search
main
0

Table-talk

Веселое имя: Пушкин

Звучит музыкальная фраза из романса А.Алябьева “Что в имени тебе моем…”. Освещается сценическая площадка, на которую выходят артисты (чтецы).

1-й артист исполняет романс или стихотворение

“Что в имени тебе моем?..”

Ведущие.

– Веселое имя: Пушкин!

– “Table-talk”. Застольные разговоры.

– А почему… “Table-talk”? Мы же не в Англии!

– Верно. Но понятие это чисто русское как с житейской, так и с литературной точек зрения. “Застольные разговоры” придумал и ввел в литературу Александр Пушкин. В 30-е годы прошлого века он начал записывать исторические анекдоты, происшествия, критические заметки в отдельную книжку под названием “Table-talk”.

– Прекрасно! Давай выберем себе собеседников…

– И начнем первый “Table-talk”! Правила просты. У каждого из нас – своя застольная компания. Мы начинаем разговор, связанный с именем А.С.Пушкина.

– Или же просим вас что-то пояснить, прокомментировать.

– Так и будем беседовать, состязаясь в эрудиции, находчивости, смекалке.

Милые дамы, уважаемые господа! Приглашаем вас на бал!

Исполняется полонез.

На сценическую площадку выходят ведущие в сопровождении ассистентов, несущих подарки участникам предстоящего “застольного разговора”. Книги, альбомы, открытки, иные памятные подарки вручаются собеседникам после каждого удачного продолжения рассказа, правильного ответа на заданный вопрос. В затруднительных случаях возможно обращение ведущего к противоположной застольной компании, к зрителям или “почетным собеседникам” – экспертам.

I. Table-talk

Ведущий 1. 1799 год. В феврале Александр Суворов вновь зачислен на службу в чине генерал-фельдмаршала. В марте назначен главнокомандующим союзной армией против Франции. 10 апреля берет штурмом крепость Брешия, 16 апреля побеждает в сражении на реке Адда, 17-го берет с боем Милан, на следующий день – Турин. Каждый месяц – сражения и победы. 26 октября 1799 года получил звание генералиссимуса всех российских войск.

Собеседники. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве, как и Суворов. Отец его, Сергей Львович Пушкин, отставной офицер, со всею Россиею следивший с восхищением за суворовскими победами, дает сыну имя – Александр.

Ведущий 2. В словаре Пушкина слово “инженер” встречается 11 раз и прилагательное к нему “инженерный” – дважды. Вспомним “Пиковую даму”: “А каков Германн! – сказал один из гостей, указывая на молодого инженера, – отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли, а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру! – Он военный или статский? – Военный. – Инженер? – Нет! Кавалерист. А почему вы думали, что он инженер?”.

Что обозначало в пушкинские времена слово “инженер”? Кто в роду Пушкина был инженером?

Собеседники. В пушкинские времена слово “инженер” обозначало “специалист по военным сооружениям, фортификации”. Именно таковому искусству выучился в Париже прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал. В 1716-1717 годах Петр Великий путешествовал по Европе. И сопровождал его Абрам Петрович, русский инженер-фортификатор.

Ведущий 1. Иной раз его величество Случай дает повод к событиям важным и знаменательным.

В 1814 году заболел преподаватель русской и латинской словесности в Царскосельском лицее Н.Ф.Кошанский, и предметы его стал преподавать наезжавший из Петербурга профессор Александр Иванович Галич.

Была середина курса лицейского обучения: лицеисты отучились ровно три года. Предстоял экзамен для перехода на старший курс.

Собеседники. Галич предложил лицеисту Пушкину написать к экзамену стихи – так явилось стихотворение пятнадцатилетнего поэта “Воспоминания в Царском Селе”, потрясшее бывшего на экзамене Г.Р.Державина.

Собеседники.

“Гонимы вешними лучами…”

1-й артист исполняет романс М.Глинки или стихотворение

“Я здесь, Инезилья…”

II. Table-talk

Ведущий 1. Роман в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно”, содержит точные отражения лиц, характеров, эпохи, зданий, предметов быта. Весьма любопытно наблюдать эти отражения, остановясь, к примеру, у одного из московских дворцов. Читаем седьмую главу романа:

“…Под занавескою шелковой”

Собеседники. Пушкин поселил Татьяну во дворце князя Юсупова в Большом Харитоньевском переулке: во втором этаже левого гостевого флигеля дворца, в котором в раннем детстве (1801-1803 гг.) жил с родителями сам. Из окна флигеля Татьяна видела “незнакомый двор”, широким полукругом ограждавший здание юсуповских конюшен; тут же недалеко – кухонное строение, за ним забор, за которым некогда шумел юсуповский сад.

Ведущий 2. “…Чем ближе к двум часам, тем уменьшается число гувернеров, педагогов и детей: они наконец вытесняются нежными их родителями, идущими под руку со своими пестрыми, разноцветными, слабонервными подругами”.

Н.В.Гоголь “Невский проспект”

Собеседники. Невский проспект в Петербурге до весны 1820 года был засажен посередине аллеей лип и в бытовой речи именовался бульваром. Около двух часов дня он был местом утренней прогулки людей “хорошего общества”.

…в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар,

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

Ведущий 1. Из “Биографической заметки” отца поэта, С.Л.Пушкина: “В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям. Не имея шести лет, он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин – не то, что другие. Одним вечером Николай Михайлович был у меня, сидел долго, – во все время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз…”

“Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин”, – выводила рука поэта на титульном листе…

Собеседники. …исторической трагедии “Борис Годунов”.

Ведущий 2. Первый музей России назывался кунсткамерой. Экспонаты его собирались по всей Европе и во многих заморских странах. Кроме собраний диковинок, так называемых раритетов, здание музея вмещало в себя еще и библиотеку, и обсерваторию.

Посетить кунсткамеру считалось особой честью. Внимание привлекала восковая персона Петра Великого и такая же – верного царского наперсника арапа Ибрагима Ганнибала, крещенного самим царем и названного в крещении Абрамом Петровичем Петровым. По поводу открытия музея, призванного возродить отсутствующее у россиян чувство любопытства, была дана в Петербурге специальная ассамблея, и, как впоследствии писал Пушкин, “никто в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России”.

Русские литераторы посещали Петрову кунсткамеру, вводя ее в свои сочинения. У И.А.Крылова читаем: “Приятель, дорогой, – здорово, где ты был? – В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил…”

Собеседники. Пушкин в сказке о царе Никите тоже вспомнил диковинки кунсткамеры: “Царь совет весь наградил, да и ведьму не забыл: из кунсткамеры в подарок ей прислал в спирту огарок, тот, который всех дивил, две ехидны, два скелета из того же кабинета…”

Ведущие.

– Беседуя, мы упомянули об ассамблее…

– “Ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно”, – писалось в указе 1718 года. И далее: “…тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, так же слышать, что где делается, притом же и забава”.

– Главным развлечением на ассамблее были танцы…

Музыка. Выход артистов, исполняющих движения чопорного старинного танца. Одновременно ведущие зачитывают отрывок из повести “Арап Петра Великого”.

1-й артист исполняет романс А.Алябьева или стихотворение

“Цветок засохший, безуханный…”

2-й артист. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созревают нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши старые хрычевки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девочки сентиментальничать, а нам то и любо. Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы…

(А.С.Пушкин – П.А.Плетневу 22 июля 1831 г. Из Царского Села в Петербург.)

III. Table-talk

Ведущий 1. В прошлом веке молодое мужское застолье не мыслилось без жженки.

У Пушкина в поэме “Медный всадник”:

…И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

В одном из пушкинских писем читаем: “Нащокин провожал меня шампанским, жженкой и молитвами”. И блестящее стихотворное послание жженке:

Не пенится хмельною брагой;

Она разымчива, пьяна,

Как сей напиток благородный,

Слиянье рому и вина.

Без примеси воды негодной.

Как готовилась жженка?

Собеседники. В большую чашу, а то и попросту в деревянный ушат, наливались ром и сухое вино. Поверх, крест-накрест, укладывались две сабли, а на них устанавливалась голова сахару. Гурманы иногда добавляли пряности и фрукты. Сахар поджигали: горящие капли падали в напиток, он воспламенялся. Охваченный голубым пламенем пунш разливался по кружкам или бокалам.

Ведущий 2. Величайшим повесою в Петербурге в начале прошлого века был лейб-гусар Петр Павлович Каверин. Ему ничего не стоило, например, на пари проскакать голым верхом на коне по Невскому проспекту или въехать верхом в танцевальную залу вельможного дворца. Крепость его к вину была изумительна. Русские войска стояли в Париже после свержения Наполеона. Каверин при параде сидел за столом в модном ресторане. Вошли четверо французов, потребовали бутылку шампанского и четыре стакана. В этот миг Каверин потребовал, чтобы ему подали четыре бутылки шампанского и один стакан. Выпил за обедом все четыре бутылки, заказал еще кофе с приличным количеством ликера и твердой походкой вышел из ресторана под аплодисменты незнакомой публики.

Собеседники.

Пушкин, еще будучи лицеистом, познакомился с Кавериным. Веселый нрав, остроумие в соединении с обширностью и глубиной знаний восхитили Пушкина. Он посвятил Каверину послание:

…И черни презирай ревнивое

роптанье:

Она не ведает, что дружно можно

жить

С Киферой, с портиком, и с

книгой, и с бокалом;

Что ум высокий можно скрыть

Безумной шалости под легким

покрывалом.

Стихотворение “К портрету Каверина”:

В нем пунша и войны кипит

всегдашний жар,

На Марсовых полях он грозный

был воитель,

Друзьям он верный друг,

красавицам мучитель,

И всюду он гусар.

В первой главе “Евгения Онегина” Пушкин упоминает Каверина как приятеля Онегина.

Ведущий 1. В шесть часов вечера в петербургских театрах начинались спектакли.

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла. Все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Прошу моих собеседников помочь мне в комментарии этих строк из “Евгения Онегина”.

Собеседники.

“Ложи блещут” орденами и звездами мундиров, бриллиантами дам. Ложи посещались семейной публикой (дамы могли появляться только в ложах) и часто абонировались на сезон.

“Партер и кресла, все кипит” – то есть движется. Театральный хороший тон предписывал входить в зал в последнюю минуту, а появление людей света требовало выполнения этикета: обмена приветствиями, ритуала поклонов и бесед.

Кресла в несколько рядов устанавливались перед сценой, обычно абонировались вельможной публикой. Партер – пространство за креслами, здесь смотрели спектакли стоя.

“В райке нетерпеливо плещут…” – то есть хлопают, требуя начать спектакль.

Раек – галерка, верхние места под потолком.

Ведущий 2. В начале прошлого века лучшее общество Москвы собиралось в салоне княгини Зинаиды Александровны Волконской.

Среди рассеянной Москвы,

При толках виста и бостона,

При бальном лепете молвы

Ты любишь игры Аполлона.

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр

вдохновений,

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком,

И вьется и пылает гений…

Собеседники.

С таким посвящением Пушкин прислал княгине издание своей поэмы “Цыганы”. З.А.Волконская, даровитая поэтесса, была одной из выдающихся по образованности женщин своего времени. В ее литературном салоне бывали В.Жуковский, Б.Баратынский, В.Веневитинов, П.Чаадаев… Она принимала в своем салоне находившегося в изгнании Адама Мицкевича и опального Пушкина; она устроила проводы Марии Волконской, уезжавшей в Сибирь к мужу-декабристу.

Звучит “Вальс-фантазия” М.Глинки.

Ведущие.

– И снова вальс – поэма любви и молодости, прекрасный и юный, как сама жизнь.

– Из стихотворения “26 мая 1828 года”

Дар напрасный, дар случайный.

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?..

– А девятью годами ранее (это было еще до ссылки, до тяжких гонений) день рождения поэт отметил стихотворением совершенно иной тональности “27 мая 1819”

Веселый вечер в жизни нашей

Запомним, юные друзья;

Шампанского в стеклянной чаше

Шипела хладная струя…

Празднуя свой день рождения, Пушкин всегда звал к себе друга, Ивана Пущина, также родившегося в мае, покуда судьба не развела их далеко друг от друга:

Дай Бог, чтоб я, с друзьями

Встречая сотый май,

Покрытый сединами,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок, наливай!

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш,

И пусть умрем мы оба

При стуке полных чаш!

Александр Пушкин желал встретить сотый май: прожив один год в XVIII веке, пройти весь XIX и, может быть, заглянуть в наш, двадцатый век…

Исполняется вальс. Танцуют все участники вечера.

Ирина КОМАРОВА

Псков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте