Весь мир сегодня сдает ЕКЭ, точнее – единый коронавирусный экзамен. И мы, взрослые, такие цивилизованные, образованные, интеллигентные, на проверку оказались двоечниками. Почти во всем! Куда-то пропала доброта, ушли терпение и понимание друг друга, будь то в общественном транспорте, в семье, на работе. И семейные ценности уже вроде не совсем твои ценности, и друг оказался вдруг…
Создавшаяся ситуация сработала как ревизор: она проявила истинное лицо каждого из нас, показала, кто есть кто, продемонстрировала реальные результаты оптимизации, модернизации, цифровизации важных для человека сфер жизни – здравоохранения, культуры, образования.
Возьмем дистанционное обучение наших детей. Что оно сегодня стоит семье, учителям и самому ребенку? Пора сказать правду.
Да, пандемия. А детей учить надо? Надо! Выход найден: «дистанционка» для всех и сразу.
А кто задался простыми вопросами: а все ли семьи могут подключиться к данному формату обучения? Есть ли технические возможности, когда в семье 2‑3 школьника? А как быть с многодетными семьями? Ведь некоторые родители работают на «удаленке», им тоже нужен компьютер. Или возьмем другой вариант, когда и папа, и мама ходят на работу. Кто поможет детям? Бабушки все на изоляции. Или мы решили, что данное поколение школьников с пеленок дружит с Интернетом и само справится?
Не справится! Большая часть наших сыновей и дочек не приучены к самостоятельности: утром их надо не просто разбудить, а поднять, усадить за завтрак, тридцать три раза напомнить расписание занятий, а потом еще тридцать три раза спросить: «Домашнее задание сделал? Отправил?»
Теперь о компьютерной грамотности самих родителей. Кто-то очень переоценил ее уровень. Скорее всего, равнялся на себя самого. На самом деле действительность такова, что многим мамам и папам надо объяснять, что такое аккаунт… «Какая такая платформа?», «Что значит где-то зарегистрироваться? Где?», «Еще и пароль надо?!» – слышат часто от родителей учителя.
Ребенок нуждается в помощи, а родитель помочь не может. И как результат – родительская агрессия зашкаливает: ругань до хрипоты, подзатыльники, порой мат. И не только в адрес ребенка, но и школы.
Думаете, я сгущаю краски? Увы, нет, к сожалению! Просто мы судим по себе, по своему окружению – у нас такого нет, значит, и вообще быть не может. Поверьте, «Москва и провинция существуют на разных планетах». Это высказывание одного из слушателей передачи «Родительский час», участником которой я была.
Наша социально ориентированная некоммерческая организация «Академия родительского образования» в группе проекта «Сохраним семью – сбережем Россию» социальной сети «ВКонтакте» провела опрос родителей, какие проблемы их сегодня волнуют особенно. Из десяти предложенных тем самый большой показатель – 36,4% – дистанционное обучение, 32,1% – интернет-безопасность детей и уже потом детско-родительские отношения, отношения между супругами…
Компьютерная грамотность родителей – это действительно большая проблема. Но организаторы дистанта даже не задумались о ней, не то чтобы вникнуть в суть проблемы и искать пути ее решения. Понадеялись на авось?
Что касается учителей, то и здесь проблем не меньше. Родители считают, что школа переложила на их плечи свою работу. Это не совсем так. Просто ситуация с дистантом вынудила мам и пап наконец-то вплотную заняться собственными детьми, а также побывать в роли учителя, сделать для себя открытие собственного ребенка, удивиться уровню его знаний и способностей. И еще одно открытие – родители оценили сложность и важность учительского труда.
Да, надо признать, родители действительно перегружены в условиях дистанта, но и педагоги оказались не в лучшей, а даже в худшей ситуации. Во-первых, компьютерная техника, если не в школе, то в некоторых семьях, устарела. Во-вторых, скорость Интернета у всех разная. А это значит, программа зависает, идет сбой в процессе обучения. В-третьих, 2/3 учителей оказались просто не готовы перенести преподавание своего предмета в дистанционный режим.
Добавим к этому дефицит педагогических кадров и, как следствие, перегруженность тех, кто работает. Сказалось здесь и преобладание в коллективах образовательных учреждений (особенно на селе) учителей, которым далеко за пятьдесят, им освоение компьютерных технологий дается весьма непросто.
Учителя вынуждены работать за компьютером по 18‑20 часов, забывая о себе и своих семьях. Рабочая неделя не заканчивается и в воскресенье. И, кстати, за дополнительный объем работы денежного поощрения большинство учителей не получают, об этом говорят опросы профсоюза «Учитель».
Нагрузка у детей резко возрастает, и качество обучения неминуемо падает. «Результаты кошмарные!» – это мнение учителей о проверочных работах в сентябре. И каковы истинные итоги дистанта руководителям образования не суждено узнать по ряду причин, в том числе из-за «дорисовки» результатов.
Самое главное – кто в этой ситуации будет нести ответственность за здоровье детей? Постоянные гиперстрессы, отсутствие желанной родительской поддержки, перегруз требованиями и семьи, и школы, отсутствие детских радостей (на них у ребенка просто не остается времени) – все это отражается на неокрепшем и несформировавшемся в силу возраста эмоциональном интеллекте ребенка, а это значит, на его психическом здоровье. Как следствие, расстройство психики, суициды. Кроме этого, дети теряют зрение, портится осанка. Несколько лет назад Роспотребнадзор определил строгие нормы работы школьников за компьютером. У старшеклассников это было не более полутора часов. Сегодня про все благополучно забыли.
Время показало, что организаторы дистанта с самого начала не просчитали риски данного формата обучения. Оно и понятно. Данное событие произошло впервые в истории нашей школы. Печально другое – то, что мы еще летом знали, что будет вторая волна коронавируса. Почему не сделали выводы? Или сделали их не все? Вот и получается, что снова та же беда и в те же ворота.
Для адекватного дистанта нужна единая нормативно-правовая база, где все правила и нормы будут прописаны и для учителей, и для родителей. Данная форма обучения хороша для индивидуальных маршрутов, а для массового использования в сегодняшней ситуации – пока очень большой знак вопроса.
Стоило бы на какое-то время всей образовательной системе сказать «стоп!». Организаторам образования проанализировать ситуацию, разработать «дорожную карту», решить вопрос с компьютерной техникой, и не только для образовательных учреждений, но и для семей, нуждающихся в этом.
Методическим службам, институтам повышения квалификации в короткий срок собрать, обобщить и распространить то лучшее, что успели наработать продвинутые учителя.
Совместно с педагогами сократить учебные программы, обучить компьютерным технологиям тех, кто в этом нуждается.
А родителям в этой ситуации стоит не претензии учителям предъявлять (хотя они в большинстве своем справедливы), а сесть за стол переговоров, услышать друг друга, договориться, что и кому стоит сделать, чтобы дети, несмотря ни на что, получали качественное образование.
Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края, Пермь
От редакции
Мы регулярно на страницах газеты поднимаем тему дистанционного образования. На сегодняшний день это одна из злободневных проблем как для учителей, так и для учеников и их родителей. Наш постоянный автор Елена Владимировна Бачева считает, что ситуацию можно и нужно исправлять. А что вы думаете по этому поводу?
Комментарии