Веселое имя: Пушкин
Звучит музыкальная фраза из романса А.Алябьева “Что в имени тебе моем…”. Освещается сценическая площадка, на которую выходят артисты (чтецы).
1-й артист исполняет романс или стихотворение
“Что в имени тебе моем?..”
Ведущие.
– Веселое имя: Пушкин!
– “Table-talk”. Застольные разговоры.
– А почему… “Table-talk”? Мы же не в Англии!
– Верно. Но понятие это чисто русское как с житейской, так и с литературной точек зрения. “Застольные разговоры” придумал и ввел в литературу Александр Пушкин. В 30-е годы прошлого века он начал записывать исторические анекдоты, происшествия, критические заметки в отдельную книжку под названием “Table-talk”.
– Прекрасно! Давай выберем себе собеседников…
– И начнем первый “Table-talk”! Правила просты. У каждого из нас – своя застольная компания. Мы начинаем разговор, связанный с именем А.С.Пушкина.
– Или же просим вас что-то пояснить, прокомментировать.
– Так и будем беседовать, состязаясь в эрудиции, находчивости, смекалке.
Милые дамы, уважаемые господа! Приглашаем вас на бал!
Исполняется полонез.
На сценическую площадку выходят ведущие в сопровождении ассистентов, несущих подарки участникам предстоящего “застольного разговора”. Книги, альбомы, открытки, иные памятные подарки вручаются собеседникам после каждого удачного продолжения рассказа, правильного ответа на заданный вопрос. В затруднительных случаях возможно обращение ведущего к противоположной застольной компании, к зрителям или “почетным собеседникам” – экспертам.
I. Table-talk
Ведущий 1. 1799 год. В феврале Александр Суворов вновь зачислен на службу в чине генерал-фельдмаршала. В марте назначен главнокомандующим союзной армией против Франции. 10 апреля берет штурмом крепость Брешия, 16 апреля побеждает в сражении на реке Адда, 17-го берет с боем Милан, на следующий день – Турин. Каждый месяц – сражения и победы. 26 октября 1799 года получил звание генералиссимуса всех российских войск.
Собеседники. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве, как и Суворов. Отец его, Сергей Львович Пушкин, отставной офицер, со всею Россиею следивший с восхищением за суворовскими победами, дает сыну имя – Александр.
Ведущий 2. В словаре Пушкина слово “инженер” встречается 11 раз и прилагательное к нему “инженерный” – дважды. Вспомним “Пиковую даму”: “А каков Германн! – сказал один из гостей, указывая на молодого инженера, – отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли, а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру! – Он военный или статский? – Военный. – Инженер? – Нет! Кавалерист. А почему вы думали, что он инженер?”.
Что обозначало в пушкинские времена слово “инженер”? Кто в роду Пушкина был инженером?
Собеседники. В пушкинские времена слово “инженер” обозначало “специалист по военным сооружениям, фортификации”. Именно таковому искусству выучился в Париже прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал. В 1716-1717 годах Петр Великий путешествовал по Европе. И сопровождал его Абрам Петрович, русский инженер-фортификатор.
Ведущий 1. Иной раз его величество Случай дает повод к событиям важным и знаменательным.
В 1814 году заболел преподаватель русской и латинской словесности в Царскосельском лицее Н.Ф.Кошанский, и предметы его стал преподавать наезжавший из Петербурга профессор Александр Иванович Галич.
Была середина курса лицейского обучения: лицеисты отучились ровно три года. Предстоял экзамен для перехода на старший курс.
Собеседники. Галич предложил лицеисту Пушкину написать к экзамену стихи – так явилось стихотворение пятнадцатилетнего поэта “Воспоминания в Царском Селе”, потрясшее бывшего на экзамене Г.Р.Державина.
Собеседники.
“Гонимы вешними лучами…”
1-й артист исполняет романс М.Глинки или стихотворение
“Я здесь, Инезилья…”
II. Table-talk
Ведущий 1. Роман в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно”, содержит точные отражения лиц, характеров, эпохи, зданий, предметов быта. Весьма любопытно наблюдать эти отражения, остановясь, к примеру, у одного из московских дворцов. Читаем седьмую главу романа:
“…Под занавескою шелковой”
Собеседники. Пушкин поселил Татьяну во дворце князя Юсупова в Большом Харитоньевском переулке: во втором этаже левого гостевого флигеля дворца, в котором в раннем детстве (1801-1803 гг.) жил с родителями сам. Из окна флигеля Татьяна видела “незнакомый двор”, широким полукругом ограждавший здание юсуповских конюшен; тут же недалеко – кухонное строение, за ним забор, за которым некогда шумел юсуповский сад.
Ведущий 2. “…Чем ближе к двум часам, тем уменьшается число гувернеров, педагогов и детей: они наконец вытесняются нежными их родителями, идущими под руку со своими пестрыми, разноцветными, слабонервными подругами”.
Н.В.Гоголь “Невский проспект”
Собеседники. Невский проспект в Петербурге до весны 1820 года был засажен посередине аллеей лип и в бытовой речи именовался бульваром. Около двух часов дня он был местом утренней прогулки людей “хорошего общества”.
…в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар,
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Ведущий 1. Из “Биографической заметки” отца поэта, С.Л.Пушкина: “В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям. Не имея шести лет, он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин – не то, что другие. Одним вечером Николай Михайлович был у меня, сидел долго, – во все время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз…”
“Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин”, – выводила рука поэта на титульном листе…
Собеседники. …исторической трагедии “Борис Годунов”.
Ведущий 2. Первый музей России назывался кунсткамерой. Экспонаты его собирались по всей Европе и во многих заморских странах. Кроме собраний диковинок, так называемых раритетов, здание музея вмещало в себя еще и библиотеку, и обсерваторию.
Посетить кунсткамеру считалось особой честью. Внимание привлекала восковая персона Петра Великого и такая же – верного царского наперсника арапа Ибрагима Ганнибала, крещенного самим царем и названного в крещении Абрамом Петровичем Петровым. По поводу открытия музея, призванного возродить отсутствующее у россиян чувство любопытства, была дана в Петербурге специальная ассамблея, и, как впоследствии писал Пушкин, “никто в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России”.
Русские литераторы посещали Петрову кунсткамеру, вводя ее в свои сочинения. У И.А.Крылова читаем: “Приятель, дорогой, – здорово, где ты был? – В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил…”
Собеседники. Пушкин в сказке о царе Никите тоже вспомнил диковинки кунсткамеры: “Царь совет весь наградил, да и ведьму не забыл: из кунсткамеры в подарок ей прислал в спирту огарок, тот, который всех дивил, две ехидны, два скелета из того же кабинета…”
Ведущие.
– Беседуя, мы упомянули об ассамблее…
– “Ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно”, – писалось в указе 1718 года. И далее: “…тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, так же слышать, что где делается, притом же и забава”.
– Главным развлечением на ассамблее были танцы…
Музыка. Выход артистов, исполняющих движения чопорного старинного танца. Одновременно ведущие зачитывают отрывок из повести “Арап Петра Великого”.
1-й артист исполняет романс А.Алябьева или стихотворение
“Цветок засохший, безуханный…”
2-й артист. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созревают нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши старые хрычевки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девочки сентиментальничать, а нам то и любо. Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы…
(А.С.Пушкин – П.А.Плетневу 22 июля 1831 г. Из Царского Села в Петербург.)
III. Table-talk
Ведущий 1. В прошлом веке молодое мужское застолье не мыслилось без жженки.
У Пушкина в поэме “Медный всадник”:
…И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
В одном из пушкинских писем читаем: “Нащокин провожал меня шампанским, жженкой и молитвами”. И блестящее стихотворное послание жженке:
Не пенится хмельною брагой;
Она разымчива, пьяна,
Как сей напиток благородный,
Слиянье рому и вина.
Без примеси воды негодной.
Как готовилась жженка?
Собеседники. В большую чашу, а то и попросту в деревянный ушат, наливались ром и сухое вино. Поверх, крест-накрест, укладывались две сабли, а на них устанавливалась голова сахару. Гурманы иногда добавляли пряности и фрукты. Сахар поджигали: горящие капли падали в напиток, он воспламенялся. Охваченный голубым пламенем пунш разливался по кружкам или бокалам.
Ведущий 2. Величайшим повесою в Петербурге в начале прошлого века был лейб-гусар Петр Павлович Каверин. Ему ничего не стоило, например, на пари проскакать голым верхом на коне по Невскому проспекту или въехать верхом в танцевальную залу вельможного дворца. Крепость его к вину была изумительна. Русские войска стояли в Париже после свержения Наполеона. Каверин при параде сидел за столом в модном ресторане. Вошли четверо французов, потребовали бутылку шампанского и четыре стакана. В этот миг Каверин потребовал, чтобы ему подали четыре бутылки шампанского и один стакан. Выпил за обедом все четыре бутылки, заказал еще кофе с приличным количеством ликера и твердой походкой вышел из ресторана под аплодисменты незнакомой публики.
Собеседники.
Пушкин, еще будучи лицеистом, познакомился с Кавериным. Веселый нрав, остроумие в соединении с обширностью и глубиной знаний восхитили Пушкина. Он посвятил Каверину послание:
…И черни презирай ревнивое
роптанье:
Она не ведает, что дружно можно
жить
С Киферой, с портиком, и с
книгой, и с бокалом;
Что ум высокий можно скрыть
Безумной шалости под легким
покрывалом.
Стихотворение “К портрету Каверина”:
В нем пунша и войны кипит
всегдашний жар,
На Марсовых полях он грозный
был воитель,
Друзьям он верный друг,
красавицам мучитель,
И всюду он гусар.
В первой главе “Евгения Онегина” Пушкин упоминает Каверина как приятеля Онегина.
Ведущий 1. В шесть часов вечера в петербургских театрах начинались спектакли.
Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла. Все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Прошу моих собеседников помочь мне в комментарии этих строк из “Евгения Онегина”.
Собеседники.
“Ложи блещут” орденами и звездами мундиров, бриллиантами дам. Ложи посещались семейной публикой (дамы могли появляться только в ложах) и часто абонировались на сезон.
“Партер и кресла, все кипит” – то есть движется. Театральный хороший тон предписывал входить в зал в последнюю минуту, а появление людей света требовало выполнения этикета: обмена приветствиями, ритуала поклонов и бесед.
Кресла в несколько рядов устанавливались перед сценой, обычно абонировались вельможной публикой. Партер – пространство за креслами, здесь смотрели спектакли стоя.
“В райке нетерпеливо плещут…” – то есть хлопают, требуя начать спектакль.
Раек – галерка, верхние места под потолком.
Ведущий 2. В начале прошлого века лучшее общество Москвы собиралось в салоне княгини Зинаиды Александровны Волконской.
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр
вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений…
Собеседники.
С таким посвящением Пушкин прислал княгине издание своей поэмы “Цыганы”. З.А.Волконская, даровитая поэтесса, была одной из выдающихся по образованности женщин своего времени. В ее литературном салоне бывали В.Жуковский, Б.Баратынский, В.Веневитинов, П.Чаадаев… Она принимала в своем салоне находившегося в изгнании Адама Мицкевича и опального Пушкина; она устроила проводы Марии Волконской, уезжавшей в Сибирь к мужу-декабристу.
Звучит “Вальс-фантазия” М.Глинки.
Ведущие.
– И снова вальс – поэма любви и молодости, прекрасный и юный, как сама жизнь.
– Из стихотворения “26 мая 1828 года”
Дар напрасный, дар случайный.
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?..
– А девятью годами ранее (это было еще до ссылки, до тяжких гонений) день рождения поэт отметил стихотворением совершенно иной тональности “27 мая 1819”
Веселый вечер в жизни нашей
Запомним, юные друзья;
Шампанского в стеклянной чаше
Шипела хладная струя…
Празднуя свой день рождения, Пушкин всегда звал к себе друга, Ивана Пущина, также родившегося в мае, покуда судьба не развела их далеко друг от друга:
Дай Бог, чтоб я, с друзьями
Встречая сотый май,
Покрытый сединами,
Сказал тебе стихами:
Вот кубок, наливай!
Веселье! Будь до гроба
Сопутник верный наш,
И пусть умрем мы оба
При стуке полных чаш!
Александр Пушкин желал встретить сотый май: прожив один год в XVIII веке, пройти весь XIX и, может быть, заглянуть в наш, двадцатый век…
Исполняется вальс. Танцуют все участники вечера.
Ирина КОМАРОВА
Псков
Комментарии