Практически каждый родитель время от времени задается вопросами: «Правильно ли я воспитываю своего ребенка?», «Достойным ли человеком он вырастет?», «Как мои действия влияют на его будущее?» И эти вопросы вполне правомерны. Действительно, детско-родительские отношения сильно влияют на то, как развивается ребенок, как он строит отношения с окружающими, а также на его поведение, эмоциональное благополучие, на развитие его личности в целом.
На каждом возрастном этапе взрослый является одним из главных факторов развития ребенка. Если в младенчестве малыш полностью зависит от взрослого, то по мере взросления ребенок становится все более самостоятельным и независимым. Для подростков наиболее значимыми становятся сверстники, а взрослые – родители, педагоги – по значимости отходят на второй план. Тем не менее даже подростки нуждаются в общении со взрослыми, в их советах, рекомендациях. Стиль их общения должен соответствовать возрасту ребенка.На каждом этапе развития ребенок нуждается в качественно разном общении со взрослым. Если в младенчестве это ситуативно-личностное общение, в процессе которого ребенок удовлетворяет свою потребность во внимании и доброжелательном отношении со стороны взрослого, то в раннем возрасте это предметная деятельность, посредством которой ребенок с помощью взрослого познает окружающий его мир и постигает способы обращения с различными предметами. В первую очередь залогом успешности взаимодействия родителя и ребенка является учет специфики возраста ребенка и его потребностей, удовлетворяющихся в процессе общения со взрослым. Стиль воспитания также влияет на особенности общения, взаимодействия и формирования личности ребенка. Исходя из этого познавательное и эмоциональное развитие ребенка зависит от формирования гармоничных отношений между ним и его родителями.В нашем центре на протяжении нескольких лет проходит групповая и индивидуальная работа, целью которой является предоставление возможности родителям получить психологические знания и новый опыт общения со своим ребенком, способствующий гармоничному развитию их отношений в дальнейшем. Например, посещая групповое занятие, родители вместе со своими детьми принимают участие в упражнениях и играх, в которых они учатся разрешению конфликтных ситуаций, безусловному принятию ребенка, взаимному доверию, учатся признанию и уважению личных границ в семье, соблюдению установленных правил, выражению желаний и эмоций социально приемлемыми способами. В качестве примера можно привести группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста и детско-родительские группы, целью которых является гармонизация детско-родительских отношений. Помимо этого, совместное посещение группы с родителями позволяет детям раннего возраста в безопасной для психологического состояния обстановке осваивать пространство образовательного учреждения и адаптироваться к условиям вне дома. В свою очередь родитель имеет возможность помочь ребенку решать возникающие конфликтные ситуации исходя из ценностей семьи.В рамках проведения данных групп специалист используют следующие методы и приемы: игровые техники, сказки, упражнения, направленные на установление физического контакта между родителем и ребенком, на развитие и обогащение сенсорно-перцептивного опыта и психомоторной сферы. Педагог-психолог на всех этапах (в индивидуальной и групповой работе) помогает родителям осваивать и применять на практике новые знания, видеть потребности своего ребенка и развивать их отношения, справляться с трудностями. Конечно, на занятиях очень важна мотивация всех членов семьи на сотрудничество, на совместную деятельность. Таким образом, у родителей должны закрепиться полученные знания и умения, которыми они могут пользоваться в своей повседневной жизни дома с ребенком.Так что же нужно для того, чтобы отношения с родителями были гармоничными? Для этого нужно: правильно подавать информацию и просьбы. Четко проговаривая их, разделяя сложные указания на несколько более простых. Вместо «убери игрушки» говорить «убери, пожалуйста, красные кубики в эту коробку»; отражать эмоции ребенка, озвучивать словами то, что происходит с ребенком, дифференцировать чувства (например, страх) и состояния (например, тревога) и помогать их проживать, проговаривать, находить социально приемлемые способы выражения трудно проживаемых эмоций, таких как грусть, злость, страх; использовать приемы и техники эффективного общения: активно слушать, перефразировать; хвалить ребенка, обращая внимание на его правильное поведение; видеть ребенка со всех сторон, замечать его сильные и слабые стороны. Соотносить возможности ребенка с родительскими ожиданиями и наоборот; подбирать игрушки, организовывать деятельность и игры в соответствии с возрастом ребенка; придерживаться режима дня и выработанных в семье правил; учить ребенка проживать неудачу и успех в настольных или любых играх с правилами. Это поможет ему переживать сильные эмоции, связанные с самооценкой, в реальной жизни; соблюдать границы в отношениях с ребенком, учитывая его потребности и не забывая о своих. Выполнение этих рекомендаций способствует выработке своего собственного эффективного стиля воспитания. На занятиях педагог-психолог может не только отметить, применяет ли родитель во взаимодействии с ребенком вышеуказанные навыки, но и увидеть всю ситуацию изнутри, рассказать родителю о своих наблюдениях. Эти наблюдения помогают родителю осознать ситуацию со стороны и придумать новые способы взаимодействия со своим ребенком. Также у родителей есть возможность узнать что-то новое про себя и своего ребенка. На занятиях в групповом формате родители могут увидеть, как другие справляются с проблемными ситуациями, и поделиться своим опытом с другими, поддерживая друг друга.Анастасия СИДОРОВИЧ,Вероника ПОЧТАРЕВА,педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Комментарии