search
main
0

Так это было

Литобъединение Дома учителя

Заметным явлением стало создание литературного объединения Московского городского Дома учителя.

В первые годы литературным объединением руководил доцент МГУ, критик и литературовед Владимир Турбин. До наших дней Владимир Николаевич занимает исключительное место в литературоведении, а в МГУ каждый год проводят «дни Турбина».

И в Доме учителя члены литобъединения о нем вспоминают:

– Он был яркий, необычный человек… Атмосфера обожания своего учителя царила в литобъединении, которым руководил Турбин. Мы старались изо всех сил, учились так усердно, как никогда раньше, чтобы получить от него одобрение и похвалу…

С 1965 года на протяжении трех десятилетий литературное объединение «Московский учитель» возглавлял известный поэт, фронтовик Юрий Мельников.

С началом войны Юрий Иосифович добровольцем ушел на фронт. Был дважды ранен. Участник Парада Победы. Его стихи печатались во всех центральных газетах. В одном из стихотворений просто и многозначительно поэт писал:

Опять пишу и до рассвета
О том, как тяжело в бою.
Не потому ль, что тема эта
Вошла осколком в грудь мою?

Сохранились дневники-воспоминания старейшего члена литобъединения Викентия Агранова. Викентий Сергеевич записывал каждое заседание, а позже назвал их «Сезам, отворись!». Эти воспоминания воссоздают не только атмосферу происходившего в Доме учителя, но и атмосферу интересов, профессиональных притязаний московского учительства. Вот одна из записей: «Мы на Ленинских горах. Актовый зал МГУ. Народу битком. У колонн замерли люди. Некоторые взобрались на спинки сидений, другие встали на подоконники. На трибуне коренастый летчик-майор – смущенно улыбающийся Юрий Алексеевич Гагарин. Говорит просто, умно, истинно по-русски. Зал внимает герою космоса затаив дыхание. Вчера в объединении выступали преподаватели Литературного института им. Горького. Было крайне интересно и поучительно слушать…»

Следующая запись о том, как проходили встречи в литобъединении: «Я прочитал стихотворение «Ленинское слово», с которым недавно выступил в Театре Ленинского комсомола на торжественном собрании. Там был гром аплодисментов, а здесь общее мнение: плохо, газетчина, ничего поэтического. Я не согласился и даже про себя обиделся…» Литобъединение развивало, учило, укрепляло характер… В 1963‑м участником литобъединения Дома учителя становится Николай Журавлев, кандидат филологических наук, преподаватель МГУ. Чуть позже Николай Павлович тоже обретет славу видного российского лингвиста. Вообще этот творческий коллектив Дома учителя был известен в Москве.

Композитор Дмитрий Кабалевский, побывав в Доме учителя, написал музыку на стихи Ларисы Захаровой, участницы лит­объединения. А на телевидении в 1967‑м сняли телепередачу «В гостях у литературного объединения «Московский учитель».

Участники передачи вспоминали об этом забавно: «Собрались мы к 12 ч., тренировались в произношении текстов до 3 ч. дня, потом после пятиминутного перерыва сделали прогон и точно уложились в 30 мин.». Постоянными были встречи в Доме учителя с редакциями «толстых» журналов: «Знамя», «Новый мир» и др. Интересно оценивали студийцы саму атмосферу студии: «В объединении много сейчас людей. Торжествует дух доброжелательности при высокой принципиальности критических суждений».

Прошли годы. Но литературное объединение в Доме учителя существует и сегодня. Уже в другом ритме, другом составе. Мы очень хорошо понимаем, что как певцу нужен слушатель, а лицедею – зритель, так пишущему человеку нужны единомышленники, а иногда и оппоненты, нужна атмосфера, в которой будет звучать слово. Несколько раз менялся состав участников, менялись руководители, но дело живет. И Галина Садовская, участница литературного объединения, ветеран педагогического труда, член Союза театральных деятелей и Союза писателей России, объясняет причину долголетия ЛИТО так:

Сложить стихи сумеет каждый.
Кто не слагал их хоть однажды?
Но в этом есть один секрет:
Не всяк рифмующий – поэт.
Нельзя в поэты подрядиться:
Поэтом надобно родиться!
Поэт приходит в мир большой
С распахнутой для всех душой.
Нет! Он стихи свои не пишет,
Он в них живет, он ими дышит!
В них – радость, грусть, в них – море света.
Судьба завидна у поэта:
Он – в центре жизни, а не с краю.
Других поэтов я не знаю.

Ежегодно мы выпускаем сборник поэзии наших ветеранов. Выпущено уже 8 сборников-альманахов. Для авторов стихов это форма эмоциональной реализации, желание говорить о сокровенном со всем миром. А сокровенным было отношение ко времени, которое выпало на долю ветеранов педагогического труда. В сборниках много стихов о России. Случайно ли это? Внимание к этой теме определяется нравственной сущностью поколения ветеранов. Видимо, этими чувствами определяется количество стихов о России, о войне, о Великой Победе, о цене этой Победы. В стихах ветеранов отражение их судеб, рассказ об их близких, с войны вернувшихся и навсегда оставшихся на ней.

Но активны и молодые поэты. Ежегодно Московский городской Дом учителя проводит конкурс «Проба пера». Конкурс давно получил статус всероссийского, так как в нем принимают участие не только москвичи. За несколько лет нам присылали свои стихи учащиеся школ, студенты, учителя и даже родители учеников из многих городов и сел России. Этому обстоятельству мы особенно рады: сельскому школьнику и учителю не так-то легко заявить о своем поэтическом даровании. Живет слово. А это очень важно сегодня. У одной нашей учительницы, теперь уже ветерана педагогического труда, члена Союза писателей России Екатерины Козыревой есть такие стихи:

Родина! Зорями светлыми,
Далью меня позови!
Что ты согнулась под ветрами?
Сердце болит от любви.
Рыскали черные вороны
В русской дороге-земле,
Дом распадался на стороны,
Храм не светился во мгле.
Снова дорога полынная
Горькой родная судьбе,
Песня моя лебединая,
Родина… Счастья тебе!

Лариса ЧЕРНИЧЕНКО, Московский городской Дом учителя

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте