Будут ли когда-нибудь первоклашки кричать: “Ура! Русский”? Думаю, да. Но только при одном условии: если у них появятся новые учебники. Чтобы учеба по ним была захватывающей и не менее интересной, чем чтение лучших детских книг.
“Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Анатоль ФРАНС
Разве такое может быть, засомневаются некоторые. Оказывается, да. Грядет эпоха нового поколения учебных книг. И к ним можно смело отнести серию экспериментальных учебников для трехлетней начальной школы Ольги Соболевой “Русский язык”. В них воплотилась совершенно фантастическая на первый взгляд идея – автор легко и оригинально соединила “стихи и прозу” – чистый до прозрачности логический подход и образную ассоциативную интерпретацию материала. И это получилось! “С чего начнем?” – спрашивает добрый волшебник Мудрейкин. Именно он будет посвящать ребят на протяжении всех четырех лет в тайны страны Аттамарг – грамматики. Думаю, вы догадались – с улыбки.
“Я скучать не люблю и тебе не дам. Зато я очень люблю русский язык и помогу тебе полюбить его. Я сделал несколько открытий и хочу поделиться ими с тобой. А потом мы будем их совершать вместе”(“Русский язык”, 1 класс, стр.3). Познакомятся ребята и с любопытным, чуточку застенчивым Глазастиком, со страной Букландией, с такими живыми, запоминающимися частями речи. И еще с Орчиком, веселым, не унывающим и подсказывающим в нужный момент, какую букву написать в сложном слове… На самой первой страничке – стихи.
Эта книга – ваш учебник.
В ней живет один волшебник.
Он и весел, он и строг –
И готов начать урок.
Стихи Ольга Леонидовна пишет сама, и вообще ее с полной уверенностью можно назвать не только автором учебников, а и детской писательницей. Ее “Тайны страны Аттамарг, или Удивительные путешествия с Запятайкиным” – повесть-сказка и в то же время книга для внеклассного чтения по русскому языку в начальной школе. Она придумала и первые сюжетные прописи под названием космических, веселые выпуски орфографических улыбок, занимательный задачник по русскому языку, “Полный справочник по орфографии и пунктуации” и многое другое. А вот теперь целый новый учебный комплекс для начальной школы, прошедший первый этап апробации с очень неплохими результатами. Впервые на практике реализован двухполушарный подход к обучению.
“Каждый из нас знает, что человеческий мозг имеет два полушария: одно связано с логическим мышлением, другое с образным, художественным. Путь к гармонии в слиянии этих начал. Остается только удивляться парадоксальному факту – почему до сих пор все школьные учебники обращались лишь к логическому, левому полушарию, игнорируя правое, – пишет Ольга Соболева в своей методичке и продолжает, – если одну и ту же тему изучать, выстраивая материал таким образом, чтобы он был обращен и к логике, и к художественному мышлению, возникает что-то вроде объемного видения. Процесс и результат обучения при этом качественно меняются: резко возрастает интерес к предмету и эффективность усвоения информации и навыков. Соединив эти две методики, мы с вами создадим новую – адаптивную. И она поможет каждому ученику максимально использовать резервы своего мозга, найти оптимальный для себя путь в процессе учения”. Важнейший принцип, который должен быть реализован в современных предметных методиках, считает Соболева, – это параллельное обращение к разным типам мышления ребенка в процессе изучения каждой темы. Особенность ассоциативной методики в том, что она предполагает систематическое употребление и словесной, и графической метафоры. В учебниках Соболевой прекрасно соседствуют и образ-слово, и образ-картинка.
– Как на уроке вести ассоциативную работу? – спрашиваю я Ольгу Леонидовну.
– По трем направлениям: непосредственное восприятие материала через образ-слово или образ-картинку, “разгадывание” ассоциаций автора учебника, художника и учителя и, конечно же, через создание собственных ассоциаций.
…Ощущение праздника начинается с обложки учебника. Она не просто красивая и яркая – в ней заложен глубокий смысл. Автор сразу обозначает две главные эмоциональные темы: тему космоса с его далекой красотой – Глазастик прилетел именно оттуда – и тему Земли с ее родным теплом. Присмотритесь повнимательнее, и вы заметите: звезды в космосе и ромашки на Земле на обложке удивительно похожи. Думаю, не случайно. Все в этом мире связано между собой, пытается убедить ребят Ольга Леонидовна. И делает это тонко, умело, по-доброму. Ведь умение обнаруживать эти связи во всем меняет жизнь человека, а учить ребенка этому легче всего в раннем детстве… Ольга Леонидовна понимает: чтобы главным мотивом обучения стали не оценки и даже не похвала и самоутверждение, а именно интерес, обучение должно приносить удовольствие. Нужны эмоциональные стимулы. В этом возрасте они прежде всего в игре. На мой взгляд, новый учебник – это одна большая увлекательная игра с сюжетом и постоянными персонажами. Здесь очень много сказок. “И как это можно так долго учиться без единой сказки?! – возмущается волшебник Мудрейкин. – Если ты хочешь послушать или прочитать их, напиши об этом в своей тетрадке. Тогда я произнесу волшебные слова: “Абра-швабра-рой!..” Вместо обычных значков – занимательные рисунки с интригующими первоклассников надписями: “Поиграем?”, “Великое открытие!”, “Придется поломать голову!”, “Волшебник объясняет”. А значит, не возникает психологических барьеров: все легко, все происходит само собой, а трудности – просто игра.
Особая линия в учебнике – развитие орфографического чутья. Словесники знают – это самая трудная задача. И правила вроде бы ученик выучил назубок, а все равно ошибки. У Соболевой на страницах “Русского языка” появляется забавное существо Орчик – оно помогает ребенку преодолевать “ловушки” – те места в слове, где можно допустить ошибку. Цвет Орчика – зеленый – цвет надежды, оптимизма, интуиции. Вот как учит Орчик ребят орфографической зоркости: “Учись видеть ловушку за шаг до нее, то есть раньше на одну букву. Думай на ход вперед!” (“Русский язык”, 1 класс, стр.34). И тут же рисунок – мальчик с девочкой пробираются через болото, где в траве спрятаны опасные болотца.
Учебник Соболевой предлагает одновременное использование трех путей овладения грамотным письмом. Первый – традиционный, осмысление и применение правил. Второй – запоминание конкретных слов, третий – развитие орфографической интуиции, орфографического чутья. “Интуитивное письмо, – считает Соболева, – основано на апелляции к зрительному образу слова. В этом и суть появления Орчика. Система заданий по совершенствованию орфографического чутья направлена еще и на развитие другого качества – орфографической зоркости, автоматизма навыков фиксирования орфограмм в тексте.
В учебнике очень много таких заданий. Особую роль играют названия параграфов. В них очень часто заключена игра слов, к примеру: “Признаки, обозначающие признаки”, “Сложное будущее? Это тоже просто”. Большинство вопросов и заданий нестандартны и являются творческими. “Придумай рассказ, который мог бы называться “Приключения на острове Наречий”, или “Призраки для призраков”. Помогли ли тебе жители этого острова сделать рассказ интересным и выразительным”, – предлагается такое задание в 4-м классе при изучение признаков наречий. В разделе “Развивай свою речь” самые различные творческие задания – описать картинки, придумать сказку, рассказ, а в учебнике для 2-го класса замечательный урок: ребята вместе с учителем смогут побывать в волшебном музее народного искусства. Второклассники узнают, что такое гжель, хохлома, дымковская игрушка. В конце каждого учебника “проверялочки”, небольшой орфографический словарик и все правила, с которыми ребята познакомились в учебном году.
Учебник за альтернативное мышление, поэтому зачастую для выбора предлагаются далекие друг от друга вещи – к примеру, придумать рассказ о море или о собаках. Соболева – человек творческий, и ей жаль времени на механические упражнения. “Плохо, если для отработки одного орфографического навыка требуются десятки упражнений, – считает она. – Где же тогда взять время на творчество?” Объем же письменных заданий растет за счет сочинений, сказок, рассказов, изложений. “Ребята, которые уже работают по этим учебникам, – рассказывает Ольга Леонидовна, – много рисуют, “издают” свои собственные книжки, пишут письма персонажам учебника и даже ведут личные дневники”.
Наверное, чуть ли не половина успеха книги – в необычных иллюстрациях. Их рисовала Лариса Вольницкая. Она, судя по ее работам, не просто художник, а художник-интерпретатор. Использование цветов строго продумано. Не случайно чередование страниц черно-белых и цветных. “Это нужно для того, чтобы ребенок на какое-то время полностью погрузился во внутреннее пространство текста”, – считает Ольга Соболева.
Психологи и нейрофизиологи, рецензирующие учебники, утверждают: это первые книги, позволяющие детям-левшам по-настоящему успешно учиться, а правшам открывать для себя образный путь познания мира. Учебники вариативны, и поэтому ими можно пользоваться в самых разных классах – от гимназических с углубленным изучением русского вплоть до коррекционных.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии