраняется и начинает снова нарастать.
По информации, полученной от территориальных комитетов профсоюза, задолженность по заработной плате и отпускным работникам образования составила около 4 трлн. рублей, в том числе по отпускным – 0,5 трлн. рублей, что составляет более 1,4 месячного фонда оплаты труда работников образования в России.
В 578 школах 11 субьектов РФ около 25 тысяч учителей не приступили 2 сентября к работе в связи с невыплатой долгов по заработной плате за январь-июль т.г., отпускных за летний период.
Повторяются случаи отключения от теплоэнергоснабжения образовательных учреждений, студенческих общежитий. Подобные действия могут спровоцировать неуправляемые молодежные выступления.
Резкое обострение ситуации в образовании вызвано:
– невыполнением обязательств, данных федеральной властью и администрацией регионов в преддверии выборов Президента РФ;
– неполной реализацией Указа Президента РФ от 16.05.95 г. N 720 “О мерах по обеспечению выплаты зарплаты педагогическим работникам общеобразовательных учреждений при предоставлении им ежегодных отпусков”;
– невыделением средств на финансирование постановления Правительства N 823 от 24 августа 1995 г. “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы”;
– приостановлением действия Указа Президента N 833 от 7.06.96 г. “О мерах по повышению социального статуса работников образования и здравоохранения”;
– продолжающимся увеличением разрыва между тарифной ставкой 1 разряда ЕТС и прожиточным минимумом;
– сохраняющимся значительным разрывом в оплате труда работников одинаковой квалификации в бюджетной сфере и в производственных отраслях;
– отсутствием механизма и неопределенной периодичностью индексации тарифной ставки 1 разряда ЕТС;
– невыполнением п.п. 17, 20, 21 раздела III Генерального Соглашения между общероссийскими обьединениями профсоюзов, общероссийскими обьединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996-1997 годы, в которых предусмотрено:
1. Разработать и осуществить комплекс мер по приближению в 1996-1997 годах тарифной ставки 1 разряда Единой тарифной сетки и минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума.
В I квартале 1996 г. проработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания предложения по соотношению тарифной ставки 1 разряда Единой тарифной сетки, минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, установив конкретные показатели этого соотношения на конец 1996 и 1997 года (п.17).
2. Предусматривать в проектах федерального бюджета и бюджетов всех уровней средства на оплату труда работников бюджетной сферы в соответствии с действующим законодательством, не допуская снижения уровня средней заработной платы в бюджетных отраслях ниже 85 процентов средней заработной платы в промышленности (п.20).
3. Продолжить работу по совершенствованию Единой тарифной сетки с учетом сложности труда, квалификации работников и подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации по этому вопросу (п.21).
В предложенные в качестве рекомендаций при формировании бюджетов субьектов Российской Федерации и местных бюджетов социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства РФ N 1063-р от 3.07.96 г., НЕ ВКЛЮЧЕНЫ:
нормы питания и мягкого инвентаря для дошкольных учреждений, нормы обеспечения обмундированием учащихся профтехучилищ, нормы по общеобразовательным школам-интернатам. Отсутствуют нормативы, определяющие уровень социальной защищенности учителя, в том числе в части оздоровления, санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского страхования, дополнительного пенсионного обеспечения, нормы обеспечения учебной литературой, учебным оборудованием.
По-прежнему не выполняется Закон РФ “Об образовании” в части норм финансирования и установления уровней оплаты труда работников образования и не определены этапы реализации Закона, а также не конкретизированы органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию компетенции Российской Федерации в области образования.
Созданная Правительством РФ Комиссия по вопросам заработной платы в бюджетной сфере под руководством первого заместителя Председателя Правительства РФ Каданникова В.В. прекратила свою работу.
Правительство РФ не посчитало нужным ответить на наше предложение о создании негосударственного пенсионного фонда работников образования.
В течение 1995-1996 года Правительство РФ неоднократно обещало усилить ответственность работодателей (а для образования – и учредителей) за несвоевременную оплату труда, но окончательного решения по этому вопросу не принято.
Учитывая предложения федеральных органов исполнительной власти по бюджету на 1997 год, которые усугубляют трудности образования, в сентябре т.г. коллективы учреждений будут определять формы защиты образования, интересов работников в ходе Всероссийской акции работников образования 4, 7, 8 октября 1996 года.
Учитывая изложенное, просим рассмотреть наши предложения:
– о проведении Председателем Правительства РФ совещания глав администраций субьектов РФ по вопросу принятия экстренных мер по погашению задолженности;
– о создании государственной постоянно действующей комиссии по вопросам оплаты труда работников в бюджетной сфере с обязательным участием представителей профсоюзов;
– об оказании помощи ряду территорий, которые не могут самостоятельно решить проблемы возврата долгов работникам образования;
– о своевременном учете в бюджете 1997 года средств, достаточных для функционирования образовательных учреждений и оплаты труда работников в соответствии с Генеральным соглашением на 1996-1997 годы, Законом РФ “Об образовании”;
– об установлении дополнительных социальных льгот работникам образования, в том числе по негосударственному пенсионному обеспечению;
– о совершенствовании оплаты труда работников бюджетных отраслей.
Профсоюз намерен обратиться в Верховный Суд РФ с иском об отмене принятого в августе т.г. постановления Правительства РФ N 927, а также предложить Правительству РФ рассмотреть на своем заседании в сентябре вопрос “О чрезвычайных мерах поддержки образования” и тем самым предотвратить массовые, масштабные забастовки в отрасли.
С уважением
председатель профсоюза
В.М.ЯКОВЛЕВ
9 сентября
Сегодня 24 сентября. Ответа все нет. Ждем.
Статфакт
По информации ЦК профсоюзов работнников образования и науки, на 19.09.96 г. бастуют:
Архангельская обл. – 30 школ, 3 детских сада.
Кемеровская обл. – 96 школ.
Красноярский край – 50 школ.
Читинская обл. – 11 школ.
Иркутская обл. – 80 школ.
Алтайский край – 14 школ.
Волгоградская обл. – 1 школа.
В Вологодской, Свердловской, Рязанской и других областях 293 учреждения, коллективы которых бастовали со 2.09.96 г., приостановили забастовки и приступили к занятиям, сохранив предзабастовочное состояние.
Итого: 7 территорий, 285 учреждений, около 15 тыс.человек.
Уважаемые учителя! Вы можете подписаться под этим обращением, вырезать его и прислать в редакцию “УГ”. Все ваши письма будут переданы г-ам Б.Ельцину, Е.ст╡оеву и Г.селезневу.
Господин Президент Российской Федерации!
Господин Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации!
Господин Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации!
В очередной раз обратиться к Вам нас заставляет продолжающий усугубляться кризис в сфере образования, здравоохранения и культуры России. Мы, работники бюджетных отраслей, прекрасно понимая трудности переходного периода и по достоинству оценивая важность для жизнедеятельности государства и его граждан любой отрасли народного хозяйства, тем не менее все эти годы не устаем повторять: образование, здравоохранение, культура – это физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное здоровье россиян. Без всего этого у России нет будущего.
О каком возрождении Великой России можно говорить, если сокращается народонаселение страны. Падает рождаемость, растет смертность в трудоспособных возрастах, неуклонно снижается средняя продолжительность жизни. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в России становится критической, способной подорвать здоровье нации.
О каком вхождении России в ряд развитых цивилизованных стран можно говорить, если более полутора миллионов российских детей и подростков не учатся, да и многие из тех, кто сегодня пришел в школу, не получат даже самого необходимого набора учебников. Более трети школ работают в 2-3 смены, а число аварийных зданий учебных заведений приближается к 40%. На грани закрытия находятся ведущие научные учреждения России.
Неужели, господа руководители, Вам все это неизвестно!
Действия исполнительной власти на всех уровнях вынудили нас прибегнуть к крайней мере протеста – к забастовкам! Как это ни противоестественно, но сотни школ во многих регионах России так и не начали новый учебный год, закрываются стационары медицинских учреждений, отменяются плановые операции в больницах.
Мы не требуем ничего сверхьестественного – только выполнения уже принятых законов, указов, постановлений и утвержденных бюджетов.
Мы знаем, что наши профсоюзы постоянно обращаются к Вам, господин Президент, в Федеральное Собрание, в Правительство, в местные администрации с подробными цифровыми выкладками об умопомрачительных долгах Правительства и местных администраций перед учреждениями бюджетной сферы и с конкретными предложениями по выводу наших отраслей из кризиса. В ответ выходят лукавые указы, постановления и распоряжения, под реализацию которых не выделяются средства, или они позже отменяются вовсе. Одну из главных причин такого положения мы видим в отсутствии ответственности практически всех органов власти на всех уровнях за выполнение принимаемых законов, указов Президента, Конституции Российской Федерации. В этой связи мы полностью солидарны с шахтерами России, которые в открытом письме к Вам, Борис Николаевич, ставят вопрос о конституционном закреплении ответственности властей за результаты своей деятельности.
У нас все более зреет убеждение в том, что идет целенаправленное разрушение систем образования, здравоохранения и культуры России.
Господин Президент! Извините за цитирование, но Вы сами говорили в своем Послании Федеральному Собранию: “Главное, чего мы не успели сделать, – надежно защитить социальные и экономические права, гарантировать гражданам неприкосновенность их прав… Социальные обязательства государства выполняются крайне неаккуратно, с крупными провалами и огромным напряжением… Вывод может быть только один: больше так работать нельзя. Это относится к Федеральному Собранию, к органам власти субьектов Федерации и особенно к Правительству”. И еще: “А теперь о самом главном. С 1997 года начнем коренное изменение бюджетной политики. Цель – инвестиции в человека, в его физическое и нравственное здоровье. В России будет только то Правительство, которое обеспечит достижение этой цели”.
Мы поддерживаем эти правильные слова, господин Президент! Пора не в декларациях, а на деле осуществить реализацию конституционных гарантий равных возможностей граждан в получении бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта, бесплатной медицинской помощи в государственной системе здравоохранения, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры. Надеемся, что в этом Вам, Федеральному Собранию помогут наши единые требования:
– полностью и окончательно рассчитаться с долгами федерального и местных бюджетов перед учреждениями бюджетных отраслей;
– разработать механизмы обеспечения стабильного и своевременного финансирования учреждений бюджетной сферы; обеспечить усиление государственного регулирования оплаты труда работников учреждений бюджетных отраслей, финансируемых из бюджетов всех уровней; придать Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы статуса федеральной системы организации оплаты труда в бюджетной сфере, определяющей минимальные гарантии оплаты труда для каждой профессионально-квалификационной группы работников на всей территории России, обеспечить сближение тарифной ставки первого разряда ЕТС с прожиточным минимумом и сокращение неоправданного разрыва в оплате труда работников бюджетной сферы и внебюджетного сектора экономики;
– решить вопрос о конституционном закреплении ответственности властей за результаты своей деятельности. Только уровень жизни, рост благосостояния, продолжительности жизни граждан России должны стать главной целью государственной политики и конституционной нормой оценки результатов деятельности Правительства Российской Федерации.
Господа, вы обладаете необходимыми полномочиями, чтобы реализовать наши предложения, сохранить в России единое образовательное и культурное пространство, сохранить здоровье граждан. Терпение людей на пределе! Еще есть время и возможности предотвратить “горячую осень” 1996 года.
Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ предлагает:
– Разработать механизмы обеспечения стабильного и своевременного финансирования учреждений бюджетной сферы:
а) ввести нормативы финансирования учреждений бюджетных отраслей;
б) выделять целевые субвенции субьектам РФ на содержание учреждений бюджетных отраслей на безвозвратной основе в территориях, в которых за счет собственных бюджетов не может быть обеспечено финансирование на уровне нормативных затрат;
в) учитывать при формировании бюджетов всех уровней необходимость периодического пересмотра и (или) индексацию ставок заработной платы (окладов) работников бюджетных отраслей;
г) внести в перечень защищенных статей расходы на содержание учреждений и обеспечение организации их деятельности.
– Обеспечить усиление государственного регулирования оплаты труда работников учреждений бюджетных отраслей, финансируемых из бюджетов всех уровней, в частности:
а) придать Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы статус федеральной системы организации оплаты труда в бюджетной сфере;
б) определить этапы приближения тарифной ставки 1 разряда ЕТС к прожиточному минимуму (по годам);
в) обеспечить опережающее сближение тарифной ставки 1 разряда ЕТС (по сравнению с минимальной оплатой труда) с прожиточным минимумом;
г) определить на федеральном уровне фиксированную долю расходов на установление доплат и надбавок, премирование и материальную помощь работникам при формировании фондов оплаты труда учреждений бюджетной сферы;
д) ввести надбавки за непрерывный стаж работы (с 1.01.97 г.);
е) определить в законодательном порядке ответственность учредителя и работодателя за несвоевременную и не в полном обьеме выплату заработной платы.
Профсоюз против правительства
Комментарии