search
main
0

Таблица умножения

Было это давно, в первый год Великой Отечественной войны. Жили мы тогда в Сталинграде, куда нас эвакуировали с западной границы нашего государства в начале войны.

Досье «УГ» Эльза Алексеевна, наш автор, окончила Тульский государственный педагогический институт в 1954 году. Была направлена в Дагестан. Двадцать лет в горном селении Кумух преподавала физику в средней школе. Переехав в Махачкалу, работала завучем вечерней школы рабочей молодежи №6. Сейчас на пенсии. Мать шестерых детей.

Первого сентября я, как и все ребята школьного возраста, пошла учиться в школу, в третий класс. Уже не помню, как звали нашу учительницу, но это была добрая, умная, хорошо знающая психологию ребенка женщина. О ней я всегда вспоминаю с теплом и благодарностью. Она заменила нам родителей, многие из нас оставались дома одни, без матерей. Почти все женщины города были мобилизованы, рыли противотанковые рвы на окраине города.

Где-то в октябре в нашу школу попала бомба, и мы стали заниматься в клубе. Когда же клуб был разрушен во время бомбежки, то ребята стали собираться у учительницы дома. Там она и проводила с нами уроки. Кое-какие учебники у нас были, а вот тетрадей не было, писать было не на чем и нечем.

И вот однажды над городом пролетел немецкий самолет с листовками. Немцы призывали всех жителей города сдаваться в плен. Ребята собрали целую кипу этих листовок и принесли их учительнице.

И она сказала: «Ребята, давайте устроим своеобразный протест против этих листовок. Мы не знаем, как долго еще протянется то время, пока мы отстоим наш город. А учиться надо. Мы же не собираемся сдаваться врагам. Я вам даю такое задание. Мы с вами начали изучать таблицу умножения, и сейчас каждый из вас возьмет по одной листовке и на обратной ее стороне напишет под мою диктовку таблицу умножения. Конечно, выучить ее нелегко. Но не труднее, чем нашим отцам и братьям отстаивать город. Я вам даю две недели сроку. За это время вы должны всю таблицу умножения выучить наизусть. Через две недели мы посмотрим, кто и как справился с этим заданием. После этого мы уничтожим листовки, а знания останутся у вас навсегда. Согласны?»

Мы все были согласны. Бумага теперь у нас была, а карандаши нашлись у учительницы дома. Карандаши пришлось разрезать на части, чтобы всем хватило. Заточив их обычным кухонным ножом, мы принялись за дело.

Таблицу умножения мы уже знали на «2» и «3». Казалось, учить-то совсем немного, но она не запоминалась так просто, как стихотворение. Мы зубрили ее, учили как могли, но цели добились.

Через две недели мы собрались дома у учительницы. Было тесно и холодно. Учительница жила в небольшой комнатке полуразрушенного дома, а нас, хорошо помню это, было одиннадцать.

– Я надеюсь, что каждый выполнил домашнее задание? – спросила учительница.

Мы ответили утвердительно. Никогда мы не были настроены так решительно, как в этот день.

– Тогда мы пойдем сейчас во двор, разложим костер и сожжем эти ненавистные послания врага.

Прежде чем сжечь листовки, все встали вокруг костра по стойке «смирно» и торжественно, как клятву, прочитали таблицу умножения. Учительница задавала нам вопросы, а мы громко и четко давали ответы. После этого учительница сказала:

– Пусть от фашистов останется такой же пепел, как от этих немецких листовок. Смерть немецким захватчикам!

Мы скомкали листовки и бросили их в огонь, наблюдая, как они сгорают.

Долго молча стояли мы вокруг костра, думая о том, что нас ждет впереди только хорошее будущее. В этом мы были уверены!

Эльза ПАРАМАЗОВА, учительница, Махачкала

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте