Свое выступление на слете учитель года России-2001 Алексей КРЫЛОВ задумал в необычном формате. Не просто провести урок с сургутскими шестиклассниками, но предварительно обговорить его структуру и содержание с коллегами – учителями технологии школ города Сургута.
Теория
Из выступления Алексея Крылова перед учителями школ Сургута: “Теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная Гальпериным, описывает психический процесс формирования новых знаний. Ученый делит его на три этапа:
1. Этап мотивации.
2. Ориентировочная основа действий. Мне необходимо, но я не знаю, как сделать.
3. Если заинтересованы и знаем как, давайте попробуем это сделать.
А теперь чуть ближе к нашим мастерским и кабинетам. Что, в конечном итоге, делать? Один из возможных подходов я вам сегодня озвучу.
Даем проектное задание. Нужно с одной стороны, обозначить область действий, чтобы ученик понимал, что ему надо делать. С другой стороны, надо сразу же поместить его в среду неопределенности. Например, проектное задание для учеников 5-го класса. Только что прошли тему “Способы ручной обработки древесины”, познакомились с самыми примитивными операциями. Задание может быть таким: “Разработать, изготовить модель плавающего средства”. Какое средство? Плот, подводная лодка, парусник, крейсер, спасательный круг? Вариативность обеспечена, задание дано, мотивация создана.
Если наши ученики будут владеть методами технического творчества, то, выполняя проектное задание, они будут этот метод применять и в результате выходить на свое решение проблемы. Наша задача – сделать так, чтобы этот метод стал их личным, чтобы они даже не задумывались, что пользуются каким-то методом”.
Практика
А вот как прошел урок. Начали с азов: что такое “технология”? Классическое определение: “Это предмет, который учит методам и способам преобразования материалов, энергии и информации”. Так. Оказывается, информацию преобразовывать еще не пробовали. Как это? Да вот на доске – квадратики, кружочки, треугольники, ромбики… Шифр! Что за слово спрятано? Мальчишки кричат: “Технология!” В логике шестиклассникам не откажешь… Но и учитель года России не лыком шит: “Прошу вас, используя тот же код, записать слово “мастерство”.
Посмотрели на доску серьезно. Значит, надо расшифровать код… Дело-то, оказывается, взрослое, не учебное. А тут еще учитель подначивает: “Андрюша, мне надо четко знать…”
Код дешифровали. И легко записали 32 буквы алфавита двенадцатью символами. А теперь главное: оказывается, только что ребята сделали открытие. “Сами” (они верят, что сами!) придумали “метод морфологического анализа”. И теперь, используя этот метод, можно выполнить основное задание урока: разработать как можно больше видов табуреток, используя навыки и знания, полученные во время выполнения задания с шифровкой. Параметры табуретки: ножки, сиденье, материал, из которого изготовлена мебель, способ крепления ножек к сиденью. Под руководством Алексея Валентиновича дети заполняют табличку. Читают по таблице варианты. Например: “Гнутые ножки, круглое сиденье, материал – пластмасса”. Самое интересное – сколько же табуреток можно сделать, используя эту информацию? Самый шустрый мальчишка достает калькулятор и, попыхтев над ним, выдает результат: 98 тысяч 784 штуки!
Крылов: Хороший способ обработки информации?
Ученик: Чересчур!
Комментарии