Месяц назад Министерство труда и социального развития РФ направило в рабочую группу Российской трехсторонней комиссии проект “Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”. Документ тайный, широкому кругу педагогов и управленцев неизвестный, для ознакомления недоступный. Спрашивается, почему такая таинственность, ведь речь идет о кровных интересах 39 миллионов тех, кто имеет отношение к образованию. Прибавим сюда врачей, медработников, работников культуры – получается совсем неплохая многомиллионная компания, которая находится в полном неведении относительно того, что ее ожидает в недалеком будущем. Ну просто совсем недалеком, поскольку отраслевые системы оплаты труда планируется ввести с октября следующего года. Поэтому, как представляется, никто и не противодействует планам Минтруда, между тем планы эти, будучи реализованными, могут преподнести всем бюджетникам немало сюрпризов. Сюрприз первый – отказ от Единой тарифной сетки.
Кому мешает ЕТС?
С одной стороны, есть два федеральных закона, которые обеспечивают регулирование оплаты труда в учреждениях и организациях бюджетной сферы именно с помощью ЕТС. С другой стороны, по Трудовому кодексу ЕТС – чуть ли не единственная гарантия оплаты труда работников бюджетной сферы по справедливости и по уму. 18 разрядов ЕТС позволяют сопоставить сложность труда и квалификационный уровень работников в различных отраслях бюджетной сферы. Много чего хорошего дала нам ЕТС: с ее помощью принимались согласованные решения по увеличению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, с ее помощью определяли размер трансфертов и материальной помощи субъектам РФ, когда те не могли выплачивать в срок зарплату и отпускные тем же педагогам. Наконец, при существовании тарифных ставок и окладов ЕТС давала возможность устанавливать значительное количество доплат, надбавок (при рассмотрении структуры зарплаты установлено: тарифная часть составляет 62,3 процента, а 37,7 – надтарифная часть). Но, по мнению Минтруда, сегодня ЕТС не нужна. Почему? Да потому, что она-де осложняет дальнейшее совершенствование системы оплаты труда бюджетников и повышение ее уровня, потому что регионы-де живут по-разному, потому что стоимость жизни в них неодинаковая, потому что ЕТС-де не позволяет учитывать особенности и различия деятельности отдельных категорий работников в различных отраслях бюджетной сферы, к тому же трудно-де систематизировать надтарифные выплаты. Минтруд считает, что ЕТС не нужна еще и потому, что изменились отношения федерального и территориальных бюджетов, что субъекты Федерации и муниципалитеты стали более самостоятельными, а местные бюджеты все в большей степени обеспечивают своими финансами учреждения бюджетной сферы. Таким образом, Минтруд предполагает основную тяжесть финансирования перевести на региональный, а то и местный, муниципальный уровень.
Нужны ли свои зарплаты в каждом отдельно взятом регионе?
На этот вопрос Минтруд дает положительный ответ. Он считает, на местах лучше знают территориальные особенности условий труда, динамики потребительских цен и баланса доходов-расходов местных бюджетов. А потому Минтруд предлагает расширить права субъектов РФ и муниципалитетов в области оплаты труда бюджетников. Порядок предлагается такой. Правительство РФ определяет сроки введения отраслевых систем оплаты труда, размеры должностных окладов, ставок заработной платы, тарифных и других выплат, а также порядок и сроки их индексации на федеральном уровне. Субъект Федерации самостоятельно определит сроки и размеры повышения должностных окладов, ставок заработной платы, тарифных ставок и других выплат бюджетникам, которые финансируются из его бюджета. То же самое сможет делать муниципалитет в отношении тех бюджетников, которые финансируются из местного бюджета. При этом Минтруд считает: субъекты Федерации и муниципалитеты смогут ориентироваться исключительно на величину собственного прожиточного минимума и собственные финансовые возможности. Это, конечно, хорошо, но настораживает то, что субъектам Федерации и муниципалитетам предлагают самостоятельно определять размеры тарифных ставок, межразрядных коэффициентов и компенсационных выплат, исходя из своих возможностей. Еще одно: сроки введения отраслевых систем оплаты труда для организаций, финансируемых из региональных и муниципальных бюджетов, и расходы, связанные с этим введением, субъекты и муниципалитеты будут определять сами в зависимости от средств соответствующих бюджетов. Поскольку школы пока еще находятся на муниципальном уровне, это означает одно: Минтруд отдает их финансовое и материальное обеспечение полностью на муниципальный же уровень. Что чрезвычайно интересно прежде всего в связи с готовящимся по инициативе президента законом, переводящим школы с муниципального на федеральный и региональный уровень оплаты труда педагогов. Хочется спросить Минтруд: слыхали ль вы о том? Судя по всему, не слыхали. Но опять-таки, судя по всему, Минтруд незнаком и с еще одним законопроектом “О федеральном бюджете на 2003 год”. Иначе, будучи знакомым с планом развития муниципального сектора экономики на 2003 год, министерство бы узнало немало полезной информации о состоянии муниципальных образований.
Слезы по финансам
В России 11488 муниципальных образований, из них больше всего – 8427 – сельских. 92 процента муниципальных образований имеют свою собственность, но при этом одна треть их не имеет своего жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры и так далее. Самые острые проблемы становления и развития местного самоуправления связаны именно с формированием собственной финансово-экономической основы. Чуть больше половины муниципалитетов (58 процентов) не имеют своих бюджетов и живут по сметам расходов, устанавливаемых им органами государственной власти. Там, где бюджеты есть, доходная часть их не выше 39,5 процента, а местные налоги и сборы от совокупных доходов и сборов не достигают 6 процентов. В самом тяжелом положении находятся сельские муниципальные образования (напомним, что их число составляет три четверти от общего количества). Они получают из бюджетов других уровней почти 82,5 процента всех своих доходов. Таким образом, ни о какой финансовой самостоятельности муниципалитетов не может быть и речи, ибо их доходы – даже с учетом дотаций и субвенций – ниже расходов. И если в 2001 году дефицит бюджетов муниципальных образований составлял более 12 млрд. рублей, то к концу 2002 года, по оценке Минэкономразвития, он может повыситься до 27 млрд. рублей. Таким образом, в большинстве случаев органы местного самоуправления не могут не только обеспечить нормальную жизнь населения, но и спрогнозировать, спланировать социально-экономическое развитие своей территории. Можно ли перекладывать на их плечи заботы о полном содержании школ, об установлении достойной зарплаты учителям? По логике нет. Но нет логики во многом. Да, говорят чиновники, с деньгами у муниципалитетов плохо. Но зато им можно доверить заботу о собственности, в частности, о собственности органов образования. Так ли это?
Дом, который разваливает муниципалитет
У муниципалитетов есть жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и культура. 70 процентов расходов идет на содержание этих отраслей на местном уровне. Надо сказать, что управляют муниципалитеты своим хозяйством крайне нерационально. Например, за последние пять лет их жилищно-коммунальное хозяйство оказало услуг на 98 процентов больше, а потратило на это в стоимостном выражении на 126 процентов больше. Налицо явная убыточность хозяйства. Чтобы ликвидировать прорехи, местная власть активно выпрашивает субсидии, но на практике эти деньги мун
иципалитеты используют главным образом на увеличение расходов по управлению, иными словами, на повышение зарплаты чиновникам местного уровня.
Как, каким образом, в какой степени они смогут справиться с достойным содержанием школ на уровне научно разработанных государственных минимальных социальных стандартов и минимальных местных бюджетов на одного жителя? Никак.
Всем законам вопреки?
Муниципализация систем оплаты труда работников бюджетной сферы, которую предлагает
Минтруд, противоречит Конституции РФ: Трудовому кодексу РФ, законодательству об образовании, Указу Президента РФ N1511 от 28.12.2001 года об изменении порядка финансирования муниципальных образовательных учреждений, Концепции готовящегося законопроекта, наконец, сложившемуся порядку формирования объемов финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета. Что по сути дела предлагает Минтруд? Он предлагает полностью снять ответственность государства и закрепить за субъектами и муниципалитетами право самостоятельно определять размер оплаты труда работников сферы образования. Получается интересная картина: с одной стороны, государство формирует образовательный стандарт общего образования для всей России, разрабатывает в соответствии с законами федеральные нормативы бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося, а вот то, можно или нельзя все это реализовывать на местном уровне, определит муниципалитет, исходя из собственных финансовых возможностей. Единое образовательное пространство прекратит свое существование, учитель, скажем, в Пензенской области будет получать зарплату выше своего коллеги из Липецкой, хотя тот семи пядей во лбу, имеет почетные звания и ученые степени и т.д. И все это будет так только потому, что местные бюджеты в Пензенской и Липецкой областях разные. Что и говорить, “замечательные” предложения вносит Минтруд. Если за отказ от ЕТС мы должны заплатить такую цену, то уж пусть она пока остается.
Виктория МОЛОДЦОВА
Комментарий
Валентина МАТВИЕНКО, вице-премьер Правительства РФ:
– Конечно, можно ничего не делать, оставить ЕТС. С 1 октября 2003 года проиндексируем в 1,33 (всем сестрам-бюджетникам по серьгам) и дальше будем жить как жили. Но мы разрабатываем новые формы оплаты труда. Не потому, что хотим кого-то урезать в финансах, мы хотим повысить эффективность оплаты труда и тем самым усилить заинтересованность работников бюджетной сферы в их деятельности.
Два года профсоюзы говорили о том, что надо уйти от ЕТС, от унификации и усреднения, не может, скажем, артист Большого театра и артисты Рязанского оперного театра (при всем уважении к этому театру), находясь в рамках ЕТС на ставке 8-го разряда, получать одинаковую оплату труда. Не может врач-хирург, который каждый день стоит у операционного стола, получать столько же, сколько обычный врач-терапевт с таким же разрядом. Учитывать условия, сложность и иное можно только в отраслевой системе оплаты труда. Мы хотим сделать системы оплаты труда прозрачными, логичными и справедливыми.
Кто лучше отраслевого министерства может учесть специфику и особенность труда в той или иной сфере? Никто. Минтруд вырабатывает общие принципы и направления, а дальше каждое министерство разрабатывает серьезную систему оплаты труда. Повысив зарплату педагогов в 1,89, мы создали базу, в том числе и для перехода на отраслевые системы оплаты труда. Мы сможем и в дальнейшем повышать зарплату педагогам, но на новых условиях, когда более дифференцированны будут качество и количество труда того или иного работника. До конца октября мы окончательно согласуем концепцию перехода на отраслевые системы оплаты труда и рассмотрим этот документ на заседании правительства. До 1 апреля следующего года будет завершена работа над основной нормативной базой по отработке отраслевых систем оплаты труда и до 1 октября 2003 года детализирована структура, и уже можно ее вводить. Я думаю, что определение уровня зарплаты бюджетникам в субъекте Федерации – прерогатива законодательного органа в субъекте Федерации. Сейчас в администрации президента рассматривается проект закона о передаче ответственности за оплату труда педагогов на уровень субъекта Федерации. Если этот закон поддержит Госдума РФ, если он будет принят, то эта тема вообще закрывается. Пока же закон не принят, законодательные собрания субъектов Федерации будут принимать решения об уровне оплаты труда бюджетников.
Мы предполагаем дать субъектам переходный период: с 1 октября 2003-го до 1 января 2004 года, чтобы они могли принять решение об установлении зарплаты для своих бюджетников в зависимости от прожиточного уровня, от финансовой обеспеченности, но не ниже уровня зарплаты на 1 октября 2003 г. Ни одна категория бюджетников не должна получить понижение оплаты труда – это основное условие при переходе на отраслевые системы.
Владимир ФИЛИППОВ, министр образования РФ:
– Если за зарплату отвечает субъект Федерации или муниципалитет, то пусть они ее и назначают, сами разрабатывают тарифную сетку, оклады, систему оплаты труда. Учителя физики в разных поселках могут получать разную зарплату за одинаковую работу, а федеральный центр сможет только рекомендовать субъекту Федерации или муниципалитету размер оплаты, ориентируясь на то, что получают федеральные образовательные учреждения. Мы понимаем, что это момент опасный, ибо может быть и волюнтаризм, и неоправданно низкая зарплата педагогов. Но Минтруд исходит из того, кто учредитель учреждения – тот и будет отвечать за зарплату педагога. Во всех штатах США зарплата учителей разная, в провинциях Канады тоже, разная она и в разных землях Германии – если государство федеративное, то принцип федерализма и в том, что каждый член федерации определяет свои законы в оплате труда. Вопрос нынче только в том, насколько цивилизованно мы будем входить в мировой федерализм и насколько готовы мы к этому. Муниципализация школы – идея правильная – на месте видно, что нужно школе и что можно ей дать. Другое дело, что мы опередили события: у нас нет денег для содержания школ на муниципальном уровне и не развита демократия. Поэтому государству придется вернуться в школу.
Комментарии