search
main
0

Тайна Фанфана-репортера

8 марта – день рождения Андрея Миронова. Актер Миронов родился на страницах “УГ” в мае…

Трудно сделать открытие в биографии человека, о котором, кажется, известно все. Первая роль в Театре Сатиры и дебют в кино, появление на телевидении… Но мало кто знает, что в первый раз на большую сцену Андрей Миронов вышел в 16 лет, еще будучи школьником.

Строчка из воспоминаний о Миронове его друга, журналиста Анатолия Макарова: “Наутро наш триумф отметила пресса – “Учительская газета”. Что за триумф? Открываем 55-й номер “УГ” от 9 мая 1957 года. Заметка “Искусство юных”: “Дружным смехом и аплодисментами реагировали зрители на пантомимические сценки, показанные девятиклассниками 170-й школы Андреем Мироновым и Анатолием Макаровым. Кстати, Андрей Миронов, игравший весьма непринужденно роль Фанфана-репортера, оказался неплохим конферансье”.

Выступление состоялось на вечере художественной самодеятельности в Центральном детском театре, посвященном Фестивалю молодежи и студентов.

Конечно, в те годы никто не догадывался о будущей славе Андрея Миронова. Он был сыном знаменитых родителей, сверхпопулярной пары Миронова – Менакер. И, значит, его талант и природное остроумие никого не удивляли. В коллективной книге воспоминаний о Миронове одноклассник Андрея Александровича Лев Маковский пишет: “Не хотел бы, чтобы показалось, будто он был этакой школьной “звездой”, единственным незаурядным человеком среди серой массы. Нет, в нашей школе учились в то время многие талантливые ребята, ставшие впоследствии прекрасными учеными и писателями, врачами и журналистами, драматургами и актерами”.

По воспоминаниям друзей, в школьные годы Миронов был полноватым, довольно неуклюжим мальчиком, да к тому же с плохой дикцией. Как много силы воли понадобилось Андрею Александровичу, чтобы стать легким, изящным Остапом Бендером, неподражаемым Фигаро – замечательным актером, которого полюбили миллионы! Очень жалею, что никогда не видела Миронова на сцене. Но в детстве тысячу раз слушала пластинку с записями песен в его исполнении. Особенно часто – песенку Маркиза из “Достояния республики”: “Я этим городом любим, и провиниться перед ним не дай мне Бог вовеки”. Маркиз пел о родном Петербурге. А Миронов – о Москве, о детстве, о Петровке, где жил с родителями, об улице Москвина, где стояла его школа.

170-я не была элитарной. Но и обычной ее нельзя назвать. Вокруг много театров – все актерские дети учились здесь. Знаменитый писательский дом поблизости – отпрыски поэтов и драматургов тоже шли в 170-ю. И сюда же, по месту жительства, отдавали своих детей короли преступного мира Москвы, – самая опасная улица тех лет – Петровка тоже была недалеко. Что объединяло ребят? Во-первых, то, что материальное положение у всех было примерно одинаково.

Анатолий Макаров: “Я помню, что в отдельных квартирах жили Андрей, Сандрик Светлов – сын Михаила Светлова и еще один одноклассник – сын заместителя министра. У Андрея две смежные комнаты и кухонька. Но – отдельная квартира! А так – все в коммуналках”.

Во-вторых, совершенно необыкновенная атмосфера творчества. Спектакли во МХАТе, выставки в ЦДРИ, постановки в школьном драмкружке, капустники. Неудивительно, что в 170-й (правда, в разные годы) учились и Марк Розовский, и Эдвард Радзинский, и Василий Ливанов, и многие другие писатели, актеры, режиссеры. А какие замечательные учителя были рядом!

Анатолий Макаров: “Наши учителя были личности. Скажем, классный руководитель и математик мог нам читать наизусть “Евгения Онегина”. Очень демократические отношения были с педагогами – свободно разговаривали о чем угодно. Был у нас Василий Васильевич, математик, он заканчивал Петербургский университет. Другой великий человек тех лет, вся Москва его знала, – Сан Саныч Пластинин, преподаватель литературы. По человеческому, педагогическому и филологическому классу – университетский профессор. Он в те годы, когда все было запрещено, мог нам читать наизусть Есенина и Блока. Один из лучших поэтов послевоенного времени – Владимир Соколов назвал нашу школу лицеем на Пушкинской улице”.

Фестиваль молодежи и студентов 1957 года для Андрея Миронова и его одноклассников, для молодежи Москвы, Советского Союза – главное послевоенное событие.

Анатолий Макаров: “Мы ведь дети арестов. Я жил на Пушкинской. Помню, как в нашей квартире людей арестовали – лет десять мне было. Мы все “воронки” прекрасно понимали, всех “тихарей”, кагэбэшников. Это был нормальный фон жизни. Все понимали, что могут посадить за то, что разговаривал с иностранцем, слушал радио иностранное”. И тут буквально прорвался железный занавес, и на улицах Москвы оказался весь мир. В 1957 году приехала французская футбольная команда и одновременно проходил фестиваль французского кино. Ив Монтан, Жерар Филип. А фестиваль молодежи – это грандиозный аккорд”.

По всей стране в школах проходили фестивальные мероприятия, и участвовать в них хотелось всем. Не потому что “велено”, а потому что интересно. В 170-й ребята решили провести свой школьный фестиваль. Вот к этому празднику с капустником, танцами, велосипедным пробегом по Садовому кольцу и придумали Андрей Миронов и Анатолий Макаров “пантомимические сценки”.

Анатолий Макаров: “Приехала венгерская эстрада с конферансье, у которого был номер – пародия на “иностранную” речь. Мы взяли у него идею и придумали свое – как американцы, французы, итальянцы, немцы сдают экзамены. Образы создавали по фильмам. Андрей был учителем, я – учеником. Успех был совершенно невероятный”.

Номер увидели сотрудники Центрального детского театра и Московского городского комитета комсомола. В ЦДТ давно существовал кабинет работы со школьниками – организовывали встречи с актерами, обсуждения спектаклей. И, конечно, именно они взялись подготовить смотр художественной самодеятельности к фестивалю. Кто лучше режиссера Детского театра Анны Некрасовой, знаменитости тех лет, мог собрать и провести общемосковский концерт? Между прочим, номер Миронова и Макарова вошел в пятнашку лучших из 222 песен, стихов, танцев, отсмотренных в 74 московских школах! Андрею Миронову поручили вести вечер-концерт в роли Фанфана-репортера.

Анатолий Макаров: “Почему Фанфан? Фанфан-тюльпан был тогда самым популярным персонажем кино. Как сейчас Терминатор какой-нибудь”.

На сцене ЦДТ, как и в школе, опять был невероятный успех. Как воспринимал его Миронов?

Анатолий Макаров: “Он играл. Он очень любил, будучи еще мальчиком, употреблять актерские слова, которые слышал от взрослых. Например, говорил: “Значит, у нас будет такой антураж”. Он же на этом вырос. Для него все это было игрой в родителей и в тех эстрадников высочайшего класса, которых он видел дома, – Утесова, Райкина, Вертинского”.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте