Я росла и училась в Эстонии, в городке Раквере. Как и все малыши, была сначала влюблена в свою первую учительницу, но с пятого класса русский язык и литературу нам стала преподавать Галина Александровна Шишкина. Это был замечательный педагог. Маленькая и хрупкая, она проводила свои уроки с необыкновенной эмоциональностью. И многие темы были взяты не только из литературных источников, но и из жизни. Мне до сих пор не забыть ее рассказы о войне.
Она обладала потрясающим чувством справедливости и поначалу казалась мне очень строгой. Ходила по классу и заглядывала всем в тетради. А когда вызывала к доске, то мы становились на маленькую табуреточку, чтобы удобнее было писать. Галина Александровна придумала так, что у каждого ряда был «лаборант», который являлся правой рукой учителя. «Лаборанты» проверяли готовность к уроку, выполнение домашних заданий, помогали отстающим. Выслушав свой ряд, помощник говорил Галине Александровне свои оценки, и, что самое важное, она ни разу никого не перепроверила! Она доверяла нам безоговорочно. Сейчас, будучи учителем, я понимаю, как она была права, как воспитывала своим доверием.Такое раннее приобщение к профессии, конечно, сыграло свою роль. Я всегда знала, что буду учителем. Увы, в Таллинский пединститут поступить не получилось, поскольку все предметы там велись на эстонском языке, но отступать я уже не могла. Поступила в педколледж в городе Нарве, а потом училась в Ленинградском госуниверситете. И вот уже четырнадцать лет как преподаю в школе.Первое понимание предмета мне, безусловно, дала Галина Александровна. Остальные тайны профессии приоткрыл колледж. Именно там мы учились методике, приемам, умению вести диалог с классом и т. д. У нас была большая, насыщенная практика.Наверное, я что-то взяла от своей любимой учительницы. Во всяком случае, вести разговоры за жизнь на уроке – это невероятно действенный педагогический прием. Любое откровение падает в благодатную почву. Например, мы как-то обсуждали с ребятами «Гарри Поттера». Они спросили мое мнение об одном из героев романа, я его высказала. Кто-то согласился, кто-то возразил, а один мальчик задумался. Через некоторое время вновь зашла речь о романе Роулинг, и этот мальчик вдруг поразил знанием деталей повествования. Оказалось, что он прочел всю книгу, потому что на уроке об этом очень интересно рассказывали. И конечно, радует, что некоторые из них идут в педагогическую профессию.
Комментарии