Проблем в системе образования более чем достаточно. И, чтобы начать их решать, нужно их как-то ранжировать, чтобы понять, какая главная, а какая второстепенная. Пожалуй, именно для этого народ и собирается на всевозможные мероприятия, чтобы коллективным усилием попытаться определить направления развития и пути решения наиболее злободневных вопросов. Не стал исключением и III Всероссийский съезд работников дополнительного образования, который прошел недавно в Москве. В нем приняли участие более 400 педагогов, экспертов и представителей органов управления в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики, Общероссийского профсоюза работников образования, общественных организаций и родительской общественности. И всех, разумеется, волновал вопрос – что делать, как жить дальше.
– Сегодня сфера дополнительного образования достаточно хорошо оснащена всем необходимым, – заявил директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Игорь Михеев. – За последние годы государство выделило огромные средства на ее развитие и укрепление материально-технической базы, я был в регионах и могу это подтвердить. Принят ряд важных документов, главные из которых – Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. И теперь главное – объединить лучшие практики, тиражировать наиболее эффективные методики, наполнить систему новым содержанием в соответствии с требованиями профессионального стандарта.Итак, представитель федерального образовательного ведомства определил приоритеты. Вопрос в том, согласны ли с его оценкой ситуации представители регионов. Действительно ли в системе допобразования финансы и материальная сторона больше не главное, а гораздо важнее – образовательные программы?- Да, объемы финансирования за последние годы и вправду заметно увеличились, – считает руководитель Центра дополнительного образования «Ладога» Татьяна Маевская, Ленинградская область. – Например, за весь 2014 год на всероссийские мероприятия мы смогли отправить от региона лишь 180 лучших детей. В 2015-м – уже 247, а в 2016-м – 420. Средняя зарплата тренера-педагога и организатора у нас составляет порядка 35-36 тысяч рублей. А программы действительно очень важны, без этого невозможно заинтересовать ребенка, мотивировать его.В Краснодарском крае, судя по всему, тоже с материальной базой все в порядке.- Оборудования нам поставили много, а вот с методическим обеспечением проблемы, – констатирует научный сотрудник Армавирского госпедуниверситета, старший преподаватель кафедры ИКТ Евгений Голодов. – Нужно ведь не просто научить ребенка, как собрать робота, но и понять, что с ним делать дальше, то есть развить конструкторскую мысль. Поэтому мы сейчас разрабатываем и апробируем программы в области робототехники для учителей и учеников.Не испытывает материальных проблем и Крым. Судя по словам директора Севастопольского центра детско-юношеского туризма Юрия Негребецкого, за последние годы в систему образования республики пришло очень много денег – «дай бог освоить». А вот с содержанием образования все далеко не так благостно – люди не знают, что делать с новым оборудованием, какие программы реализовывать.«Жизнь удалась» и у директора Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» Дениса Рочева. Он подтверждает: внимание к системе ДО со стороны государства заметно возросло, также появилось очень много региональных инвестиций. И это не случайно, ведь «Интеллект» – ресурсная площадка для развития детского научно-технического творчества по направлению JuniorSkills.В Дагестане также большое внимание уделяется развитию допобразования. Как заявила директор Буйнакского районного центра развития одаренности детей Аида Залимханова, здесь накоплен уникальный опыт работы с юными дарованиями, современное оборудование используют с полной отдачей благодаря целому пакету авторских программ, а на зарплату не жалуются.Так что же получается, извечная проблема нехватки средств, техники и снаряжения, о чем всегда и везде говорили работники дворцов творчества, и вправду решена в масштабах всей страны?- У нас в регионе создана неплохая матбаза, работают профессиональные кадры, созданы хорошие программы, словом, жизнь идет, система развивается! – исполнен оптимизма директор Детского образовательного физкультурно-оздоровительного центра Николай Агафонов, Псковская область. – Правда, стало заметно труднее привлекать детей к занятиям в кружках, у них сегодня много других интересов.- Самая большая проблема дополнительного образования на сегодня – все-таки содержание, новые программы, эффективные методики, – говорит заместитель директора по развитию Открытого молодежного университета Сауле Уразбаева, Томск. – Например, сегодня много говорят о необходимости воспитывать инженерно-технические кадры уже со школы, поэтому везде активно внедряют робототехнику. Но, во-первых, ни у кого нет опыта, а во-вторых, научно-техническое творчество на самом деле понятие гораздо более широкое, чем только робототехника, и не совсем понятно, как выйти за пределы конструирования роботов.- Я считаю, главная проблема – отсутствие нормативной базы, – уверена директор Луховицкого Центра детско-юношеского туризма и экскурсий Татьяна Тоистева, Московская область. – В дополнительном образовании в отличие от среднего общего очень много самых разных направлений, и каждому нужны свои отдельные законодательные акты. В туризме, например, с 90-х годов нормативка почти не изменилась, а требования очень сильно поменялись. И нужно все это менять, подгонять под современность. И еще очень важная проблема – кадры. Работаем со старыми, новых почти нет. А новый профстандарт угрожает лишить нас даже старых кадров, потому что они ему не соответствуют.С коллегой согласна и начальник отдела дополнительного образования Департамента образования и молодежной политики Новгородской области Светлана Михайлова. По ее мнению, материальная база, безусловно, важна, но еще более важно – кто будет ею пользоваться, какие программы станет реализовывать. Пока все держится на старых добрых кадрах, многие из которых работают в системе еще с незапамятных времен, не имея перспектив в ближайшее время сдать дела молодой смене.А вот у ректора Института развития образования Ярославской области Ангелины Золотаревой куда более оптимистичный взгляд на реальность. В ее презентации на съезде было отмечено, что доля работников в возрасте до 35 лет в системе допобразования в целом по стране составляет 29 процентов, в то время как в школе эта цифра не достигает и 18 процентов. Стало быть, не все так плохо, и коллективы дворцов творчества и домов пионеров изобилуют молодежью.И все же, все же…- Видимо, в разных регионах ситуация разная, но мы явно ощущаем недостаток финансирования, – констатирует заместитель директора вологодского Дворца творчества детей и молодежи Ирина Кованина. – Мы ждем решения вопроса о переходе на подушевое финансирование и желали бы повышения базовой ставки педагога ДО, она сегодня крайне мала. Очень трудно привлекать молодые кадры на мизерную зарплату. А нет кадров – нет ничего. База у нас неплохая, да, но она сформирована за многие годы, а отнюдь не теперь.- У каждого региона свои возможности, поэтому обобщать не стоит, – считает заместитель директора по УВР Рязанского городского дворца детского творчества Ирина Филимонова. – У нас нет проблем с содержанием, зато есть проблемы с материально-технической базой. До робототехники нам далеко, а приобрести конструкторы не хватает средств. Не скажу за весь регион, но у нас конкретно идет урезание бюджета, сокращение штатов. Никакого особого внимания со стороны государства мы не ощущаем. Хотя это наблюдается в целом по стране. А то, что все-таки выделяют, съедает инфляция.- Я считаю, нужно все-таки сначала улучшить материально-техническую базу, потом научить людей работать с новым оборудованием, причем как рядовых педагогов, так и управленцев, – таково мнение Клары Калмыковой, директора Дворца творчества детей и молодежи, Нальчик, Кабардино-Балкария. – Но, если честно, я совсем не ощущаю на себе того повышенного внимания государства, о котором говорил Игорь Михеев. За последние годы мы всеми силами стараемся сделать так, чтобы не стало хуже, поэтому ищем спонсоров. Не знаю, куда идут финансовые потоки, выделенные на улучшение работы системы ДО в целом по стране, но у нас этого нет.Не менее печальная ситуация и в Тюмени. Как утверждает директор Центра «Контакт» Евгений Серочудинов, за последние полтора года никаких поставок инновационного оборудования не было, никакого финансирования не наблюдается.- Есть депутатская поддержка, – говорит Евгений, – также мы зарабатываем внебюджетные средства, выигрываем гранты, да и те тут же вкладываем в развитие. А от государственных структур – увы, ничего.Словом, если «в среднем по больнице» температура вполне допустимая, то в ряде отдельных случаев ситуация, увы, безрадостная.- Государство всегда финансировало нашу систему, но теперь у него нет денег, – рассуждает Вера Ванюшкина, директор Камышинского центра детско-юношеского туризма и краеведения, Волгоградская область. – И я прекрасно понимаю проблемы государства, но не понимаю, почему их взваливают на меня. За последние 5 лет конкретно мой центр получает финансирование только на зарплату и коммунальные услуги. Все остальное я зарабатываю сама. Более того, меня еще и обязывают постоянно повышать размеры зарплаты сотрудников. А сделать это можно, только повысив нагрузку или сократив штаты. Может, все-таки государство должно принять на себя часть наших проблем?- Никакой заботы государства на себе я не ощущаю, – категорично заявляет директор Брянского центра детско-юношеского туризма Борис Белов. – В 1992 году в СССР было 540 таких центров по стране. Теперь – меньше 200. В регионе мы остались одни. Нас финансирует город, и мы не чувствуем абсолютно никакого федерального финансирования. Ни на транспорт, ни на оборудование. Концепция развития дополнительного образования нас никак вообще не коснулась – ни меня, ни моих коллег. Зарплату повысили искусственно – за счет оптимизации, то есть увольнения сотрудников, повышения нагрузки на остальных. Мы полностью сами финансируем детские походы, транспорт, командировки. Система рушится, кадров нет, денег не хватает, поэтому нужные для отчетов показатели просто берутся из воздуха. Люди, которые все это придумали, никакой ответственности не несут, но во всех недочетах винят нас….Итак, судя по всему, деньги на развитие системы дополнительного образования государство все-таки вкладывает. Но до рядовых сотрудников они доходят далеко не всегда и не везде. Хотя бы потому, что в приоритете развитие технопарков, точечное финансирование «модных направлений», в первую очередь робототехники. А вот что касается всего остального – это, как говорится, сами, сами. И желательно задаром. Ведь вы же можете, вы же энтузиасты!..СтатфактВ организациях ДО России работает более 132000 человек (43,5 процента от общей численности всех педагогических кадров системы образования).
Комментарии