Где же отыскал Сергей Тимофеевич Аксаков свой “Аленький цветочек”? Да, здесь, недалеко от башкирского города Белебея, в ста восьмидесяти километрах на юго-запад от Уфы. Здесь били некогда двадцать родников, которые впадали в реку Усень, а она – в реку Ик, а та – в Дему, а Дема – в Белую, а Белая – в Каму, а Кама – в Волгу… На один из таких холодных родников и пришла в 1911 году девятнадцатилетняя Марина Цветаева, чтобы прохладными летними вечерами в каникулы почитать свои стихи деревенской молодежи – студентам из Москвы и Санкт-Петербурга, детям разбогатевших русских мужиков-староверов, у каждого из которых стояла в избе большая собственная библиотека. И это “провинция”?!
Иногда мне кажется, что постыдное слово “провинция” выдумано теми, у кого вызывала недобрую, горделивую зависть культура литературных “дворянских гнезд” – писательских и художественных имений. Нет, провинция – это скорее алые цветы, вышитые по белой ровной и крепкой скатерти географической карты России.
Но что же делала тем летом в селе Усень-Ивановское Марина Цветаева? То же самое, что незадолго перед тем Лев Николаевич Толстой и Чехов. Все они находились при кумысолечебнице. Марина спасала тут в медовый месяц любви юного жениха своего, восемнадцатилетнего Сергея Эфрона, больного туберкулезом. В этих краях частную кумысолечебницу завела внучка Сергея Тимофеевича, Ольга Григорьевна. Аксаковский санаторий существует и поныне.
А вы знаете, чем полезен кумыс? Конечно, знаете. В кобылье молоко добавляют разбавленную водой закваску из старого кумыса, сбивают, добиваясь спиртового брожения, в кожаной или липовой посуде, иногда добавляют козьего молока. Обильная пена свидетельствует о готовности. Витаминизированным кумысом, в котором содержались природные антибиотики, встречали гостей, им же провожали. Он немного пьянил.
Сергей Аксаков никогда не стеснялся своего родства с этими местами. Здесь наряду с крепостными крестьянами, привезенными из Нижнего Новгорода и Казани, жили башкиры, татары и чуваши, не знавшие крепостной неволи, но потесненные с исконных земель: “Приветствую тебя, земля благословенная, страна обилия и всех земных богатств!” Эти бедные люди и указали писателю, где растет аленький цветочек.
Сказка посвящена ключнице Пелагее, от которой он ее услышал. Но ведь поначалу ее вполне могла рассказать мальчику и его молочная мать, кормилица, о которой он вспоминал в “Детских годах Багрова – внука”: “…была господская крестьянка и жила за тридцать верст”. Она приходила к ненаглядному молочному “сыну” каждое воскресенье, проводя ночь в дороге. Только ради того, “…чтобы прижать Сереженьку к своей груди, приласкать его, – читаю я в школьном сочинении ученика уфимской школы N 137 Козлова Максима. – Это как же надо было любить барское дитя!”
Тихая крестьянская женщина представлялась будущему сказочнику “каким-то таинственным, почти невидимым существом”. Так и младшая, любимая, купеческая дочь лицезрела поначалу лишь, как невидимые руки выводили перед ней на стене огненные буквы, которыми разговаривало с ней невиданное лесное существо, после оказавшееся принцем. “Я помню себя лежащим то ночью в кроватке, – с волнением напишет Сергей Тимофеевич, – то на руках матери и горько плачущим…” С рыданиями и воплями он призывал одного кого-то, кто мог утешить его. “И кто-то являлся в сумраке слабо освещенной комнаты, брал меня на руки, клал к груди…” Согревал маленькую беспокойную душу своим телом и исполнял самые насущные желания.
Эх, младшая, любимая, купеческая дочь! Вот чью преданную душу вложил в тебя автор!.. Так о чем же эта сказка? Этот вопрос недавно задавали на уроке литературы моей младшей дочери. “Красавица и чудовище”, рассказанная по-русски? И, вчитавшись, мы поняли, что аленький цветочек не прихоть, а символ преданности семье.
Удивительно мне было узнать, что в белебеевской гимназии N 1 преподавателем аксаковского спецкурса является местный краевед, татарин Д.Ахметзянов. Сергей Аксаков дал ведь России еще и сыновей: Ивана и Константина – родоначальников славянофильства! Что же общего между этими четверыми, что сближает их? Оказывается, именно семейная тематика аксаковских произведений. Мало было Аксакову-старшему изобразить тонкие, нежные отношения купца и его любимой и верной дочери. Сергей Тимофеевич написал еще и трилогию о дружной семье Багровых, которая в школах почему-то не изучается, – о семье, хорошо знавшей тайну аленького цветочка.
Но что известно нам, собственно, о семье Аксаковых? На каком материале строятся уроки в именных аксаковских школах Башкирии, которых несколько?
Родина Сергея Аксакова – Уфа. Его отец, Тимофей Степанович, вышел из армии в чине прапорщика после того, как его до болезни запороли только за то, что он прошел по улице с песней во время богослужения в церкви. Конечно, это был приказ не священника, а полкового самодура – начальника. Влюбившись в дочь аристократа от казачества Марию Николаевну Зубову, он написал о ней столбовым дворянам, родителям своим. Но на свадьбу они не прибыли, прислали дочерей: Мария Николаевна казалась им “не парой”. Однако, узнав “барышню с Урала” лично, они полюбили ее так же, как и сам Тимофей Степанович, – на всю жизнь. Ладно, поэтически выстраивались потом отношения и их сына Сергея с плененной во время русско-турецкой войны молодой турчанкой, удочеренной одним суворовским генералом. Умные женщины умели удержать возле себя красавцев-мужей. Супруга подарила Сергею Тимофеевичу двенадцать детей!
Аксаков учился в Казани. А в 1822 г. на несколько лет поселился в д. Надеждине. Здесь появился на свет сын Иван. Марина Цветаева потому и ходила воды испить к Девичьему роднику, что бытовала легенда: напьешься этой воды и навсегда привяжешь к себе любимого человека. Да и сама фамилия Аксаковых понимается сегодня по-разному. “Ак-су” – чистая родниковая вода, и в то же время “аксакал”, то есть “старейшина”. Красота. Эстетика. Сегодня эти слова вошли во многие башкирские школы, городские и сельские, через музеи уральских камней, через зимние сады и собственные картинные галереи. И еще – через высокое понимание слов “отец”, “мать”, “братья” и “сестры”, “семья”, “род”.
Лев Николаевич Толстой мог однажды отозваться об Аксакове-старшем как о “среднем даровании”, но он, как честный человек, тут же не удержался, чтобы не поправиться: “Константин был самым интересным из них. Иван превосходил его талантом, но Константин был чистая, благородная натура. Он сорока лет умер девственником, а когда руку подает, то словно дверью защемит, как выражался Тургенев…” Аксаковы были плотные, крепкие, выросли на чистом воздухе и среди лесов, тоже девственных. Но они никогда не забывали о том, на чьей земле поселились. “И люди набегут толпами, твое приволье полюбя… Сомнут луга, порубят лес, взмутят и воды – лик небес!” – восклицал Сергей Аксаков еще в юности – он писал и стихи. “Первым экологом мира” называют его сегодня в Белебее.
Аксаковы не могли не породниться с щедрой, окультуренной еще до них землей. Один праздник – “родинные обряды” – уже готовая сказка!.. Вот родился у башкира ребенок. С почестями похоронили “часть его” – послед, омытый с молитвами и обернутый белой тканью. И теперь сорок дней требовалось защищать ребенка от злых сил. Так много значения придавалось каждому вновь прибывающему в их мир. В эти дни душа окончательно вселялась в малыша, а вокруг матери и ее чада собирались демоны.
Чтобы охранить новую жизнь, малыша понарошку продавали-покупали, будто бы заметая его следы; ему надевали “собачью рубашку”, чтобы сделать его неузнаваемым… На седьмой день ребенок являлся в общество первый раз, чтобы познакомиться с теми, кто уже ждал его, – “чай в честь пуповины”. Затем следовал “чай нитки”, “чай в честь младенца”, когда собирались только женщины и им раздавали нитки, которыми перевязывали пуповину. Далее следовал обряд наречения имени. Когда мулла трижды проговаривал на ухо малышу: “Пусть твое имя будет таким-то”. Матери преподносились подарки, а ребенку торжественно – жеребята, телята и деньги. Разве можно было после такой заботливой встречи с легкостью проматывать свою жизнь и состояние?
Жизнь, человек, даже если он всего-навсего ребенок, всегда были у башкир в цене. А когда на специальном празднике “укладывания в колыбель” приглашенным детям рассыпались по полу конфеты, определялся и круг будущих друзей этого малыша.
Специальными праздниками отмечался первый зуб, первый шаг… И со временем ребенок понимал, что он может ответить на внимание этих больших людей только любовью и почтением к ним. Такую же любовь испытывали к местным народам и все Аксаковы.
Удивительно ли, что в своем сочинении ученица десятого класса верхне-яркеевской средней школы N 1 Алсу Арсланова написала: “Охотничьи книги Аксакова, его книги об ужении рыбы стали уникальным явлением в русской, а возможно, и мировой литературе. Но не ошибусь, если скажу, что Аксаков еще и родоначальник жанра автобиографической трилогии. Сохранилась записка: “Есть у меня заветная дума… я желаю написать такую книгу для детей, которой не было в литературе”… Изучая “Отцов и детей”, мы не раз сравнивали семьи Кирсановых, Базаровых и Багровых. И понимали, что в последней, то есть в семье самого писателя, проблемы взаимопонимания поколений не существовало. К сожалению, вся отечественная литература, преподаваемая в школе, рассказывает только о печальном противоборстве “отцов” и “детей”. И “Горе от ума”, и “Господа Головлевы”, и пьесы Чехова”.
“Да не оскорбится же никогда память предков!..” – завещал нам Сергей Тимофеевич. Но мы его не послушались. Мы даже не знали о том, с какими мыслями он мог обратиться к нам. Только “Аленький цветочек” и светил нам во мраке нашего невежества.
Кто первым подал идею отмечать на башкирской земле аксаковские праздники? (В сентябре этого года состоится уже двенадцатый – мы и этого не знали!) Местная белебеевская администрация, ее смешанный, многонациональный коллектив. Башкирское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры взяло праздник под опеку. И теперь каждый год белебеевские, уфимские школьники и тысячи тысяч гостей, даже из Австралии, с Балкан, даже из Арабских Эмиратов прибывают в д. Надеждино и устраивают разные чтения, обсуждения и проводят особенный “Аксаковский урок”. Недаром же президентом Башкирии учреждена литературная премия им.С.Аксакова, которую получили Василий Белов и Валерий Ганичев – постоянные гости празднеств.
А ведь дома-музеи Аксаковых подвергались разным напастям. Один, в Надеждине, горел – сейчас отстроены стены и восстанавливается интерьер. А домик Зубовых в Уфе не раз пытались снести. Не при этой власти, при прежней.
Но кого из Аксаковых чтят на Балканах? В Болгарии? Оказывается, не Григория, который стал уфимским губернатором, а Ивана, который возглавил Славянский благотворительный комитет, который способствовал сближению наших народов. Чтятся в Болгарии и заслуги Ивана в формировании болгарского ополчения во время освободительной русско-турецкой войны. Ведь что такое “славянофильство”, о котором мы недолго распространяемся на уроках истории в средней школе? “Это идея Ивана Аксакова о том, что, рассуждая о правах человека, мы не должны забывать о правах народа. Он же отмечал, что русская культура наднациональна, поэтому понятна многим народам мира”, – написала в своем сочинении Татарникова Таня, ученица аксаковской гимназии N 11 г.Уфы – одной из старейших в Башкирии, выпустившей из своих стен и прототип каверинского “капитана” – полярного исследователя Валериана Альбанова, и академика-этнографа Раиля Кузеева, и… бывшего главного редактора “Учительской газеты” Владимира Матвеева. Полезно встречаться на литературных праздниках ребятам из разных именных школ!
И вот однажды прибыла на “Аксаковский урок” и праправнучка Сергея Тимофеевича, Ирина Сергеевна Аксакова. “Мы все ходили за ней, конечно, табуном, – рассказывал мне директор краеведческого музея г.Белебея Павел Федин. – До этого мы познакомились лишь с родственниками Бунина… А вы разве не знали, что Иван Бунин и Аксаковы дальние родственники? Ирина Сергеевна незадолго перед тем вернулась на родину из Шанхая и ходила тихая-тихая. А потом оттаяла и говорит: “Попала-таки я туда, где живет русский дух!” А потом поправилась: “…русский дух – рядом с духом башкирским и татарским”. Недаром же, побывав в аксаковской гимназии в Уфе, муфтий Талгат Таджуддин промолвил: “Молю Всевышнего Творца о благословении вашего благородного труда во имя духовно-нравственного возрождения нашей Отчизны”.
Ирина РЕПЬЕВА
д. Надеждино – Уфа
Комментарии