Можно ли положить качество образования и качество жизни на чашечки весов и получить знак равенства?
Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе. Русский социолог Александр Субетто определяет качество жизни как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни, а ООН ежегодно проводит исследования для ранжирования стран мира по индексу качества жизни. Но одно дело – качество жизни с точки зрения мировой статистики и совсем другое – с точки зрения самого субъекта. В более узком смысле слова под качеством жизни чаще всего понимают степень удовлетворения потребностей той или иной личности, а потребностей этих много. Да и личности все разные: для одних качество жизни – дом на Майорке, для других – вечер на диване перед телевизором, для третьих – пятнадцать внуков, для четвертых качество жизни – покорение Эвереста. Все мы разные, потребности у нас тоже разные, но в целом все потребности можно разделить на две большие сферы: потребности материальные и потребности духовные.Связь между степенью удовлетворения материальных потребностей и качеством образования, по моему мнению, рассматривать нецелесообразно. В современном мире очень часто при равных исходных данных (при наличии одинакового качественного образования) все зависит от сугубо индивидуальных качеств личности, а именно от умения пробиваться, заниматься самопродюсированием. Связь же качества образования и духовного качества жизни, на мой взгляд, прямая. «Ученье свет, а неученье тьма» – эта пословица известна всем от мала до велика. Чему же мы можем научить детей в нашем ансамбле, как это может повлиять в дальнейшем на их качество жизни? Качественное образование испокон веков включало эстетический компонент, еще древние греки разработали теорию об этосе музыкальных ладов, а многие философы (среди них и Аристотель) говорили о силе воспитательного воздействия музыки, позже эта тема была развита в трудах Боэция. Сомнений в великой силе музыки не возникало во все времена, всех дворянских детей в дореволюционной России обучали в том числе и музыке, и не случайно, ибо музыка – воспитание ума и сердца. Богатейший опыт, о котором Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», нынче почти утерян. Освальд Шпенглер в своем труде «Закат Европы» писал: «Цивилизация – смерть культуры». Глубокие социокультурные изменения, постигшие Россию за последние полтора века, изменили направление развития общества, человек ринулся навстречу прогрессу и практически оторвался от корней. Но по опыту многих стран, претерпевающих модернизацию, успешность обновления зависит именно от сосуществования традиции и современности. Увы, в нашей стране многие этнокультурные традиции уже требуют не сохранения, а восстановления. Думаю, хорошо известно, что человеком, для которого нет сформировавшейся системы ценностей, очень легко манипулировать. У наших детей такая система ценностей есть, и если вечером в дождливый день на несколько часов выключают электричество, то им все равно есть чем заняться – с ними песня.Главное, на мой взгляд, жить именно реальной жизнью в нашем ярком меняющемся мире, идти в ногу со временем, получать качественное образование, но, пользуясь бесконечным количеством высокотехнологичных приборов, не забывать, что главное качество человека – человечность.Екатерина БОЙЦОВА, педагог дополнительного образования ДТДиМ «На Стопани»
Комментарии