Многие учителя школ России подходят к воспитательному процессу творчески, неформально, и это очень радует. Практически в каждой присланной работе есть интересные идеи, которые хочется позаимствовать.
Интересен опыт учителя математики средней школы №3 города Абдулина Оренбургской области Елены Кондрашовой. В своей деятельности она использует различные формы – викторины, игры, беседы. Особенно можно выделить сценарий классного часа «Русские современные посиделки», где в игровой форме переданы опыт и ценности наших предков.
Среди учителей очень популярна идея проведения фольклорных праздников. Так, Галина Мамонтова из села Богатого Самарской области представила сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» («Посиделки») и проект «История русского народного костюма». Праздник «Кузьминки» – это, по сути, маленький фольклорный спектакль с песнями, загадками, стихами. «История русского народного костюма» – большой образовательный проект.
Активную воспитательную работу ведет учитель английского языка Какима Джумагалиева из села Золотари Волгоградской области. Она предоставила сценарий «Урока мужества» (памяти героя России Игоря Маденова). Герой ее классного часа – выпускник школы, земляк, проявивший мужество, пожертвовавший своей жизнью ради товарищей.
Зухра Сахиева из средней школы №1 села Канглы Ставропольского края на классном часе «Дорога, которую мы выбираем» организует совместную деятельность учителей и учеников, ставит перед старшеклассниками важные этические вопросы о смысле жизни и предназначении человека.
Учителя начальных классов в основном представляют разработки таких мероприятий, как «Прощание с азбукой», «День мамы», «Прощание с начальной школой». Поэтому литературно-музыкальный праздник «Весенняя сказка в лесу», подготовленный Раисией Половниковой из Сернурской средней школы №1 Республики Марий Эл, выглядит оригинально.
Учитель английского языка Ольга Полякова из школы №19 города Сызрани Самарской области разработала классный час на тему «Какой я нужен окружающим». Это действительно воспитательное мероприятие. Здесь есть элементы психологического тренинга.
Учитель начальных классов Светлана Сигида из средней школы №2 города Майского Кабардино-Балкарской Республики представила три сценария внеклассных мероприятий, из которых наиболее интересный – «День матери». На этом празднике предусмотрена совместная деятельность детей и родителей.
Работа учителя географии Людмилы Кастрикиной из Марьевской средней школы Самарской области «Гори, гори, моя звезда!» посвящена поэзии. По сути, это литературный салон, в рамках которого учащиеся имеют возможность встретиться с местными поэтами, почувствовать красоту русского языка, познакомиться с работой школьного театра.
Учитель Ярской средней школы Белгородской области С. Худотеплая разработала классный час «Зеркало пороков». В этом воспитательном мероприятии ученики активно вовлечены в деятельность. Этот классный час можно использовать для формирования детского коллектива в классе.
Хотелось бы сделать и некоторые замечания.
К сожалению, мало кто из коллег использовал в своих сценариях ссылки на источники и прилагал списки использованной литературы.
Многие учителя не указывали в своих сценариях возраст детей, на который они рассчитаны.
И еще. Мы можем продумать замечательное мероприятие, где дети будут читать стихи, петь песни, танцевать. Но если ребенок – только исполнитель, то воспитательный потенциал данного мероприятия будет крайне низок. Чем старше ученик, тем больше должна быть доля его активности.
Воспитательный процесс должен носить так называемый скрытый характер, то есть дети не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил, поэтому использовать в воспитательной работе элементы психологических тренингов следует с предельной аккуратностью.
Александр МИТЬКИН, методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Комментарии