search
main
0

Тайна одной прелюдии

​Все, что создает человечество, – это множество зеркал, разглядывая которые мы можем пытаться понять людей разных эпох. А вот архитектура, живопись, скульптура, литература, музыка – все вместе создают особенное зеркало – искусство.

Общаясь с произведением искусства, любой из нас может сказать вслед за Пушкиным, обращавшимся к Оресту Кипренскому: «Себя как в зеркале я вижу». Это таинственное и загадочное зеркало, умеющее отразить самое существенное в человеке. Причем делает оно это незаметно и порой из подручного материала. Помните?Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда,Как желтый одуванчик у забора,Как лопухи и лебеда…Так просто и доверительно Анна Ахматова приоткрывает дверь в мастерскую художника, напоминает, что источником для произведения может стать что угодно. Художник – это тот, кто способен сделать любой предмет обыденной реальности (сор) носителем смысла.Когда предмет земного мира выступает носителем смысла, он, во-первых, становится частью духовной реальности и, во-вторых, он становится символом.«Символ» – значит «объединяющий».- Что здесь изображено?(Ответы.)Это Мировое Древо. Вернее, его символ, объединяющий представления людей о мироустройстве. Крона – горний мир, корни – мир подземных существ. Где здесь человек? Вот здесь, в центре, он средоточие и переплетение всех космических сил.- А кто это?(Ответы.)Это эфиопская царица Кассиопея, жена Кефея, или Цефея. Их дочь красавицу Андромеду спас от чудовища Персей.Всех их мы знаем на небе в виде созвездий.- А для чего нам эти герои древнегреческих мифов в звездном небе? (Ответы.)Это дает людям возможность разделить небесное пространство на части, чтобы лучше понимать космос.В Древней Греции того, кто понимал космос и, чувствуя его, мог подражать его звучанию, звали композитором. Дар этот боги давали человеку с добрым сердцем («Орфей»).Посмотрите на это:Человек, создавший это, любил символику: числовую, буквенную, нотную. С ее помощью передавал смыслы, которые владели им во время создания музыки. Приступая к работе, непременно рисовал на полях символы – две буквы: JJ. В конце же ставил три буквы: SDG. JJ – Jesus jovi – Иисус, помоги! SDG – Soli Deo gloria – Единому Богу слава!- Что бы вы сказали о таком человеке? (Ответы.)Да, человек этот очень религиозен. Давайте запомним это.Это его герб, созданный им самим. Используя принцип зеркального отражения, он зашифровал в гербе свои инициалы. Попробуем отгадать какие. (Работа.)JSB – Иоганн Себастьян Бах.Каждый его шаг в миру, каждая написанная им нота были его священнослужением.Каждая из его прелюдий отражает тайну. Одну из них мы сегодня попытаемся разгадать.В 37 лет для своих учеников, среди которых были и его собственные дети, Бах создает учебное пособие «Для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто в таковом учении уже преуспел».Скромно названный им «Хорошо темперированный (настроенный) клавир» труд 1722 года сегодня, спустя 300 лет, является самым исполняемым произведением на земле.- Что же отразила эта музыка, чтобы быть такой востребованной сегодня?Возьмем одну прелюдию из 24. Ми минор. Послушаем ее.Звучит Прелюдия ми минор из 1-го тома ХТК.- О чем эта музыка? (Ключевые слова ответов можно записать.)Итак, давайте представим, что в одном из германских княжеств трудится прихожанин протестантской общины, композитор, такой же бедный, как и его родная страна: всего полвека прошло после опустошительной Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.). Работает он дни и ночи, соглашаясь на любую подработку. Это понятно – у него молодая жена, полон дом детей, которых надо кормить, одевать, учить. Его жизнь ничем не отличается от жизни сотен приходских музыкантов: игра на церковных службах, обучение детей и постоянное сочинение музыки. Скорость написания и количество создаваемых им сочинений так велики, что его труд скорее напоминает лихорадочную работу журналиста, чем неспешную работу признанного мэтра. Простите, но труд журналиста должен быть понятен простой публике! Как же это возможно?Дело в том, что ко времени «высокого барокко», когда жил Бах, в течение нескольких веков сложилась весьма развитая система музыкальных символов. Символика отражала текст молитвы.- Как вы думаете, как надо было петь «и воплотился»? Да, пелось на движении мелодии вниз.- А как надо было петь «и воскрес»? Правильно, мелодия взмывает вверх, поддерживая, сопровождая «душевное движение», «внутренний жест» молящегося.- Когда возникало слово «крест», мелодия двигалась крестообразно. Если при этом речь шла о «муках», то движение сужалось до малых секунд – символа страдания – и интонационно усложнялось.Интересно, что Бах использовал символику своей фамилии, которая, будучи записана нотами – си-бемоль, ля, до, си, – как раз и давала символ «крестной муки».Музыкальных символов было около 70 – вполне достаточно, чтобы понимать, о чем прелюдия.Часто Бах использовал весьма понятные и распространенные приемы отражения в развитии музыкального материала.Рассмотрим это ближе.Ведь это отражает окружающий нас мир!Посмотрите на экран. ЧТО ЭТО?ми соль ля си ля си ля соль(Ноты, записанные слогами).Я их сыграю на блокфлейте.На что это похоже? (Может быть, кто-то узнает звучавшую музыку прелюдии ми минор.)Если расположить слоги подобно нотам на нотоносце, получится так:СИ СИЛЯ ЛЯ ЛЯСОЛЬ СОЛЬМИЭто маленький фрагмент, «квант» из прелюдии Баха ми минор «Хорошо темперированного клавира», выхваченный мной в качестве иллюстрации. Попробуем понять, о чем в ней идет речь.Идем дальше. На что это похоже зрительно? (Верблюд, горы, буква М.)Если еще приглядеться, то мы отыщем и другую литеру – Е – в написании первого аккорда в самом начале прелюдии. Смотрите: МИСИСОЛЬНе правда ли, похоже, так же как если бы это записать нотами:И если Е расположено в пространстве музыкальной гармонии,то М – в мелодии, то есть разворачивается во времени.Вряд ли случаен выбор тональности ми минор, по-другому – е-moll).Может быть, это случайность, такое взаимодействие символов М и Е? Давайте посчитаем, сколько раз это сочетание М и Е повторяется на первой странице прелюдии. (Считаем.)Настойчивость, с которой нам нечто растолковывает композитор, удивительна – в каждом такте по два раза! И так практически до конца произведения!О чем нам этими двумя буквами – М и Е – символически сообщает Бах? Эти две литеры «встречаются» в Евангелии единственный раз. М – Мария. Е – ее двоюродная сестра Елизавета.По версии выдающегося музыковеда Болеслава Леопольдовича Яворского – это встреча Марии, только что получившей благую весть, и Елизаветы, будущей матери Иоанна Крестителя. Вот как это описано в Евангелии от Луки:40 И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!(После окончания музыки.)«Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда…»Мы с вами сегодня заглянули в мастерскую Баха, попытались разгадать тайну всего одной прелюдии – крохотного зеркальца; в нем подобно эху отразились черты человека эпохи барокко, в которую жил композитор. Человека, страстно ищущего деятельного соединения с духовным миром, может быть, именно этим и близкого нам сегодня? Человека, способного, как сказал Уильям Блейк,В одном мгновенье видеть Вечность,Огромный мир – в зерне песка,В единой горсти – бесконечность,И небо – в чашечке цветка.Postscriptum.Что было дальше?Мария же отвечала: Magnificat anima mea Domini…46 Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге. (Рахманинов)На этот текст создано множество великих произведений. Но это уже другая история.Михаил СТАРОДУБЦЕВ, учитель музыки школы №1060, учитель года России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте