Среди школьников и студентов есть те, кто легко сдает любые экзамены, даже после множества пропущенных занятий. Но некоторые выглядят перед испытаниями беспомощными даже с хорошим знанием предмета: их парализует беспричинный, казалось бы, страх.
Не странно ли, мы говорим о проваленных сессиях на полосе “Воспитание”? Но специалисты утверждают: “неуды” – проблема не интеллекта, а воспитания. И это воспитание нужно начинать не в школе и даже не в детском саду, а в момент рождения ребенка. Потому что именно в процессе родов создается главная жизненная установка на успех или поражение.
Вячеслав ЗАГОРСКИЙ, преподаватель МГУ и школьный учитель:
Строгая и серьезная наука педагогика для наиболее точного и подробного описания процесса становления человека разделяет его жизнь на возрастные периоды. Для каждого из периодов соответствующие специалисты разрабатывают свои подходы и методы наиболее правильного обучения и воспитания. Соответствующие педагоги и психологи делятся на специалистов по дошкольному, младшему, среднему и старшему школьному возрасту. Они дают практические рекомендации воспитателям и учителям, а последние, в свою очередь, решают конкретные проблемы “своих” детей. В результате вынужденного совместительства и перегрузок у учителей-практиков обычно совершенно нет времени следить за всеми достижениями педагогической науки и уж тем более интересоваться проблемами “не своего” возраста.
В еще более тяжелом положении, в смысле научно-педагогического обеспечения, находятся преподаватели вузов. Они обычно сочетают преподавание с научной работой и, как правило, уверены, что высшее образование – дело добровольное, а потому “проблемных” студентов нужно отчислять, а не воспитывать.
Но ситуация в российском высшем образовании меняется, в том числе и в государственных вузах. Даже без внедрения ГИФО (государственных именных финансовых обязательств) вузы все больше начинают зависеть от того, достаточно ли много они смогли принять “платных” (обучающихся по контрактам) студентов. Во многих случаях только “контрактные” деньги позволяют удержать преподавателей и вести научную работу. В результате “платные” студенты становятся “неотчисляемыми”, а не привыкшие заниматься воспитательной работой профессора и доценты оказываются в растерянности перед этим очень непростым “спецконтингентом”.
Вторая часть “проблемных контрактников” – это обычно дети из интеллигентных семей, для оплаты их высшего образования родители дополнительно подрабатывали и экономили. Эти студенты очень стараются оправдать родительские надежды. Но – не получается. Хочется им помочь, удержать от “вылета”. И сделать это оказывается очень трудно, как и “вытянуть” некоторых старательных “некоммерческих” студентов.
Для вузовских преподавателей сессия – время тяжелое. Особенно первая сессия на первых курсах. Почти ежедневно вижу результаты работы – свои и коллег. У “результатов” трясутся руки, дрожит голос, и, по признанию самых смелых, “полная темнота и стопор в голове”. Сильнейший стресс, буквально гонка на выживание, побеждает в которой вовсе не интеллект, а в первую очередь устойчивость нервной системы.
В наше время это качество, особенно в сочетании с развитым интеллектом, становится все большей редкостью и потому высоко ценится.
Буквально на глазах уменьшается число способных преодолевать сессию студентов-естественников. Еще раз напомню – речь идет о тех, кто старается учиться.
Итак, все очевиднее становится проблема – почему хотят, но не могут успешно учиться дети из вполне благополучных, интеллигентных семей с благоприятным генофондом и заботливыми родителями?
Примерно год назад мы с Еленой Корчагиной, работающей в начальных классах, нашли, как нам казалось, одно из возможных объяснений. Многие беды старшеклассников и первокурсников были заложены в начальной школе – распространившимся с 70-х годов “чтением на скорость” и другими техниками “быстрых” уроков, которые так нравятся проверяющим. “Быстрое” чтение очень легко становится чтением без понимания – как привычный способ “обработки” информации без ее реального осознанного восприятия, что успешно закрепляется в последующих классах информационными образовательными технологиями.
Доктор психологических наук профессор В.В.Рубцов пишет по этому поводу:
“Самое неприятное это то, что может быть условно названо “забалтыванием” знаний, а в итоге формализацией (можно использовать и такой неологизм, как виртуализация знаний, виртуальные знания, – они “как бы и есть, но их как бы и нет”, они лишены своей плоти, т.е. личностных смыслов). Становясь “прописными истинами”, знания перестают выступать в качестве основы действий и поступков людей.
В очередной раз дома жалуюсь жене на “заклинивающихся” первокурсников. В конце концов это ее нынешний профиль – получив второе психологическое образование, она теперь как психотерапевт “приводит в чувство” многих моих бывших школьников и студентов. С ее точки зрения, я вижу не причину, а следствие. Оказывается, современная практическая психология уже доказала, что в школе происходит не сама деформация личности, а только закрепление того, что было деформировано в психике в процессе… родов.
Ольга ЗАГОРСКАЯ, психолог:
Современная “классическая” научная медицина прилагает значительные усилия для облегчения процесса рождения ребенка. В широко известной фундаментальной работе Уильяма Мастерс и Вирджинии Джонсон говорится о пользе искусственной стимуляции родов и необходимости обезболивающих препаратов для обеспечения комфорта матери и ребенка.
Сложившаяся за последнее столетие в “цивилизованных” странах медицинская практика фактически рассматривает беременность как болезнь, а роды – как хирургическую операцию.
Закономерно возникает страх у будущей матери перед родами, это ведет к мышечным напряжениям, противодействующим процессу выхода ребенка, что в свою очередь вызывает боль у роженицы.
Практика “научно-фармакологического”, а теперь и электронно-физиотерапевтического родовспоможения ориентируется на снятие боли и расслабление мышц у матери. И, конечно, стимуляция родов в клиниках сокращает время “бесполезного” пребывания мам в их палатах, что дает вполне реальный экономический эффект. А новорожденного младенца о его самочувствии не спрашивают – ведь он “ничего не понимает”. К тому же нейрофизиологи надежно доказали, что кора головного мозга новорожденного не развита и нейроны не имеют миелиновой оболочки – мозг является “tabula rasa” – “чистой доской”.
Совместно с психологом Евгенией Ломоносовой мы смогли достичь мягкой “разархивации” скрытой ранней памяти в ходе обычных сеансов психотерапии. При этом пациент осознает все, что с ним происходит и что происходило много лет назад в состоянии “бессознательного” новорожденного.
В процессе рождения человек переходит от состояния “океанического блаженства” защищенности организмом матери к самостоятельной жизни. Если процесс протекает естественно (редкое, просто уникальное сейчас явление), то в подсознательной памяти закрепляется образ трудного, но преодолимого этапа, “сказки со счастливым концом”.
Стимуляция родов воспринимается “изнутри” как грубое давление, насилие, “изгнание из рая”. Ребенок чувствует себя отверженным и преданным матерью. При этом чувство непреодолимой внешней угрозы и собственной неспособности с ней справиться закрепляется и сохраняется в течение всей сознательной жизни. Вот они – истинные первопричины “социального пессимизма”, недоверия ни окружающим, ни самому себе. Обезболивание родов снимает последствия страха роженицы, но не сам страх. Этот страх считывается ребенком и закрепляется, связывается с процессами преодоления трудностей.
Если ребенок родился в результате фармакологической (физиотерапевтической) стимуляции и обезболивания, но тут же был взят матерью, ощутил ее тепло, запах, вкус первых капель материнского молока (молозива), то подсознательное ощущение беспомощности сменяется первым опытом уверенности в окружающем мире. Дальнейший контакт с любящими друг друга и своего ребенка родителями позволяет хотя бы частично преодолеть первое переживание пессимизма. Но… полноценное материнское молоко появляется не ранее, чем через сутки, и потому медицинская наука позволяет сразу же оторвать новорожденного от матери – мол, пусть она отдохнет. И происходит первое закрепление жизненного опыта пессимиста-неудачника.
Дальнейшие способы становления невротика – будущего двоечника и социального неудачника, с перспективой стать алкоголиком, наркоманом и т.д. уже известны гораздо лучше. Это ночные (круглосуточные) ясли и детские сады (родители пишут дипломы или диссертации), после них суперэлитарные “прогимназии” с иностранными языками и компьютерами (дорого, но зато такое гармоничное развитие). Интенсивное обучение в 5-7 лет, не учитывающее возрастных особенностей восприятия, приводит к запредельным психоэмоциональным перегрузкам детей, последствия которых проявляются позже. Затем следует начальная школа с чтением “на скорость” и обучением письму за плоскими столами, сменившими “морально устаревшие” ростомерные парты Ф.Ф.Эрисмана. Плоские столы противоречат физиологии ребенка, создают дополнительные нагрузки на опорный аппарат и, как следствие, на нервную систему.
Вячеслав ЗАГОРСКИЙ:
Строгая и точная наука педагогика пытается обеспечить на каждом возрастном этапе наиболее оптимальные технологии усвоения возрастающих объемов информации, систематизации и фундаментальности знаний, освоения виртуального мира интернета и многое другое, что совершенно необходимо современному цивилизованному человеку.
А этот человек, не переживший опыта уверенности и любви, “валится” на первом же экзамене только из-за того, что его зачетку взял “не тот” преподаватель. Когда я сам учился на первом курсе, моя одногруппница выбросилась из окна 5-го этажа после первой в жизни двойки по математике. Я тогда тоже получил “пару”, но пересдал ее через день и добрался до красного диплома. Свое “бессознательное” не изучал, но там явно был зафиксирован опыт преодоления проблем, подкрепленный родительской любовью.
Комментарии