В фильме Олега Ефремова и Наума Ардашникова «Старый Новый год» героиня Лилии Евстигнеевой говорит следующее: «Вы думаете, если я учительница, то ничего не понимаю? В школу стекается все – и самое положительное в нашей жизни, но и такое вот тоже» (имелось в виду «не совсем хорошее в нашем обществе»). Фильмы о школе времен существования Советского Союза все мы с вами знаем. Я же обращу внимание на те, что появились уже в XXI веке. Быть может, они оказались не в зоне большого внимания со стороны зрителей, однако сказать о них стоит.
Дети неравнодушные, но все без толку
Хорошо, если школа хорошая: все понимающие педагоги, специалисты своего дела, кружки, секции, дети, тянущиеся к знаниям, с родителями проблем нет. Не школа – сказка. Такой идеал показан в «Расписании на послезавтра» (кстати, отличный фильм, такие школы у нас были. Смею надеяться, что и есть). Однако бывает, увы, и по-другому. Сеять разумное, доброе, вечное отправляли(сь) в малые и большие города России, что отражено в «Сельской учительнице», «Весне на Заречной улице», «Доживем до понедельника», «Розыгрыше», «Чучеле». Эти фильмы стали золотым фондом отечественной киноклассики. Споры и разговоры о нравственности, морали, доверии к ученикам и учителям не утихают и по сей день.
Быть может, в наши времена не так уместно начинать учебный год с проблемных фильмов о школе, но первой картиной, которую я увидела при подготовке материала, была «Простой карандаш» (2019 год, режиссер Наталья Назарова). «Маленькие детки – маленькие бедки» – гласит русская поговорка. Если же дети вырастают, то вырастают и проблемы. Однако проблемными у нас могут быть не только дети, но и взрослые, и даже целые регионы (последние принято называть депрессивными).
В один из таких «убитых» регионов на Севере России из Петербурга и приезжает художница – быть учителем рисования, черчения и МХК в местной школе. Повод для такого поворота судьбы совсем уж безрадостный – в местной колонии отбывает наказание по сфабрикованному делу муж Антонины Золотаревой (нашей героини, актриса Надежда Горелова), тоже художник. Приезду жены он совсем не рад (был в Петербурге роман на стороне, вот только согласиться быть ближе к любимому не захотела). Школа, дома, улицы в фильме – все серые будни, без электричества. Солнце практически не появляется на горизонте, однако природа – самое красивое, что существует в той местности. Антонина пытается заинтересовать детей природой, умением и желанием не только смотреть, но и видеть. Дети же неравнодушные, но все без толку. Способные к рисованию ребята бывают везде, в том числе и в далекой глубинке, тяга к прекрасному тоже может возникнуть и у тех, кто обитает в домах, практически предназначенных под снос, вот только перспектив дальнейших у школьников никаких. К тому же все городское поселение, включая и местную полицию, в страхе держит брат одного бандита (тот отбывает наказание). Хулиган из хулиганов, Михаил Пономарев (Александр Кольчевский) совсем не похож на тех, что были в «Республике ШКИД» (режиссер Г.Полока, 1966 год). Авторитет для него только брат, никак не взрослые и учителя. Управы на него нет – пустые глаза, полное неуважение и глубокое презрение к окружающим взрослым. Те же, включая и учителей местной школы, на все закрывают глаза. Страшно, себе и семьям дороже. Если же и вступишь в противостояние, в живых можешь запросто не остаться (ни ты, ни твои дети). Ты матерого хулигана не трогаешь, он – тебя. В живых некоторые в фильме и не остаются… Одна Антонина пытается противостоять, но тщетно. Жизни она не знает, воспитана и выросла в интеллигентном Петербурге, среди дворцов, музеев, работ Леонардо да Винчи и современных художников-мыслителей. Антонина человек мыслящий, глубокий, но совершенно не осознающий и не знающий, как вести себя среди безнадеги, откуда только ноги уносить надо (советует не один человек в фильме). Ситуация такая, что отпетый подростковый криминал неисправим (и это данность, факт), тут весь взрослый мир уже давно махнул на себя и на свою жизнь рукой. Кто знает, быть может, прав учитель русского языка, литературы, истории и физкультуры (актер Александр Доронин, подобное же совмещение встречается до сих пор в российских школах, тоже увы), утверждая, что «хождение в народ никогда еще не приносило пользы»… Показателен такой диалог из фильма:
«- Может, что-то в жизни поменяется? Правда? Ты вот не хотела бы жизнь свою изменить? Чтобы раз – и что-нибудь произошло. И ты стала другой Верой. Ты довольна своей жизнью вообще?
– А я никогда не думала об этом.
– А ты подумай! Сейчас!
– А зачем?»
Картина «Простой карандаш» Натальи Назаровой жесткая и жестокая. Как ни отмахивайся и ни закрывай глаза, но такое есть в нашей жизни. Вспомним, как далеко не все принимали «Чучело» Ролана Быкова, а у Владимира Железникова похожая ситуация случилась с собственной племянницей. Все есть в наших школах и в нашей жизни: и прекраснодушное самопожертвование, и пустые надежды что-то исправить, и равнодушие взрослых, и жестокость детей. Один лишь извечный русский вопрос «Что делать?» так и остается у нас без ответа.
Фильм «Простой карандаш», к слову, удостоен специального приза жюри «За актуальную трактовку классического сюжета о противостоянии личности обстоятельствам» (Н.Назарова) и диплома Гильдии киноведов и кинокритиков России по конкурсу «Игровое кино. Осенние премьеры» на фестивале «Окно в Европу» (Выборг, 2019 год), а также Гран-при, приза зрительских симпатий и приза «За лучшую женскую роль» (Надежда Горелова, главная роль) на фестивале российского кино в Онфлере (Франция, 2019 год).
Школы разные, но сказку любят все
Другая современная картина – мини-сериал режиссера Валерия Девятилова «Кузница счастья» (2021) – отчасти напоминает советский фильм «Приезжая» (режиссер В.Лонской, 1977 год), кстати, тоже о педагоге географии в сельской школе (ее роль исполняет Жанна Прохоренко). В «Кузнице счастья» личная жизнь не заладилась у учительницы начальных классов Ольги (Валерия Ланская), выросшей ни много ни мало в детском доме (кстати, из детдома была и героиня Жанны Прохоренко). Муж Ольги, бизнесмен (Дмитрий Пчела), закрутил роман, Ольга мириться с таким положением дел не захотела и по совету подруг уехала с дочкой по программе «Земский учитель» в Ростовскую область, поселок Кедровый.
Школа в южной области России не столичная, как и дома, улицы, магазины. Однако на юге тепло и много солнца, что сразу скрашивает пребывание Ольги на новом месте. Все и про всех знают, помогают друг другу по-соседски в беде и несчастье. Но здесь тоже не без проблем в деле образования. Некоторые дети могут не ходить в школу днями, ибо им это делать запретил отец. Человек не без греха, пьющий. Зачем детям школа, знания, если нужно по дому помогать, ведра таскать?.. Учеба побоку. Тем не менее и на таких нерадивых родителей у Ольги нашлась управа, стоило лишь только слух по поселку пустить, дескать, некоторые дети за победу в олимпиаде по математике приглашение в Москву получили, а в иных семьях яблочко от яблони. Дабы весь поселок не судачил, дети и в школу ходить стали, и учиться – способности и желание есть.
Мало того, еще со времен работы в столице было у Ольги серьезное увлечение – гончарное дело. Еще в Москве ее ученики побеждали на конкурсах. Удалось ей и в Ростовской области (не без помощи местного кузнеца) открыть гончарную мастерскую. Кузнец (Максим Щеголев) оказался тем мужчиной (и, что немаловажно, опорой), с которым Ольга обрела новое счастье. Она подружилась с жителями поселка и устроила красивый праздничный выпускной у ребят из младших классов.
Разные люди, разные школы, разные взрослые и их поступки – вот такой контраст севера и юга. Для кого-то и Ростовская область может стать ближе, чем пресыщенная столичная жизнь и возврат к прежнему супругу (он же и приехал снова – дочку повидать, да и возможный возврат к прежней жизни прощупать). Впрочем, в «Кузнице счастья» присутствует элемент сказки, но кино – великая иллюзия, в реальности такое случается не так часто. Сказку же любят все.
Нужен ли нам такой Пушкин?
Не обошел кинематограф XXI века и наше все, куда же без Александра Пушкина? В 2017 году режиссеры Филипп Коршунов и Павел Мирзоев выпустили фильм-комедию «Спасти Пушкина». Картина подростковая, не лишенная иронии по отношению ко всем прелестям современных шоу, сенсаций. Двум подросткам, Феде (Алексей Лукин) и Егору (Денис Сухомлинов), удается путем хитрых манипуляций с часами, ранее принадлежавшими поэту, переместить Пушкина в нашу современную жизнь, спасти от дуэли, кончины. Ведь это же Пушкин! Вот только спасенному гению (Константин Крюков) еще предстоит доказать, что он настоящий, ибо на Старом Арбате двойников поэта полным-полна коробочка. Пушкин бродит по улицам Москвы, видит памятники себе самому, удивляется, шутит, даже может воспроизвести рэп – ай да Пушкин! Пушкин современности – герой ток-шоу, анекдот, тот, с кем можно отлично сделать селфи. Круговерть с нечистыми на руку издателями, нелепыми профессорами-пушкинистами, чиновниками от образования – Пушкин нужен всем для сенсаций, отчетов, восхвалений самого себя, прибыли в конце концов. Пушкина все же спасают и от надоедливого внимания, и даже от пули киллера. Становится поэт «министром культуры при дворе» в глубокой старости. «Нужен ли нам такой Пушкин?» – вот в чем вопрос. Однако если современные подростки всерьез заинтересуются стихами поэта, может, и нужен такой лихой сюжет.
«Сегодня мы будем рисовать с вами человека. Человек – наверное, самое прекрасное и самое загадочное. Посмотрите внимательнее друг на друга. Найдите то лицо, которое вы хотите нарисовать. Давайте даже отложим карандаши и увидим только то, что сегодня. Только в этом дне. Потому что каждый день неповторим. Каждый человек неповторим», – говорит ученикам главная героиня фильма «Простой карандаш». Последняя фраза крайне важна, ибо не только каждый взрослый человек неповторим, каждый ученик неповторим. И если искра интереса, познания, способности, таланта проникла в души ребят, значит, не зря их учили. Умение не только видеть, но вглядываться в душу ребенка – одно из важных педагогических качеств. Так будем же вглядываться и учить.
Комментарии