search
main
0

Тайны травы, или Музыка провинциальных элегий

Под высокие своды Великой русской литературы как в Белый Зал, полный вечной пурги, входит по виду мальчик совсем худенький, щуплый юноша в очках – новый русский писатель Дмитрий Шеваров. Выше стропила, плотники! Мы его в “Комсомолке” сразу заприметили. Был он из собкоров, из Волгограда. И какая же мощная сила грянула в первых его публикациях!

В предисловии к книге Шеварова “Жители травы” (М., издательство “Воскресение”, 2000 год) Валентин Курбатов пишет:
“Автор собрал на своих страницах “маленькое человечество” счастливых, бескорыстных, любящих, не таящихся в своем лучшем людей. Золотых стариков и старух, которые из совершенной нищеты и заброшенности будут жалеть москвичей, что и им там, “конечно, тоже плохо”…
“Провинциальные элегии” обнимают Вологду и Плес, Изборск и Тарусу, Звенигород и Ялту, уральские поселки и северные деревни, и в них хорошо слышен неторопливый голос срединного русского быта, здоровой простоты, долгой жизни”.
“…Им легко будет перекликнуться и узнать здесь друг друга, – продолжает Курбатов. – “Провинциальным хроникам” Н.Лескова и “Провинциальным анекдотам” А.Вампилова. Разве что подробность уйдет, а останутся одни чистые мгновения радости, как если бы из всей ночи мы видели только немеркнущее сияние звезд”.
Не чувствуя, как пахнет обложка, как листы, вам Книгу не понять. В том числе и Димину. Ибо сделана она с великой любовью. Такой любви я не ощущаю, читая текст на мониторе компьютера.
Компьютер на сегодняшний день – мой “классовый враг”.
Открыла “Жителей травы” наугад: страница 249. Рассказ “Яблоки на крыше”: “К вечеру угомонилась Таруса. Даже пыль на центральной площади улеглась. Разошлись бабушки, торговавшие огурцами и яблоками. Уехал в Москву трехчасовой, последний автобус. Коза Глашка была посажена на короткую собачью цепь и лежала под забором на улице Некрасова. Утром Глашка учинила разбой на рынке: пока хозяйка торговалась, коза украла из чужой сумки спички и чуть не съела весь коробок”.
Закрываю глаза, открываю книгу. Тычу пальцем в первый попавшийся абзац:
“Однажды осенью… Еще ничего не сказано, а нам уже слышатся два вздоха и еще что-то протяжное, долгое. “Однажды… осенью…” Какое молчаливое пространство. И случай, возникший в этом пространстве неожиданно и кратко, будто ветка обломилась”. Эссе “Минутная отрада”, страница 141. Продолжаю цитировать:
“Потом нам вспомнится тот звук, тот промельк, тот случай, и мы вдруг ощутим в нем что-то иное, неслучайное. Мы почувствуем, что краткая минута канувшей осени подхвачена мудрым и мощным течением. И во всем этом промысел Божий”.
Можно бесконечно листать страницы. Какую ни откроешь – текст безупречен. Это – настоящая проза.
Чистый блеск. Чистая красота. Чистая Вечная радость.

Ольга МАРИНИЧЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте