Я перешел в 11-й класс киношколы и в следующем году готовлюсь получать аттестат, а также сертификат по режиссерской специальности. Одна из самых интересных форм образования в нашей школе – встречи с профессионалами, мастер-классы выдающихся режиссеров, актеров, операторов. В прошедшем учебном году мне больше всего запомнилась встреча с кинорежиссером Андреем Звягинцевым, чей дебютный фильм «Возвращение» получил Гран-при Венецианского фестиваля и вообще мировое признание. Кстати, фильм мне очень понравился. В нем рассказывается об отношениях отца и сыновей после двенадцати лет разлуки. С первого просмотра «Возвращение» кажется жестким, неоправданно жестоким. Но если попробовать представить фильм как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей, то взгляд наш кардинальным образом меняется.
С этой точки зрения я разобрал первые две сцены фильма – с прыжками в воду и дракой между братьями. Здесь видно, что при отсутствии отца ценности мальчишек перевернуты, за доблесть почитается бессмысленное бахвальство, а настоящего мужского поведения нет. Самый показательный момент – когда они бегут жаловаться маме друг на друга. Если взять эту ситуацию как отправную, действия вернувшегося отца по отношению к сыновьям, суровые испытания, которые он придумывает во время похода с мальчишками, перестают казаться бессмысленно жестокими, становятся оправданными и вполне естественными. Нужно помнить: все, что показывается на экране, режиссер показывает не зря, за сюжетом скрывается Замысел. И самые непонятные (по сюжету) события служат ключом к замыслу, и именно на них нужно обращать внимание.
Никита ИГНАТОВ, ученик 11-го класса Московской международной киношколы
Комментарии