Уже восемь лет Центр непрерывного художественного образования проводит мастер-классы в рамках Всероссийской конференции, где лучшие педагоги России делятся опытом и обсуждают проблемы, связанные с детским творчеством. Особой популярностью пользуются мастер-классы по применению компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства, МХК, а также по бумажной пластике, дизайну, посвященные учебным пособиям. Желающих принять участие в мастер-классах всегда много.
Почему именно мастер-класс? Если рассмотреть это словосочетание, то первая его часть «мастер» означает «экстраклассный профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не владеет основная масса специалистов». А «класс» – это показатель высокого качественного уровня.
Процесс профессионального роста – это цепочка: ученик – специалист – профессионал – мастер. Если занятие ведет специалист для неспециалистов – это урок. Если профессионал обучает специалистов – это курсы повышения квалификации, мастерские, обмен опытом, диспуты и дискуссии. А когда мастер обучает профессионалов – это мастер-класс.
Мастер-класс – это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении многолетней деятельности путем проб и ошибок, концентрируется и выстраивается в систему, а впоследствии отражается в достижениях учеников. Причем передается не только теоретический опыт, но и практический, предоставляется возможность увидеть, как мастер выполняет те или иные приемы и получает в результате целое произведение.
У каждого мастера своя тайна. Прикосновение к тайне мастера – это участие в совершении чуда. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В процессе педагогической деятельности у преподавателя возникает множество вопросов, ответы на которые не всегда удается найти самостоятельно, изучая статьи и монографии. Диалог с мастером, соучастие в работе впечатляют на долгие годы.
В данном случае мы рассматриваем мастер-класс, который представляет собой кратковременную программу повышения квалификации профессионалов и специалистов, тех, кто имеет определенный опыт работы, собственную точку зрения, но хотел бы узнать больше. Такие классы проводят обычно признанные суперпрофессионалы или новаторы в той или иной области, опыт которых социально значим и востребован.
Современные технологии позволяют дистанционно приобщиться к различным мастер-классам через интернет, ознакомиться с идеями, инновациями, методиками, приемами на вербальном уровне. Но хотелось бы отметить, что наиболее действенным является мастер-класс, который проводится в режиме реального времени и включает в себя следующие этапы:
– теоретическую или методологическую часть;
– демонстрацию процесса;
– приобретение каждым участником определенных знаний и опыта, а также методического материала для дальнейшей самостоятельной работы: тезисов, кратких рекомендаций, модулей занятий и т.д. В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу: рассказать, показать, научить за короткий промежуток времени.
Оксана КОБЛОВА, Татьяна ТАНЬКО, сотрудники Центра непрерывного художественного образования, Москва
Комментарии