Сегодня перед школьным учителем поставлены такие объемные, сложные и ответственные задачи, что естественно возникает вопрос: а готов ли он к их выполнению? Еще недавно от педагогического корпуса требовали качественной подготовки и переподготовки через определенные промежутки времени, полагая, что этого достаточно. Сегодня такой подход уже можно считать устаревшим, так, от учителя требуется постоянный профессиональный рост, а значит, и выстраивание индивидуальной траектории непрерывного повышения квалификации и приобретения все новых и новых знаний. Но как сделать это в реальной жизни, когда учитель ведет большую работу в классе, кто поможет ему в этом? Все это и многое другое стало предметом обсуждения на одном из педагогических советов в нашей школе.
Уже хорошо известно всем, что успех школьнику может обеспечить только успешный учитель, что успех – пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти, учитель должен почувствовать этот сладкий вкус успеха. Вот почему проблема выстраивания профессиональной карьеры педагога так актуальна в современном обществе. Находясь вот уже несколько лет в режиме развития, наша школа стремится к тому, чтобы каждый учитель был способен к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов и был готов к постоянному профессиональному росту.
Успех, связанный с профессиональной деятельностью, придает надежность и устойчивость в работе. Это может быть громкий успех, признанный всеми, например, победа в профессиональном конкурсе «Учитель года», в приоритетном национальном проекте «Образование», в педагогических конкурсах на премию мэра Москвы и так далее. В школе есть такие учителя-победители, и мы ими гордимся, учимся у них, на них равняемся.
Однако известный психолог В.Леви в своей книге «Искусство быть собой» подчеркивает: «Радость, чем она меньше, чем, казалось, пустяковее, тем глубже, а вернее, надежнее по своему действию. Страстные восторги оставляют после себя пепелища, малые же радости растут непрерывно и сами себя поддерживают…»
Успешность в педагогической деятельности необходимо постоянно поддерживать… малыми радостями каждодневного труда. Удачно проведенное занятие, собеседование с родителями, успешное выступление перед коллегами, выполнение «проблемным» учеником контрольной работы, хорошие, умные ответы ребят на уроке, публикация из своего опыта работы в печати или интернете – все это и многое другое поддерживает высокую самооценку учителя и стимулирует его к новым успешным действиям.
Вот уже второй год на всех тематических педсоветах учителя нашей школы делятся с коллегами своими достижениями в педагогическом труде, особенностями своего карьерного роста, рассказывают о своей инновационной деятельности.
В ноябре 2007 года состоялся очередной педсовет, в этот раз на тему «Индивидуальная траектория профессионального роста педагога». Речь шла о том, что каждый учитель, который работает в развивающейся в инновационном режиме школе, обязан и сам перейти в режим саморазвития, правильно ставить перед собой цели и умело их достигать.
В ходе подготовки к педсовету школьный педагог-психолог Ольга Скрипко и научный руководитель одного из направлений экспериментальной работы в школе кандидат психологических наук Марина Чибисова провели анкетирование учителей, чтобы выявить их профессиональную самооценку, предпочтения в направлениях профессионального роста, оценки практической работы в школе, профессионального общения и потребностей в самообразовании и системном повышении квалификации.
Анализ анкет показал, что нашим педагогам необходимо обсудить возможные направления их карьерного роста, то, как и какие цели ставить перед собой, как организовать свою деятельность для их достижения. Хорошим мотивационным началом педагогического совета стала организационно-деятельностная игра, проведенная школьным психологом. Все учителя разбились на группы по желанию и составили проект портрета «Настоящего учителя будущего», затем была защита проектов, и все пришли к выводу: «Нам есть к чему стремиться».
Как же правильно определить цель своего профессионального развития, как сформировать свою собственную траекторию карьерного роста? Этот вопрос и стал основным на педсовете.
Существуют исследования, которые таким образом определяют фазы профессиональной жизни учителя: 1-3 года – начало, поиск своего пути, 4-6 лет – накопление опыта, 7-25 лет- расширение активности, переоценка опыта, более 26 лет- ясность, эмоциональная сдержанность.
Учителя, принадлежащие к первой или второй группе, прежде всего должны ставить перед собой цели, связанные с изучением практического опыта работы и формирования собственной методической копилки.
Учителя третьей группы – главные движущие силы развития школы, на которые делается основная ставка, ведь именно они могут работать в инновационном режиме наиболее продуктивно потому, что наличие своего опыта позволяет оценить все новации, а активная фаза цикла профессиональной жизни учителя позволяет легко перестраиваться и пересматривать свой опыт.
Учителя четвертой группы – школьный золотой фонд, именно им уместно ставить перед собой задачи обобщения и активного распространения своего опыта, ведь, как правило, эти учителя – лучшие наставники для молодежи.
Помимо определения фазы своей педагогической карьеры учителю необходимо ставить цели своей дальнейшей деятельности, но при этом адекватно оценить достигнутый к данному моменту уровень своего профессионализма. Вне связи с квалификационной категорией каждый учитель сам точно знает, к какой группе он принадлежит, и может правильно оценить свой профессиональный уровень. Можно условно всех учителей разделить на три группы: учителя-стажеры, учителя-практики и учителя-мастера. Сейчас в школу приходит молодежь целеустремленная, грамотная, знакомая со многими инновациями со студенческой скамьи. Им не мешает отсутствие опыта работы, они легко включаются в любые инновационные проекты и добиваются успеха. А учителя с большим стажем работы вопреки выводам исследователей-психологов вовсе не растеряли юношеского задора. Они со своими учениками и учатся по-новому, и в футбол не прочь поиграть, и всегда готовы помочь разрешить все очень важные детские проблемы, а вечером по телефону просто поговорят с ребенком потому, что ему, скажем, грустно. Именно об этом рассказала учитель начальной школы Наталья Цыганова, имеющая 38 лет стажа своей педагогической работы.
Таким образом, правильное позиционирование себя на шкале стажер – практик – мастер – второй критерий, который поможет выбрать верные цели как ожидаемые результаты своей работы.
Следующий этап – построение программы профессионального роста. Это циклический процесс, в котором каждый цикл состоит из таких шагов, как: практика, профессиональное общение, самообразование и курсовая подготовка на определенном уровне в соответствии с целями. В результате их достижения происходят качественные изменения профессионализма учителя, появляются более высокие цели для дальнейшей работы. Вот так, виток за витком, по спирали идет развитие каждого педагога.
Но возникает серьезный вопрос о том, что значит спланировать свою практическую деятельность?
Во-первых, конечно, необходимо оценить свое владение содержанием предмета. Тут многое зависит от того, ведет ли учитель впервые этот предмет или курс, хорошо ли владеет им на уровне учителя-практика или творчески подходит к содержанию курса, ориентируясь на конкретные факторы – уровень класса, особенности учебного года и так далее.
Во-вторых, крайне необходимо определить, какие методики или технологии обучения учитель использует в своей работе – традиционные, современные, инновационные, какие формы организации познавательной деятельности есть в его методической копилке, использует ли он только классно-урочную систему или в основном классно-урочную систему, но с включением новейших форм – проектных, игровых и так далее, или активно и системно применяет в работе инновационные формы обучения.
В-третьих, уже принципиально важно понять, какими современными техническими средствами обучения владеет учитель, оценить его умения в применении аудиосредств, видеотехники, мультимедиатехники, использование ПК и интернет-технологий.
После такого анализа по тем же трем направлениям уже можно планировать и будущие достижения.
Второй шаг – профессиональное общение, в процессе которого учитель предъявляет наиболее демонстративную часть индивидуальной работы по саморазвитию учителя. Такое общение позволяет оценить реализацию собственных целей, ставить новые задачи, ориентироваться в инновациях в образовании и так далее. Профессиональное общение можно выстроить по трем направлениям: общение с коллегами по предмету, общение со всем коллективом образовательного учреждения, общение в педагогическом сообществе, выступления на заседаниях методических объединений, на педагогических советах, на семинарах, участие в профессиональных конкурсах, в том числе и в сети «Интернет» на сайтах творческих учителей, это создание всевозможных творческих групп для ведения исследовательской и экспериментальной работы в педагогике и методике преподавания своего предмета и многое другое.
Любопытный пример такой микрогруппы есть в объединении наших математиков. В прошлом году в работу городской экспериментальной площадки «Формирование образовательного пространства школы на основе деятельностного подхода» включились два учителя – Т. Юрлина и И. Ренская, которые за год овладели технологией деятельностного метода в обучении математике на методическом уровне, а сейчас на курсах повышения квалификации они уже читают отдельные лекции по этой теме, курируют группу учителей Москвы и области, внедряющих эту технологию в свою практику. И все это помимо соответствующей методической работы в своей школе. Такой значительный скачок в их профессиональной карьере произошел во многом благодаря наличию этого успешного тандема, когда вместе конструируются открытые уроки для городского семинара, вместе обсуждаются методические проблемы и вместе принимаются необходимые решения, идет интересная творческая работа, в которой часто с удовольствием участвуют и другие учителя школы.
Следующий шаг в построении программы профессионального роста – это планирование самообразования. Сюда включаются изучение педагогической литературы, поиск нужной информации в сети «Интернет», изучение педагогического опыта, участие в работе педагогических сообществ, участие в профессиональных конкурсах.
Наконец, последний шаг – планирование своей курсовой подготовки. Как известно, обучение на курсах проводится в основном по таким направлениям, как: углубление знаний по методике преподавания предмета, изучение инновационных образовательных технологий, внедрение ИКТ в практику преподавания. Зная это, лучше всего спланировать свою курсовую подготовку сразу на несколько лет вперед.
Переход учителя в режим саморазвития требует больших временных затрат. Поэтому важным и интересным для всех педагогов нашей школы стал на педсовете разговор о включении в проект по тайм-менеджменту. Инициатором проекта стала кандидат психологических наук Марина Чибисова. Основная идея проекта заключается в том, что любое развитие не отменяет обычной педагогической деятельности. Ведь надо выполнять государственные программы по предмету, надо грамотно работать со школьной документацией (журналы, дневники и так далее), надо делать те ежедневные дела, без которых школа не может жить. Обычно учитель сетует, что не все успевает, что сильно загружен, поэтому у него не всегда хватает времени на творческую деятельность. Вот поэтому и возникла идея провести исследовательскую работу прежде всего по рационализации использования рабочего времени учителя.
Такой серьезный разговор о педагогической карьере и профессиональном росте педагога состоялся на нашем ноябрьском школьном педсовете. В результате были сформированы две творческие группы учителей. Одна из них начинает работу по проекту «Индивидуальная программа профессионального роста педагога», а вторая – «Тайм-менеджмент в работе учителя». Мы очень надеемся, что работа групп будет успешной, что опыт, накопленный ими, пригодится нашим коллегам в Северном округе и даже в Москве.
Н.Болтышева, заместитель директора по научно-методической работе школы №1315
Комментарии