Игра – дело нешуточное
Речь сегодня пойдет о сценариях интеллектуальных игр и состязательных игровых программ.
Игра! Крылатые изречения, как народные, так и высказанные мудрецами, ставят игру в один ряд с самой жизнью. Потому-то, видимо, она из повседневной бытовой обстановки легко перебралась в школу, на клубную сцену, захватила телевидение.
Некоторые педагоги считают игру лучшим средством психологической подготовки ребенка к будущей жизни с ее непредсказуемыми коллизиями и испытаниями, другие же – самой жизнью. Но если жизнь развивается по законам философии, то игра – по законам искусства, точнее – по законам драматического искусства.
Есть игры, живущие тысячелетия, есть – однодневки. В чем тут причина? Если игра соответствует упомянутым законам, развивается на их основе, – она долговечна, если нет, то и жизнь ее, увы, скоротечна. Если вспомнить телешоу последних десятилетий на основе игр, мы найдем подтверждение этому. Телеигры типа: “А ну-ка, девушки!” не могли быть долгожителями, так как они были лишены главного – всеобъемлющего противоборства играющих. Как жизнь постоянно ставит человека перед необходимостью проявлять все свои физические, эмоциональные и интеллектуальные способности, так и игра требует от игрока этих же качеств в полном объеме. Оставляя только конкурсы физического свойства, легко поддающиеся количественной оценке, будь то соревнование на силу мышц или на сумму накопленных знаний, и устраняя эмоционально-интеллектуальные аспекты, организаторы выводили подобные телешоу из игрового пространства в вотчину обычного спортивного соревнования. При этом всячески устраняли из них конфликт – основной двигатель всех, в том числе и “искусственных”, форм бытования. Из этого следует, что игре, как и любому драматургическому произведению, присущ конфликт, и, искусственно устраняя его, мы разрушаем саму игру.
В драматургии носители конфликта подразделяются на действующих и противодействующих (действующие – положительные герои, а противодействующие – отрицательные). В игре нет деления на положительных и отрицательных героев, есть противоборствующие силы. Это играющие – водящие, команда синих – команда зеленых, команда – зрители (болельщики) и т.п. Противоборствующие силы в пределах правил игры и в ходе ее сами формируют сюжет, закручивают интригу, создают коллизию. Есть и общая для всех игр идея: сила, интеллект, порядочность, целеустремленность и другие положительные качества людей. И в этом одна из главных воспитательных ценностей игры. Есть в ней и еще один, присущий драматургии элемент – действующие лица, т.е. разнообразие характеров. Прежде всего игра всегда выявляет главного героя – лидера. Но находят себе место в игре и другие характеры: горячий, бесшабашный, расчетливый, осторожный, склонный к самопожертвованию и риску; выявляются и отрицательные черты – лень, трусость, иждивенчество и т.п. Один – на острие атаки или мозгового штурма, другой наносит удар противнику неожиданно и там, где от него этого удара не ожидали, третий примет удар на себя… Впрочем, все, как в жизни.
А зачем же здесь автор, если игра сама “пишет” сценарий? Очень нужен, а для всех театрализованных форм даже крайне необходим! Да, сценарист не пишет текст, не придумывает сюжет, интригу, коллизию, характеры героев – он все это предопределяет. И главным его средством являются условия игры, манипулируя которыми он создает сценарий. Проиллюстрируем это на примере интеллектуальной игры типа “Что? Где? Когда?”. Если играют, положим, пять команд по пять раундов и цель команд – набрать наибольшее количество баллов к концу игры, такая игра будет протекать более-менее спокойно, между командами нет острого противоборства, игроки озабочены лишь накоплением баллов для своей команды. А если изменить условия игры и, положим, исключать из состязания команду, давшую неправильный ответ, мы тем самым создадим другую динамику игры, с другим психоэмоциональным состоянием и, естественно, с другим сюжетом. Подобных вариантов изменения условий множество, и каждый из них меняет характер игры, ее рисунок и сюжет. Подобные же эффекты происходят и при манипулировании временем на подготовку ответа и сам ответ. Таким образом, управляя временем и пространством, сценарист становится волшебником, способным создавать новые игровые ситуации.
Другим важным средством сценариста являются игровые атрибуты, на первый взгляд кажущиеся чисто внешними. Имеется в виду колесо рулетки, волчок, черный ящик, элементарная жеребьевка и др. Именно они помогают вводить в игру важнейшее действующее лицо – Его Величество Случай. Эти немудреные атрибуты помогают до предела заострить интригу, вызвать сильные эмоциональные поступки игроков, резко повысить интерес к игре как у игроков, так и у болельщиков.
И, наконец, третье средство – художественно-образное решение. Конечно, состязание команд КВН может пройти и без облачения его в какую-либо театрализованную форму, но оно будет намного интереснее, если будет найдено талантливое художественное решение состязания. Не преувеличивая этого средства, напомним, что оно, как и удачно найденный сюжетный ход, является зачастую благодатной почвой, питающей остроумие команд в течение долгого времени. История творчества “Джентльменов” – один из ярких тому примеров. Перечисленные средства для сценаристов основные, но отнюдь не единственные. Каждый автор должен стремиться собрать их как можно больше, в том числе и придумывая недостающие.
При отборе заданий и вопросов, как для интеллектуальных игр, так и для конкурсов команд КВН, сценаристам необходимо придумывать такие, для решения которых недостаточно только знаний, пусть даже и обширных. Вопросы должны иметь секрет, тайный, невидимый на первый взгляд смысл, чтобы их расшифровка была невозможна без остроумного и нешаблонного подхода.
В последние годы отдается предпочтение конкурсам КВН, состоящим из одних домашних заданий. Импровизационные конкурсы стали редкостью. Слов нет, написать и реализовать такой сценарий на порядок легче: не возникнет никаких неожиданностей, все пройдет тихо и гладко. Но при этом состязание лишается искрометности, подлинного веселья; зритель не может уловить движения интеллекта игроков или поучаствовать в зарождении и развитии интересной и острой мысли. Потому что нет никакого движения и никакого зарождения! Находчивость и остроумие становятся чем-то иным, если они проявились не в кипучей битве умов, а в тиши кабинетов в головах штатных юмористов. Конечно, придумывать импровизационные конкурсы трудно. Очень важно, чтобы даже формулировка задания смогла высечь искру, способную воспламенить фантазию игроков. Искра же эта возникает от “трения” парных понятий. То есть должен проявлять свою энергию бином фантазии, о котором мы писали ранее в статье “Синьора звали Филиберто”.
Литература: Ворошилов В.Я. Феномен игры. – М.: Сов.Россия, 1982 (Библиотечка “В помощь худож. самодеятельности” ? 23).
Аксельрод А.Ю. и др. Курс веселых наук. – М.: Искусство, 1974 (Репертуар худож. самодеятельности ? 20. Серия “Методическая литература”).
Сб. (сост. О.А.Толченов) Человек играющий. – М.: Всероссийский центр худ. творчества учащихся и работников начального профессионального образования, Издательство “Родникъ”, 1977.
Домашнее задание: напишите сценарий конкурса команд КВН или придумайте пять импровизационных конкурсов для команд КВН либо пять вопросов для участников интеллектуальных игр.
Праздник, который всегда…
Людям необходим праздник. Душа редкого человека не встрепенется радостно при звуках духового оркестра или заливистой гармоники – непременных составляющих праздника. Особый восторг от этого испытывают дети. Вот почему ни одна школа не может обойтись без этого многоликого действа. А ликов у него действительно не счесть: торжественный, многолюдный, скромный, раздумчивый, бесшабашно веселый и лирически грустный; национальный, профессиональный, религиозный и т.д. и т.п.
Каким же образом классифицировать праздники, другими словами, по каким признакам мы можем получить о нем наиболее емкое представление? Важнейшей характерной чертой является его адресность, то есть для кого он устраивается, для каких социальных, профессиональных или половозрастных групп. Праздник для шахтеров-ветеранов будет значительно отличаться не только от праздника всех влюбленных, но и от праздника работающих шахтеров. Школьный праздник для первоклашек совсем не таков, как для старшеклассников и т.д.
Вторая характерная черта праздника – его форма и тематическая направленность. Согласитесь, массовое театрализованное представление совсем не то, что карнавал, хотя в них есть много общих элементов. Танцевально-игровое шоу отличается от народного хороводного действа, хотя в обеих формах преобладают танец и игра.
Каждый праздник воздействует на разные чувства человека. Сравните чувства, которые овладевают участниками праздников первого и последнего школьного звонков, масленицы и Рождества. Кстати, задача сценаристов – средствами своего искусства пробуждать, обострять и направлять в нужное русло чувства и эмоции празднующих людей.
Третья важная характерная черта – его массовость, которая во многом определяет форму. К примеру, праздник поэзии может быть рассчитан на жителей гигантского мегаполиса и на членов небольшого школьного клуба любителей поэзии. Конечно, такие праздники будут непохожи. Все зависит от целей и от способов их решения.
Праздник – не жанр, не особая театрализованная форма, он синтетическое явление искусства, вбирающее в себя любую форму, жанр, ритуал – все, что нужно в каждом конкретном случае. Этот фактор дает сценаристам и режиссерам неограниченные возможности делать праздники яркими и дорогими сердцу. Палитра у творцов праздника богата формами, приемами, красками. Но есть два аспекта, которые предопределяют его успех или неуспех.
Во-первых, он должен стать для всех его участников “своим праздником”. Добиться этого можно многими путями, но проверенный и безотказный – включение в подготовку всех его будущих участников. Причем каждому непременно надо найти дело по душе. Поверьте, на своем празднике и поется душевнее, и пляшется веселее.
Второй важнейший аспект – поиск эмоционального зерна праздника. Это может быть символ, ритуал или символически ритуальное действие, объединяющие сердца людей, вызывающие чувства общности, взаимопонимания, дружбы и любви, пробуждающие сходные у всех эмоции. Уже древние создатели праздников заметили, что прыжки через костер как бы объединяют людей, очищенных огнем, сожжение чучела масленицы, кроме веселья, вызывает чувство причастности к благому делу – приближению прихода долгожданной весны. А совместная встреча солнца автоматически включает всех в лагерь борцов с силами тьмы.
Современные постановщики праздников также не упускают возможности воздействовать на эмоции зрителей. Самыми удачными символами, способствующими этому, в последние годы были: олимпийский Мишка и алопарусная бригантина на Неве. Гениальные находки! Не случайно олимпийский Мишка не забывается вот уже второй десяток лет, а выпускники школ С.-Петербурга гордятся, что вступили в новую жизнь под сенью алых парусов. Это примеры праздничной символики высокого уровня. К сожалению, таковые появляются редко. Чаще сценаристы находят символы меньшего накала. Тем не менее их значение нельзя приуменьшать, а уж тем более пренебрегать ими – именно они наиболее сильно воздействуют на чувства участников праздника.
Сценарно-режиссерские решения символических элементов праздника могут носить самый разнообразный и даже парадоксальный характер. Вот какой символический акт придумал сельский сценарист из Архангельской области. Деревня разделена рекой на две части, и жители каждой исконно соперничают во всем. Сценарист решил начать один из праздников с хорошего эмоционального разогрева участников, для чего устроил на мосту соревнование по перетягиванию каната. Ясно, что команды должны были представлять разные концы деревни. Но подобные соревнования только усугубляют соперничество, а нужно было вызвать резко противоположное чувство – “локтя” или, по-другому, общности. Сельский сценарист задачу решил, не отменяя соревнования…
Домашнее задание: пришлите ваш вариант решения задачи, вставшей перед сценаристом архангельского села.
Уважаемые авторы!
Рассмотрением темы “Школьный праздник” мы завершаем первую часть семинара сценарного мастерства – публикацию конспектов по всем шести его разделам. Вторая часть семинара предполагает вашу активную работу, а именно – знакомство со специальной литературой и выполнение домашних заданий. Только добросовестная учеба в ходе второго этапа даст вам необходимые знания, которые помогут в практической работе. Первоначальные знания, чуть-чуть приоткрывающие завесу тайны сценарного мастерства! Это уже будет площадка для хорошего старта. Но прежде вам необходимо прислать все домашние работы. Обязательно необходимо прислать один сценарий.
Окончательный срок приема ваших работ мы продлили до 1 декабря 1999 г. Авторы, успешно выполнившие задания, как мы и обещали, получат свидетельства, подтверждающие факт повышения квалификации, а лучшие сценарии будут опубликованы в “УГ”.
Вместе с домашними работами надеемся получить ваши отзывы о семинаре. Напоминаем координаты для связи и программу семинара.
Адрес: 113114, Москва, ул. Дербеневская, 16, ВЦХТ, издательский отдел.
Тел. 235-29-32, факс 235-21-86.
Программа авторского семинара сценарного мастерства
Раздел 1. Основы сценарной драматургии. Методы активизации творческой фантазии.
Раздел 2. Школьный праздник.
Раздел 3. Сценарии состязательных программ. (Конкурсы команд КВН, интеллектуальные игры и др.).
Раздел 4. Сценарий игрового театрализованного представления, сюжетного игрового вечера (утренника), игры-викторины.
Раздел 5. Сценарий литературно-музыкальной композиции.
Раздел 6. Театр предмета: театрализованные формы внеклассной работы по предмету.
Руководитель семинара
Олег ТОЛЧЕНОВ
Комментарии