Цель: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов.
ЗадачиОбразовательная: расширить представление обучающихся о русской лирике, включающей в себя тему родной природы.Развивающие: – развитие творческих и интеллектуальных способностей, логического мышления и речи обучающихся; – развитие навыков отбора материала и систематизации прочитанного;- развитие коммуникативной компетентности обучающихся;- развитие умения и навыка работы в группе; – развитие элементов творческой деятельности;- развитие эстетических представлений и художественного вкуса обучающихся.Воспитательные: – воспитание читательской культуры обучающихся, уважительного отношения к русской литературе, стремления передавать в своей речи богатство русского языка: красоту, точность, образность;- воспитание творчески активной личности, раскрытие новых способностей и талантов детей;- воспитание уважительного отношения к родной природе, к окружающему миру через поэтическое слово.Оформление мероприятия: – репродукции картин русских художников-пейзажистов;- выставка рисунков и творческих работ учащихся;- мультимедийные презентации;- музыкальное сопровождение (П.И.Чайковский, «Времена года», Э.Григ, «Утро»).Ход мероприятия1. Учитель: Добрый день! Рада видеть вас на сегодняшнем уроке.«Здравствуй!» – мы скажем солнцу и птицамИ «Доброе утро!» – улыбчивым лицам!Музыкальный фрагмент «Утро» Э.Грига.Учитель: Наш классный час мы начали стихами, потому что на улице весна, солнце светит, душа поет, настроение радостное, хочется слова складывать в рифмы:«И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге.Минута – и стихи свободно потекут…» А.С.ПушкинСтихами можно описать все в нашей жизни, в окружающем мире: журчание ручейка, полет бабочки, шум дождя, шелест листвы. Не случайно русский поэт Федор Иванович Тютчев сказал о природе: «В ней есть душа… в ней есть язык…» А мы добавляем – в ней есть поэзия. И сегодня наш урок мы посвящаем поэзии, поэзии в окружающем мире, в том, что нам близко и дорого (презентация 1).К этому уроку готовились все ребята. Класс мы разделили на четыре команды. Каждая определила для себя тему, о которой хотела бы сегодня сказать стихами. Ребята из большого количества поэтических произведений отобрали те, которые им больше всего понравились, подготовили стихи и, кроме того, украсили свое выступление презентациями. Давайте послушаем их.2. Чтение стихов наизусть и просмотр презентаций. Команда «Цветочный калейдоскоп» (презентация 2, приложение 1. Чтение стихов «Ландыш» С.Я.Маршака и «Черемуха» С.А.Есенина).Команда «Птичий базар» (презентация 3, приложение 1. Чтение стихов «Сороки» А.Л.Барто и «Галчата» Саши Черного).Команда «Явления природы» (презентация 4, приложение 1. Чтение стихов «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева и «Листопад» Т.Нестеровой).Команда «Времена года» (презентация 5, приложение 1. Чтение стихов «Зима недаром злится» Ф.И.Тютчева и «Деньки стоят погожие» М.С.Пляцковского).Учитель: Понравились ли вам стихотворения? Каким настроением они проникнуты? Какие образы, созданные поэтами, вам запомнились? Какие звуки природы вы услышали? Какие открытия сделали для себя? Мы увидели, с какой любовью русские поэты рассказали нам о родной природе, какие точные, яркие образы создали. Эти мастера слова обладали удивительным даром: они понимали язык природы сердцем и учили этому нас, читателей. Известный русский поэт И.Северянин так определил для себя источник вдохновения:Я природой живу и дышу,Вдохновенно и просто пишу.Растворяясь душой в простоте,Я живу на земле в красоте.Эта красота, как чудо, открывается только человеку доброму, чуткому и внимательному. Душа наполняется эмоциями, чувства льются через край – и появляются замечательные стихи, создаются прекрасные картины, льется чудесная музыка. И сейчас для всех нас в качестве весеннего подарка звучит весенняя песня.Одна из учениц исполняет песню о весне.3. Учитель: Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник для композиторов, художников, поэтов. Мы сегодня услышали немало замечательных стихотворений. А сложно ли писать стихи? Что для этого нужно? Может, попробуем?! Настроение у всех весеннее, и хочется немножко пошалить, немножко поиграть – открывается «Весенняя творческая мастерская».1-е задание. «Рассыпанные строчки»Весенний теплый ветерок распахнул окно и рассыпал строчки стихотворения (приложение 2). Ваша задача – собрать их. Попробуйте выполнить задание, а потом сравним с оригиналом. Учащиеся выполняют задания в группах, затем читают свои варианты стихотворений.Учитель: Писать стихи, работать со стихами – нелегкое дело. Есть предложение отдохнуть и сделать веселую музыкальную зарядку.Весенняя зарядка1. Друга за руку возьми,Вместе с ним вперед иди. (Маршировка.)2. На носок, на каблучок,Веселей танцуй, дружок. (Перенос тела с пятки на носок.)3. Руки к солнцу подымай,Торопись и не зевай! (Руки тянутся вверх.)4. Окна чисто протирай,Поскорей весну встречай. (Круговые движения руками.)5. На гармошке поиграй,В хоровод скорей вставай! (Руками имитируется игра на гармошке.)Под музыку выполняется зарядка.Учитель: Настроение у всех замечательное, и мы готовы продолжить трудиться в «Весенней творческой мастерской».Вы поиграли в рифмы и узнали, что у каждой строчки должно быть свое место, что при создании поэтического текста важно учитывать очень многое. Давайте попробуем разобраться, что же необходимо, чтобы получилось хорошее стихотворение? (Смысл, настроение, ритм, красочность…) А что делает стихотворение красивым, ярким, образным, незабываемым? Какие художественно-выразительные средства используют поэты? Что вы о них знаете? (Метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты…)2-е задание. «Слова, смытые дождем»В стихотворении, которое вам будет дано, дождик смыл все эпитеты, все яркие и образные определения. Ваша задача – восстановить их, стараясь понять замысел автора, его настроение, а потом мы посмотрим, что получилось у вас, и сравним с оригиналом (приложение 3).Учащиеся выполняют задания в группах.Учитель: Видите, как важно найти точные слова и выражения, как внимательны поэты ко всему, что их окружает, как они способны зорко видеть то, что скрыто от глаз ленивого и равнодушного. Русская природа никого не может оставить равнодушным, она полна добра, тепла, красоты и мудрости.В очарованье русского пейзажаЕсть подлинная радость, но онаОткрыта не для каждого и дажеНе каждому художнику дана. Н.А.ЗаболоцкийМы с вами будем учиться быть художниками, видеть красоту в окружающем нас мире. Но делать это надо, зная законы поэзии, чтобы не получилось, как у одного из любимых героев детей Незнайки. Учащиеся показывают отрывок из книги Н.Носова «Незнайка» (приложение 6).3-е задание. «Сочини стихотворение»Учитель: В «Весенней мастерской» вновь готовы для вас интересные задания.Мы предлагаем вам рифмы. Те, которые будут по душе, вы и используйте в своем стихотворении. И не забудьте дать название вашему поэтическому чуду (приложение 4). ____________________________ весна____________________________ ото сна____________________________ поет____________________________ идет____________________________ апрель____________________________ капель____________________________ живет____________________________ цветет____________________________ душа____________________________ не дыша____________________________ подарок____________________________ ярок____________________________ листочек____________________________ цветочек__________________________ благоухает____________________________ вздыхаетУчащиеся читают получившиеся стихотворения.Учитель: Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеемся, что после этого праздника души вы будете еще больше любить природу, научитесь ее слышать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла. Великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей». Поэтому наблюдайте, станьте ближе к природе, запоминайте ее краски, звуки, рисуйте картины, пишите стихи. Наверное, обращаясь к нам, поэт М.Бромель написал такие строки:Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик,Какого цвета ветер?Какого цвета вечер?Скажи, какого цветаЗима, весна и лето?..Не зная этих истин,Ты не сиди в квартире,Возьми в дорогу кисти,Глаза открой пошире,Смотри, какого цветаОгромная планета.Мир, окружающий нас, прекрасен, о нем хочется говорить стихами. Творите! Оглянитесь вокруг: о своих приключениях вам расскажет солнечный лучик, а весенняя капель споет веселую песенку, желтоглазая ромашка поделится тайнами зеленого луга, а ручеек позовет в интересное путешествие по родному краю. Вы же об этом сможете нам рассказать в своих стихах. Желаем вдохновения! Классный час закончился, но радостное настроение не покидает нас. Давайте оставим после себя весенние букеты цветов. У вас на столах лежат конверты с цветами, а на доске четыре вазы. Выберите цветок, который соответствует вашему отношению к сегодняшнему занятию, и поместите его в соответствующую вазу (приложение 5).Учащиеся подводят итог своего участия в работе на уроке и создают букеты.Учитель: Мы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь…Все это называется природа,Давайте же всегда ее беречь!В лугах ромашки солнечного цвета,Такие, что светлей на свете жить…Поэзией мы назовем все это,Давайте же с поэзией дружить!М.ПляцковскийМы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставить свой след на родной земле. Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе.P.S. Приложения и презентации к классному часу опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/725.
Жанна РИЗЕЛЬЯН, учитель русского языка и литературы,Ольга ЛУКЬЯНЧИКОВА, учитель биологии лицея №1 города Инты Республики Коми
Комментарии