Рискну утверждать, что некоторые подробности первого полета в космос мы… не знаем. Вначале они были секретными. А когда рассекретили, общественность считала, что о гагаринском полете знает все. Но это не так. Знаем ли мы, что Гагарин был в шаге от катастрофы? Обратимся к былым тайнам, подробностям, цифрам и фактам знаменитого полета.
«Поехали!»
Байконур. 12 апреля 1961-го. В 5.30 играют подъем Юрию Гагарину. После обычной физзарядки – завтрак из 160-граммовых туб (так велели врачи, чтобы в организме было меньше твердых шлаков, впереди перегрузка), медосмотр, облачение в снаряжение.
Кстати, на гермошлеме крупными буквами нитрокраской спешно написали: «СССР». Престиж страны? Нет, думали о другом. Это предложил начальник Центра подготовки космонавтов Евгений Карпов, чтобы при приземлении космонавта никто не принял за американского шпиона-летчика (типа сбитого Пауэрса, который был у всех на слуху). Такое было время.
На стартовой площадке ракета-носитель «Восток». Многие ее параметры тоже были секретами. Это 287-тонная, более чем 39-метровая громадина с двигателями в 25 миллионов лошадиных сил. В системах и приборах корабля – около 250 электронных ламп, 6.000 транзисторов, свыше полусотни электродвигателей, более 1.500 электрических реле, переключателей и разъемов. Их соединяли 15 км проводов.
Сам корабль был небольшим (вес – 4,73 тонны, длина – 4.4 м, максимальный диаметр – 2,43 м), состоял из двух основных отсеков – спускаемого аппарата (2,46 тонны, диаметр – 2,3 м, объем – 5,2 куб. м, свободный объем 1,6 куб. м) и приборного отсека (2,27 тонны, максимальный диаметр – 2,43 м, длина – 2,25 м, объем 3 куб. м).
Гагарин, заняв в нем свое место, в течение двух часов, пока шли проверки систем корабля, не мог не задумываться о том, что таил в себе космос. Хотя животные побывали на орбите и вернулись живыми, многие ученые сомневались: сможет ли человек выжить в невесомости. А выдержит ли огромную скорость? Тогда это было загадкой.
И сам старт, сотни тонн взрывоопасного топлива таили опасность. Ранее произошло несколько в то время засекреченных крупных катастроф. Одна из ракет взорвалась в 1960-м на стартовой площадке, что стоило жизни главкому Ракетных войск стратегического назначения маршалу Митрофану Неделину и большой группе ракетчиков. Неудачны были два из семи полетов непилотируемых кораблей «Восток». Один спускаемый аппарат остался на орбите, другой сгорел на обратном пути вместе с подопытными животными. Два же последних мартовских полета были успешными. 25 марта успешно прошло катапультирование и приземление на парашюте манекена.
И вот 9 часов 6 минут 56 секунд московского времени. Старт! Слово Гагарину:
«Ну и так плавно, мягко она снялась с места, что я не заметил, когда она пошла… Перегрузка плавно растет, но нормально переносится, как на обычных самолетах. В этой перегрузке я вел связь со стартом. Даже при таких пробах немного трудно разговаривать: стягивает все мышцы лица».
Перегрузки становятся так велики (3-4 единицы), что он не может пошевелиться. Пульс учащается с обычных 64 ударов в минуту до 150. Затем перегрузки уменьшаются. Разделение с носителем, корабль выходит на орбиту.
СССР обрушивает суперновость на головы землян. Так было задумано. Высокая комиссия посчитала целесообразным выдать в эфир сообщение сразу после выхода корабля на орбиту. В случае необходимости это облегчило бы организацию спасения, а также исключало объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком, преследовавшим военные цели, ведь шла «холодная война».
В шаге от катастрофы
Менее чем за 90 минут «Восток» облетел вокруг Земли. Пора возвращаться. Перед входом в атмосферу спускаемый аппарат не смог полностью отделиться от пристыкованного к нему приборного отсека. Гагарин писал в отчете: «…корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Все кружилось. То вижу Африку (над Африкой произошло это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки.
Мне было интересно самому, что происходит. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ. По моим ощущениям, больше прошло времени, но разделения нет».
В критической ситуации Гагарин мужественно сохранял хладнокровие: «Как мне показалось, обстановка не аварийная, ключом я доложил «ВН» – все нормально. Лечу, смотрю – северный берег Африки, Средиземное море, все четко видно. Все колесом крутится – голова, ноги. В 10 часов 25 минут 57 секунд должно быть разделение, а произошло в 10 часов 35 минут».
К счастью, кабели сгорели, модули разделились, угроза катастрофы миновала.
Перегрузки были значительнее, чем при взлете – почти 10 единиц.
Еще одна былая тайна: космонавт приземлялся на парашюте, а не вместе с кораблем, как сообщил ТАСС 12 апреля 1961 г. Та версия обрела силу правды, а истина долгие годы замалчивалась, скорее всего потому, что в дальнейшем космонавты должны были приземляться в спускаемом аппарате. С Гагариным решили подстраховаться, сочли, что приземление внутри аппарата будет слишком жестким (12 м в секунду), избрали, как им казалось, более безопасный способ (5 м в секунду). Видимо, по мнению руководителей советской космонавтики, посадка вне корабля принижала конструкторскую мысль. Хотя в чем тут принижение? Американцы смогли совершить орбитальный полет лишь 20 февраля 1962 г. Джон Гленн приводнился в океане, что технически проще.
Для Гагарина катапультирование и спуск на парашюте стали еще одним испытанием. Он вспоминал:
«…на высоте примерно около 7.000 метров происходит отстрел крышки люка № 1. …катапультировался – быстро, хорошо, мягко, ничем не стукнулся. Вылетел с креслом. Смотрю, выстрелила эта пушка, ввелся в действие стабилизирующий парашют…
Отцепляется стабилизирующий, вводится в действие основной парашют – и тут мягко так, я ничего даже не заметил, стащило. Кресло ушло от меня, вниз пошло…Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис вниз, он не открылся, произошло просто открытие ранца».
Новая опасность! Ведь запасной мог перехлестнуть основной.
«Тут слой облачков был, в облачке поддуло немножко, раскрылся второй парашют, наполнился, и на двух парашютах дальше я спускался».
Два раскрытых парашюта – это очень опасно. А еще клапан! Вновь слово Гагарину:
«Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе, получилась такая вещь, что этот клапан, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку – и он под подвесной системой, под этой демаскирующей оболочкой, так все притянуло, минут шесть я все старался его достать. Но потом взял расстегнул демаскирующую оболочку, с помощью зеркала вытащил этот самый тросик и открыл его нормально».
«Свой я!»
В 10.55 он приземлился возле деревни Смеловка на глазах у жены лесника Анны Тахтаровой и ее внучки Риты.
«Вышел на пригорок, смотрю, женщина идет с девочкой сюда ко мне, может быть, метров восемьсот она была от меня. Я к ней иду, смотрю, она шаги замедляет, потом от нее девочка отделяется и назад пошла. Тут я начал махать, кричать: «Свой, свой я, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда!» Неудобно идти в скафандре, но все-таки я иду к ней. Я подошел, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса».
Подбегают механизаторы Иван Руденко, Яков Лысенко и Василий Козаченко. В отличие от Тахтаровой они слышали радиосообщение о полете в космос. К ликованию присоединяются проезжавшие мимо зенитные ракетчики. Военные помогают снять скафандр. Гагарин вместе с ними на ЗиС-151 отправляется в расположение зенитного ракетного дивизиона. Оттуда звонит на Центральный командный пункт ВВС. Затем ракетчики и Гагарин направляются назад, к свалившемуся из космоса «шарику». Подлетает Ми-4 со спасателями, уносит Гагарина в город Энгельс.
Гагаринские рекорды
Международная авиационная федерация (ФАИ) в июле 1961 г. регистрирует: первый пилотируемый космический полет совершил гражданин СССР майор Юрий Алексеевич Гагарин. Корабль «Восток» стартовал в 6 часов 07 минут по Гринвичу и приземлился в 7 часов 55 минут. Продолжительность полета – 108 минут. Максимальный груз, поднятый на высоту (на орбиту), – 4.725 кг, максимальная высота полета – 327 км. Последняя цифра остается рекордной и сегодня. Никто на одноместных кораблях не поднимался выше, чем Гагарин.
Протяженность маршрута, по которому прошел космонавт №1, – 40.868,6 км, максимальная скорость полета – 8 км в секунду (28.260 км/час). Тоже рекорд. До Гагарина так быстро не летал никто.
В апреле 1961-го ликовала планета. Приведем лишь два высказывания:
«Вся Солнечная система оказалась у ног России. Она открыла новую эру, будущность которой сегодня трудно даже представить».
«Майору Юрию Гагарину принадлежит честь совершения самого дерзновенного и фантастического путешествия, когда-либо предпринятого человеком».
Спустя многие годы Нил Армстронг, первым из землян вступивший на поверхность Луны, скажет о Гагарине: «Он позвал всех нас в космос».
Комментарии