В детстве все мы зачитывались приключенческими романами. И конечно же, «Таинственным островом» Жюля Верна. Так вот беглецы, спасшиеся на воздушном шаре, были заброшены на необитаемый остров, затерянный на просторах Тихого океана. Не будь среди них умельца на все руки Сайруса Смита, который мог сделать почти любую вещь из того, что видел вокруг, они бы наверняка умерли с голоду. Смит называл себя по праву инженером.
Сегодня инженерные умения не менее важны и в повседневной жизни, и тем более в профессиональной. Школа перешла на новые стандарты общего образования, в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Это ориентирует учителей на системность в обучении учащихся различным деятельностным умениям и способам и на необходимость обучения не только учебным/предметным способам действия, а и метапредметным, которые должны обеспечить ученикам возможность решать проблемы не только учебного характера, но и проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Новые стандарты закрепили принципиально новые образовательные результаты, поэтому содержание образования НИКАК не может остаться старым, оно новое – учить надо способам действия. Непонимание этой новизны характерно для значительной части педагогического сообщества. Поэтому многие из них продолжают передавать детям сумму предметной информации. А для обучения способам действия или умениям нужны другие технологии, погружающие детей непосредственно в деятельность, которой педагог хочет научить детей. Но это сложно, так как учителя не всегда владеют пониманием структуры деятельности и способами ее передачи детям. Чтобы обучить учителей новым образовательным технологиям, фонд Олега Дерипаски «Вольное дело» и непосредственно научный руководитель программы «Школа нового поколения» Ренальд Лачашвили пригласили доктора Кэрол Энн Бреннан – педагога из Америки. Она провела для российских учителей методическую мастерскую в лучшем профориентационном центре Москвы «Полигон ПРО». На семинар Кэрол Энн Бреннан собрались более четырех десятков педагогов начальной школы, а также учителей из Усть-Лабинского района Краснодарского края и города Кондрово Калужской области. И конечно же, в семинаре самое активное участие принимали учителя московской школы №26.- По содержанию и форме это было уникальное переживание, мы погрузились в чудесную обстановку курса, который был разработан в Гавайском университете и уже более 20 лет успешно шагает по планете. Курс называется DASH, что расшифровывается как «развивающие подходы к науке и здоровью», – рассказывает Ренальд Лачашвили. – Главное отличие DASH-идеологии – действительное обучение действием. И эта идеология была реализована в самой манере проведения мастерской – используя ненужные вещи, а часто и настоящий мусор, мы изготавливали рулетку, компас, флюгер, весы, прибор для сбора осадков, модельные автомобили, кукол типа петрушки. Мы делали даже почву из песка, камней, фруктовых отходов, травы. Проводили метеонаблюдения по 3 раза на день, измеряли температуру, оценивали направление и силу ветра. Потом все эти данные заносили в календарь – количество осадков, состояние небес, время восхода и захода солнца. Как выяснилось, учебный календарь – это рулон бумаги, на который ежедневно наносятся дата, день недели, все данные метеонаблюдений. Время восхода и заката солнца и луны, дни рождения и другие значимые события в жизни класса и страны. Причем за каждую из этих позиций отвечают вполне определенные люди: есть таблица поручений, в которой каждый день отмечаются те, кто за это отвечает.- В конце года или в конце раздела курса можно размотать этот рулон, и сразу вспоминается все, что было изучено, что произошло, и заодно еще раз возникнет то самое «чувство времени живое», – улыбается Ренальд Александрович. – Когда мы работали с календарем, нам было подарено еще одно ноу-хау – имена ребят пишутся на бельевых прищепках, а прищепки каждый раз прикрепляются напротив разных поручений, чтобы привычка не превращалась в рутину. Приходишь, а у тебя сегодня новая работа, это сразу включает в рабочий ритм.Однако этот курс далеко не эксперимент, он опирается на естественные способности дошкольников к исследовательской работе, которые, к сожалению, угасают под воздействием традиционного обучения в начальной школе.- Краеугольный камень курса – работа с понятиями, – продолжает Ренальд Александрович. – Учитель обращает внимание на такие понятия, как «погода», «стороны света», «свет», «транспорт», «почва», «домашние питомцы», «насекомые». У детей свое понимание, они активно участвуют в совместном выяснении того, что стоит за этими понятиями. Все это заносится на бумагу и приобретает наглядный вид – получается картинка, где понятие представлено во взаимосвязи своих составляющих. Для этой работы детям не обязательно уметь читать и писать, можно рисовать картинки. Так учителя выясняют, что знают дети, и строят свою работу исходя из этого, постепенно приучая детей к научной лексике и методам работы и постоянно опираясь на наблюдения и эксперименты.Один из главных принципов гавайской методики по возможности не объяснять, а дать детям самим совершать открытия. А если без объяснений не обойтись, то делать это по методике Сократа, задавая вопросы.- Вопросы – это объект постоянного глубокого внимания в курсе, – считает Ренальд Александрович. – Особенно важны вопросы для детей – надо не убить их тягу к вопрошанию. Каждый детский вопрос – повод для нового исследования.Примечательно, что Кэрол Энн провела занятия с кураторами курса, а вот они потом уже обучали педагогов, которые являются участниками программы «Школа нового поколения».- Эти занятия помогут нам в реализации нового образовательного стандарта, в котором как раз делается акцент на деятельностном подходе. Кстати, мы уже год работаем по инновационному курсу «Окружающий мир» и видим реальные результаты нашей работы – дети стали более пытливыми, любознательными, задают больше вопросов, – говорит учитель начальных классов средней школы №6 Усть-Лабинска Ирина Васильевна Семикозова. – Провели семинары для учителей школ №2, 6 и 19 Усть-Лабинского района, мы являемся федеральной базовой площадкой по реализации нового курса «Окружающий мир», – включается в разговор учитель начальных классов из той же школы.Елена Борисовна Сальникова приехала из средней школы №5 Дивногорска Красноярского края.- Я впервые попала на занятия по этому курсу, для меня это мощный толчок к развитию. Ведь развивая себя, мы развиваем детей, – считает учитель.Занятия с учителями начальной школы проходили на базе Московского института открытого образования. Научный руководитель площадки по программе нового курса «Окружающий мир» – доктор педагогических наук Александр Юрьевич Уваров.- За основу мы взяли разработку педагогов Гавайского университета, – говорит Александр Юрьевич. – Переработали в соответствии с нашими стандартами и российской спецификой. К сожалению, многие наши учителя не владеют интерактивными методами работы. Мы их знакомим с новыми педагогическими технологиями работы в группах. К примеру, с технологией «Аквариум», где самая сложная роль отводится позиции наблюдателя. Этот прием используется для того, чтобы развить в детях умение слушать, держать себя в руках. Надо помнить, что сотрудничеству и работе в группах нужно учить, сами по себе эти умения не появятся.В «Школе нового поколения» очень важно научить педагогов приемам действия. Сейчас ведь важна не сумма знаний, а способы их применения на практике….Мы побывали на групповом занятии Светланы Анатольевны Платоновой, учителя физики и обществознания средней школы №627 Москвы, она прошла обучение у Кэрол Бреннан и сейчас является тьютором для других учителей. Поражает легкость и непринужденность занятия – педагоги ведут себя, как дети, радуясь тому, что они делают своими руками. Демонстрируют песочные часы, сделанные из пластиковой бутылки, дождевик и рулетку.- На наших занятиях учителя не только овладевают новыми приемами работы, но и просто получают удовольствие от общения, – говорит Светлана Анатольевна. …В завершение работы учителя получили сертификаты о том, что прошли курс повышения квалификации. Их в теплой и дружеской обстановке вручила генеральный директор фонда «Вольное дело» Тамара Дмитриевна Румянцева.- «Школа нового поколения» воспитывает патриотов и лидеров, мы учим детей принимать решения и быть ответственными за свои поступки, – говорит Тамара Дмитриевна. – Эту государственную задачу образования и воспитания решают наши учителя, которые поистине являются опорой нации. И мы должны им помочь в их такой важной, благородной миссии – давать знания, учить жизни.
Комментарии