Ребенку для жизни нужны не только знания и умения, но и способность живо мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Развитию этих качеств способствует ТРИЗ.
ТРИЗ – это уникальный инструмент для выявления и решения многих творческих проблем, развития творческого мышления, формирования творческой личности. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Не надо давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, ребенок должен учиться ее находить. Если он задает вопрос, не следует тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить ребенка, что он сам об этом думает, пригласить его к рассуждению.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
– развитию словарного запаса;
– развитию связной речи;
– развитию коммуникативных навыков;
– интеллектуальному развитию;
– творческому развитию.
Работа по развитию речи проводится в несколько этапов: на первом этапе общения с детьми подводим их к проблеме многофункционального объекта. Например, «как можно использовать предмет – стул?» (как стол, как лестницу). Второй этап – это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте. Следующий этап – разрешение противоречий. Для этого существует целая система игровых задач, например придумывание новых сказок. Игры «Цепочка-рассказ», «Соедини нас». Цель – установление ситуативных связей. Необходимо составить цепочку-рассказ, как от яблони прийти к ложке. Как это сделать? Воспитатель начинает цепочку, дети продолжают:
– В саду стояла яблонька, на которой…
– …висели вкусные и спелые яблочки.
– Яблочки были спелые и поэтому сами…
– …сами падали на землю.
– Упавшие яблоки собирала бабушка в корзинку…
– …она набрала целую корзинку яблок.
– И чтобы яблоки сохранить на зиму, она решила…
– …сварить из них варенье.
– Бабушка сварила очень вкусное яблочное варенье, и чтобы его съесть…
– …дети попросили у бабушки ложки для варенья!
Использую в работе варианты ТРИЗ «Перевирание сказок»: изменяю сказку, меняя сюжет и включая новых персонажей, а дети исправляют за мной. «Сказка в заданном ключе»: «Если бы старик со старухой жили у самого синего моря, но в наши дни, что бы она попросила?»
Сочинение сказки по заданному началу, например: «Наступил Новый год. Дед Мороз выехал из дома и поехал развозить детям новогодние подарки, и вдруг…»
ТРИЗ дает возможность детям проявить свою индивидуальность, учит нестандартно мыслить. Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития речи, он уникален, важно не упустить этот период для раскрытия потенциала каждого ребенка. Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.
Татьяна ШИРОКОВА, воспитатель школы №727;
Светлана ЦЫГАНОВА, старший воспитатель школы №727
Комментарии