Производственная (педагогическая) практика студентов всегда занимала особое место в подготовке будущего учителя. Именно практика дает возможность взглянуть на школу изнутри, попробовать себя в будущей профессии и соотнести теоретические знания с реалиями повседневного образовательного процесса.
Педагогическая практика сегодня заметно отличается от проводимой ранее. Это связано с активным внедрением многопрофильного образования, увеличением сроков и формата практики, необходимостью изучения взаимосвязи возраста ребенка с этапами обучения и социализации. С 2014 года в Московском педагогическом государственном университете по инициативе профессора Е.И.Булин-Соколовой была изменена парадигма организации производственной практики для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». В рамках новой концепции студенты проводят в школе еженедельно один день, начиная с первого курса. При этом практика начинается с детского сада и продолжается в начальной и общей школе. В процессе прохождения рассредоточенной (непрерывной) практики студенты получают знания и опыт, которые способствуют лучшему усвоению теоретического материала по дисциплинам психолого-педагогического и предметного модулей. Студенты могут не только наблюдать особенности и изменения психофизического развития учащихся разных возрастов, знакомиться с лучшими подходами и технологиями, применяемыми учителями, они становятся активными участниками образовательного процесса на всем протяжении обучения. В качестве одной из экспериментальных площадок для реализации этого подхода была выбрана московская школа №2200, где производственную (педагогическую) практику проходят студенты географического факультета МПГУ.Администрация и педагогический коллектив школы признаются, что решиться участвовать в эксперименте было нелегко. Но ради воспитания будущих поколений учителей коллектив пошел на определенные риски. С одной стороны, профессионалы с многолетним стажем не скрывают, что многие секреты и тонкости педагогического мастерства можно освоить только на практике, с другой – педагоги понимают, что пришедший на практику студент может выступать в роли своего рода переводчика, так как уже научился взаимодействовать со старшим поколением, но еще не забыл, как учился в школе.Для студентов практика – это возможность почувствовать себя в роли учителя, в том числе с учетом особенностей обучения в начальной школе, где развивающая и воспитательная составляющие более выражены, чем в средней школе. Работа студентов в начальной школе формирует у них более взвешенное отношение к вопросам воспитания и развития. Ребята признаются, что практика изменила их взгляд на работу учителя. Они начинают идентифицировать себя не как урокодателей, а как старших товарищей, организаторов и соучастников сложного процесса формирования личности обучающегося. Кроме того, студент выступает в качестве помощника учителя – сопровождает школьников на перемене, гуляет и играет на продленке, в отдельных случаях помогает делать уроки.Студенты способны проявлять креативность и легко находить формы коммуникации, интересные и доступные для понимания ученика. Студенты географического факультета МПГУ организовали необычное празднование Нового года для школьников начальных классов. Кабинеты были оформлены в стиле разных стран мира, и в каждом ребят ждали игры, соревнования и угощения, рассказывающие о традициях празднования Нового года. Для школы подобное сотрудничество несет много ценного: информационное и методическое сопровождение, возможность корректировать процесс подготовки педагогов, наблюдать за достижениями практикантов и формировать базу потенциальных сотрудников, приглашая на работу наиболее успешных. Фактически школа принимает на себя чрезвычайно важную функцию, формулируя и управляя социальным заказом вузу, что позволит совершенствовать подготовку будущего учителя.Очевидно, что лучше всего о ценности такого взаимодействия могут сказать сами студенты – будущие учителя, те, ради чьей профессиональной подготовки и была организована эта практика.- Итак, за плечами семестр практики, – говорит студентка А. – Какие у меня ощущения? Нашей небольшой команде досталась замечательная школа: отзывчивые дети, понимающие учителя, которые отвечали на все наши вопросы, помогали готовить урок, советовали, как лучше поступить. Честно признаться, я не думала, что преподавание в начальной школе окажется настолько сложным. Наблюдая за деятельностью педагогов с задних рядов, я думала: «У меня это с легкостью должно получиться!» Но, оказывается, не так-то легко увлечь маленького ребенка, организовать класс из 23 человек, чтобы они работали, не шумели, еще и на вопросы отвечали… Кто бы мог подумать, что взрослый человек будет стесняться детей 6 лет! Но, представ первый раз перед 1-м классом в качестве педагога, увидев их ожидающие взгляды, я поняла, что безумно теряюсь и стесняюсь этих «маленьких человечков». В первом классе уроки давались сложнее, по мере увеличения возраста становилось легче и интереснее: дети сами идут на контакт, им точно так же интересно узнать нас. Их желание учиться, результаты их деятельности напрямую зависят от педагога и, конечно, родителей (я бы никогда раньше не подумала, какую важную роль играют родители в обучении своего ребенка)… Я окончательно убедилась, что выбрала именно то, что хотела. – Поступать в педагогический меня отговаривали родители и друзья, – добавляет студентка М. – Первое время у меня действительно были сомнения на тему правильности выбора. Я думала, что это сложная и неблагодарная работа, но после практики именно в школе я поняла, что попала куда надо. Проведение первого урока, как и для большинства, было для меня большим испытанием. Я не знала, как примет меня класс, не растеряюсь ли я при выступлении и на публике, где каждый будет ловить меня на слове и задавать вопросы. Но с первых минут я почувствовала настроенный на работу класс, и урок прошел по плану. Мне понравилось на практике в начальной школе. Я рада, что администрация дает нам такую возможность, потому что без этой практики будет страшно прийти в старшую школу, где намного сложнее войти в тандем работы с учениками. – Для меня эта практика приоткрыла тайную дверцу изнаночной, подлинной жизни педагога и ребенка в рамках и «углах» школы, – анализирует студент А. – Она показала мне, как правильно надо вести себя в школе, как преподавать и вообще как жить жизнью учителей. Это превосходный первоначальный опыт юного студента… Следующее, чем хочется поделиться, так это финальной стадией моей первой профессиональной практики – ведением первого с точки зрения методики, психологии и педагогики урока в начальных классах школы. Перед завершающим этапом практики мне удалось провести самый настоящий урок в рамках географической тематики по окружающему миру! И знаете, после проведения урока мне не хотелось покидать стены класса, школы, мне еще и еще хотелось вести и вместе с ребятами путешествовать в мир прекрасных знаний и открытий, которые окружают нас каждый день. Практика произвела на меня сильное впечатление… Я смог попробовать уже сейчас свои силы в педагогической области… Начал смотреть совершенно с другой точки зрения на данный вид работы… В основном практика помогла мне более глубоко и детально рассмотреть внутренний мир учителя, его тактику, позицию, а также она позволила заглянуть в мир обучающихся. Особенно познакомиться и посмотреть, как они учатся и как им помочь, в каких ситуациях, и, конечно, погрузиться самому в образовательный процесс с точки зрения начинающего педагога, работающего в этой непростой, но очень значимой и интересной сфере. После этой практики у меня значительно поменялся взгляд на профессию и мне еще сильнее хочется в нее влиться.Очевидно, что подобное взаимодействие является будущим системы образования и позволит тонко и своевременно реагировать на запросы общества и государства, профессиональной среды и родителей.Елена ФИЛАТОВА,декан географического факультета Московского педагогического университета, кандидат географических наук; Светлана МУРАФА,доцент кафедры психологической антропологии Московского педагогического университета, кандидат педагогических наук;Анна ГРЕЧНЕВА,доцент кафедры геологии и геохимии ландшафта Московского педагогического университета, кандидат биологических наук
Комментарии