Каким быть современному учебнику? Перейдет ли вся учебная литература в цифровой формат? Изменится ли роль учебника в образовании? Нужен ли вообще учебник современному школьнику?
Эти и другие вопросы сегодня приобретают особую актуальность в связи с реалиями информационного общества и происходящими в российской системе образования изменениями. Споры о качестве учебников идут на протяжении веков, но впервые ставится под сомнение необходимость и оправданность их существования. Ученики прекрасно ориентируются в виртуальном пространстве, оперативно находят нужные сведения, значительно расширяют круг источников и литературы. Раздаются голоса, что им не нужны «костыли» в виде специальных книг, по большей части перегруженных информацией, написанных научным языком и скучным стилем. Но так ли все однозначно? Думаю, будет оправданным заявить, что учебники «хоронить» рано. При этом следует понимать, что ни один, даже самый замечательный учебник не делает процесс образования интересным, успешным, эффективным и полезным. Все-таки роль учителя всегда была и остается определяющей в образовании. Его не могут заменить ни компьютерные технологии, ни учебные книги и фильмы, ни экскурсии, ни проекты, от его профессионализма, педагогического такта, методической грамотности, личностного авторитета и организационной культуры во многом зависят результаты образования. И учебник – помощник при взаимодействии педагога со своими учениками – позволяет понимать существенное в необъятном море современной информации, ставит вопросы, заставляющие задумываться и размышлять. Это все в теории, а на практике на рынке школьных учебников можно встретить несколько основных подходов, которые с большой долей условности можно свести к следующим: учебник-энциклопедия, учебник-задачник и учебник-агитатор. Конечно, в чистом виде ни один учебник не представляет единственную модель, как нет человека с характеристиками только одного темперамента. Однако акцент в большинстве случаев обнаружить удается.Если подходить к учебнику как к набору исчерпывающей информации по той или иной области знаний в рамках школьных дисциплин, то сегодня это невозможно, иначе роль учителя сведется к натаскиванию, проверке полноты и прочности заучивания материала, вбиванию помещенной информации в головы учеников, что отбросит образование к худшим образцам средневековых школ, тотальному господству пассивности и репродуктивности, превратит человека в средство трансляции определенного набора научных положений. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения устанавливают совершенно иные направления и принципы развития школы. Предметная составляющая важна, но она не может заменить личностные и метапредметные результаты образования. Умения и мировоззренческие ориентиры представляются не менее ценными для человека, чем знания о событиях, теориях, явлениях и процессах. Другое дело, что одно от другого неотделимо. В современной педагогической практике это воплощается в компетентностном подходе.Другая крайность – превращение учебника в методическое пособие с обилием иллюстраций, вопросов и заданий на отработку различных умений предметного и метапредметного характера. Несомненно, такие материалы необходимы в учебнике, но если они заполняют большую часть пространства, то учебник превращается в практикум или рабочую тетрадь, не помогает учить, а только проверяет уровень подготовки школьника. Подчас для повышения мотивации авторы используют разные истории, смешные рассказы, анекдоты, это замечательно, но только если они сопровождают базовую информацию по школьному предмету, а не заменяют ее. Фундамент знаний нужен, но содержание не может быть безграничным, оно должно давать пространство для развития умений и способностей, получения опыта применения и использования информации, осмысления и понимания учебного материала. В последнее время все больше начинают говорить о ценностном и мировоззренческом потенциале учебной литературы. Здесь и спор по непростому вопросу о едином учебнике по истории, обсуждение списка литературных произведений для изучения в школе, конструирование нового учебного предмета «Россия в мире». Никто не спорит с тем, что нужна общественная договоренность о базовых ценностях и принципах общественного развития. Нередко можно услышать, что Конституция РФ 1993 года запретила государственную идеологию, поэтому невозможно воспитывать личность гражданина России в образовательных учреждениях. Это не совсем точно. Есть существенное различие между общими ценностями и государственной идеологией. В недавнем историческом прошлом наша страна прошла этап господства единственной мировоззренческой модели. Попытки возродить нечто подобное сегодня не только неконструктивны, но и не реалистичны. Вместе с тем Конституция РФ все-таки задает некие общие ценности – демократия, права и свободы человека, уважение достоинства личности, обязанности гражданина, насколько их принимают в российском обществе и как их понимают – другой вопрос. Конечно, учебник должен обращать внимание молодых людей на важные общественные ценности, стремиться их поддерживать и пропагандировать. Желательно только не переходить тонкую грань между воспитанием и навязыванием набора идеологических штампов. Несколько лет назад я в качестве эксперта участвовал в программе ООН в Армении по анализу учебной литературы гуманитарного цикла с точки зрения образования для демократической гражданственности и поддержки прав человека. Экспертиза вышла за узкие рамки содержания прав человека и гражданского образования, были выработаны такие принципы для оценивания:- конкретность и аргументированность (иметь подтверждающие примеры и ссылки, проявлять компетентность в рассматриваемых вопросах);- конструктивность и деликатность (избегать уничижительных характеристик и ярлыков);- системность (межпредметные и межкурсовые связи);- деятельностный характер в построении материала и проблемность изложения (пространство для активной деятельности и интерактивности);- дискуссионность и возможность выражения собственного мнения, пространство для альтернативных позиций и уважение многообразия взглядов;- уважение многообразия и открытость (мнений, позиций, взглядов, использование сравнительных подходов и альтернативных точек зрения);- уважение достоинства и частной жизни человека;- доступность изложения материала (в том числе яркие иллюстрации и интересные примеры).В результате совместной работы с представителями разных групп и организаций Армении, заинтересованных в развитии образования, были выработаны критерии и индикаторы анализа и оценивания учебных материалов в области прав человека и гражданского образования. Часть из них носила универсальный характер (для всей учебной литературы), а другая часть – специальные требования для учебных материалов, связанных с содержанием прав человека, демократии, гражданства, основ мировоззрения человека).Опыт этой работы может помочь несколько иначе взглянуть на современные учебники, подумать о возможности их модернизации. При этом работа в этом направлении в России и Москве уже идет, появляются учебные материалы, в которых авторы пытаются найти разумный баланс разных образовательных результатов, ориентируются на развитие компетентности учащихся. Наконец, нельзя обойти стороной новую современную тенденцию – создание электронных учебников. Эта форма, несомненно, обладает неизмеримо большими возможностями, чем традиционное бумажное издание, однако следует помнить, что сама по себе форма никак не гарантирует высокое качество продукции. Под красивой и яркой упаковкой мы нередко сталкиваемся с низкопробными продуктами. Значит, педагогическому и экспертному сообществу необходимо договориться о минимальных требованиях к современному школьному учебнику, выработать на их основе критерии и показатели, в большей степени вовлекать в открытую экспертизу все заинтересованные стороны, в том числе родителей, самих учеников, общественность.Андрей ИОФФЕ, руководитель Центра дошкольного и общего образования МИРО
Комментарии