Ректор Коломенского государственного педагогического института Алексей МАЗУРОВ – страстный археолог. Возможно, именно его привычка бережно извлекать хранимое, по крупицам собирать историческую правду и доискиваться до истинной сути любой вещи позволяет не руководствоваться шаблонами, а выводить развитие института иногда на невероятный курс. Вполне оправданный в диалектическом отношении. Основываясь на славных традициях своей почти 70-летней деятельности, институт смело движется вперед. Вбирая новые веяния времени, приспосабливаясь к потребностям сегодняшнего рынка и не забывая об опыте и достижениях прошлого.
Начало подготовки учителей в Коломне относится к 1920 году, когда на базе учительских курсов был открыт Коломенский педагогический техникум, преобразованный в 1937-м в училище. На его базе в 1939 году был основан институт.
Рейтинги института довольно высоки, Коломенский находится на третьем месте после Сургутского и Нижневартовского пединститутов. Он удовлетворяет потребность в педагогических кадрах Юго-восточного округа Подмосковья. По самым скромным подсчетам, здесь учатся около двух миллионов человек.
Коломенский гордится своими выпускниками. Среди них много громких имен. Заместитель министра образования правительства Московской области Владимир Ахренов, депутат Государственной Думы РФ Геннадий Гудков, неоднократный чемпион мира и Олимпийских игр хоккеист Игорь Ларионов, неоднократный чемпион мира по конькобежному спорту Валерий Муратов, серебряный призер зимних Олимпийских игр в Турине Дмитрий Дорофеев. Чемпионка Европы, серебряный призер чемпионата мира Екатерина Лобышева выиграла бронзу на зимних Олимпийских играх в Турине, будучи студенткой 5-го курса Коломенского пединститута.
Студенты института активно занимаются исследовательской работой, выступают на научных конференциях, публикуются в серьезных журналах и сборниках, имеют дипломы лауреатов российских олимпиад. Успешны выступления студентов на областных, российских и международных соревнованиях. Коллективы студенческого клуба становятся победителями и призерами областных соревнований, лауреатами и дипломантами российских и межрегиональных конкурсов КВН, фестивалей «Студенческая весна», «Русская зима», «Рязанский валенок».
В 90-е годы произошла значительная диверсификация программ высшего профессионального образования. На сегодня в институте таких программ 27 на 10 факультетах. 16 из них – педагогические. Остальные призваны решить потребность дня, например, одна из наиболее востребованных специальностей сегодня – «товароведение». Не исключено, что кто-то может быть шокирован тем, что в педвузе учат еще и этому. Но почему бы и нет? Эта прикладная специальность находится на стыке технологии и химии – экспертиза товара. Эта тема вполне злободневна, и в Коломенском решили, что обучить этому институтские преподаватели смогут. Так, был разработан специальный курс, который преподается на очень хорошем уровне. Институт дает возможность получить то образование, которое требуется молодому человеку для его успешного вхождения в современную экономическую реальность.
Институт ведет более десятка научных школ. По русской литературе, по отечественной истории, конечно же, по археологии, по информационным технологиям, проблемам их внедрения в современную жизнь школы и образование вообще. Некоторые технические дисциплины – на технологическом факультете проводятся серьезные разработки прикладного плана. Сильна математическая школа – много идет защит на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. 20 направлений аспирантуры – тоже неплохой набор для педагогического института.
Коломенский пединститут служит базовым центром Российского гуманитарного научного фонда по разработке региональной проблематики. Московская область заключила соглашение с этим правительственным фондом, и с 2006 года институт работает по более чем десяти проектам этой программы. В целом в минувшем году на науку институт получил грантов на сумму более двухсот миллионов рублей – этим может похвастаться, наверное, даже не каждое НИИ.
Коломенский славен своими традициями воспитательной работы. В институте чуть ли не раньше всех остальных вузов была введена должность проректора по воспитательной работе и создана специальная система. Здесь стараются воспитать профессиональные ценности педагога. В Коломенском царит особая атмосфера, та аура, попадая в которую, студенты проникаются чувствами патриотизма, любви к родной стране, своему городу, институту, факультету, своей родной группе на всю жизнь.
Каждый учебный год студентов встречает вводная лекция ректора о планах и особенностях предстоящих свершений. С самого первого дня студенты получают самые честные ответы на свои разнообразнейшие вопросы и могут услышать интереснейшие лекции по волнующим их предметам и темам.
«История – наставница жизни», – сказал некогда великий римлянин Цицерон, и в истинности этих слов до сих пор никто не усомнился. Ведь именно знание истории позволяет верно понять основные проблемы современной, бурно меняющейся жизни, даже заглянуть в будущее. Исторический факультет родился в институте одним из первых, он создан для того, чтобы учить жаждущих познать тайны веков минувших, исследовать проблемы как далекого, так и недавнего прошлого, а также овладевать педагогическим мастерством, чтобы в дальнейшем уже самим нести свет исторических знаний. После Великой Отечественной войны факультет был объединен с филологическим факультетом, но с 1965 года вновь обрел самостоятельность. В настоящее время на нем готовят историков и знатоков юриспруденции, менеджеров-управленцев для администраций городов и районов, специалистов по сервису и туризму. Обучаясь по специальности «социально-культурный сервис и туризм», студенты овладевают двумя иностранными языками, осваивают тайны рекламного дела, постигают навыки речевой коммуникации, выведывают всю подноготную основ таможенного дела Российской Федерации, изучают историю архитектуры и актерское мастерство. Практику они проходят на базе известных туристических фирм, много ездят и ходят в походы.
Собственно педагогический факультет появился в институте в 1988 году. Он осуществляет подготовку учителей по ряду специальностей, объединенных принципом возрастной адресованности. В компетенцию выпускников входят вопросы обучения, воспитания и развития детей с ясельного возраста до 12 лет. Это самый ответственный и наиболее сложный период жизни человека, поскольку именно тогда закладываются основы наиболее важных качеств личности, формируются черты характера, особенности мировосприятия, умение найти свое место в социуме.
Работа с детьми предъявляет ряд особых требований к педагогу. Во-первых, это абсолютная разносторонность специалистов, так как они должны не только знать сами, но и научить ребенка основам всех наук и искусств. Поэтому факультет особенно привлекателен для тех, кто любит разнообразие и кому одинаково близки русский язык и литература, математика и естествознание, предметы эстетического цикла и творческая деятельность. Во-вторых, важной особенностью подготовки специалистов на факультете становится всестороннее и глубокое изучение психологии растущего и развивающегося человека. Вот почему можно быть уверенным в том, что знания и умения, приобретенные за время обучения на педагогическом факультете, делают студентов компетентными специалистами не только в сфере профессиональной деятельности, но и становятся опорой и помощником в их собственной жизни – в семье, воспитании своих детей, взаимоотношениях с друзьями и близкими.
В Коломенском пединституте создан Региональный научно-образовательный центр, который объединяет шесть районов Юго-восточного округа Московской области, институтские факультеты и кафедры. Направления работы Регионального научно-образовательного центра: изучение и пропаганда инновационного педагогического опыта, экспериментальная работа, научное руководство и сопровождение проектов в территориях, изучение рынка труда, оказание содействия выпускникам КГПИ в трудоустройстве по педагогическим профессиям.
В 2004 году опорные центры Юго-восточного учебного округа объединены в Региональную учебно-научно-производственную ассоциацию, созданную под руководством Коломенского пединститута. Это позволяет объединить усилия по совершенствованию систем общего среднего, начального профессионального, среднего специального и высшего профессионального образования через тесное взаимодействие, объединение материальной и интеллектуальной баз ее участников. Что дает возможность готовить кадры по рабочим специальностям и специалистов с высшим профессиональным образованием для учебных заведений Московской области.
Комментарии