Если мы такие умные, то почему такие бедные? Этот вопрос без устали многие годы задает российская профессура, которая получает до обидного малую зарплату. Новая система оплаты труда вузовских работников должна, по мнению ее разработчиков, если не ликвидировать, то во всяком случае некоторым образом уменьшить проблемы материального обеспечения профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Так какие изменения ждут нас в 2003 году?
Исходная позиция: надбавки за ученую степень кандидата наук увеличиваются в три раза и составят 900 рублей. Надбавка за ученую степень доктора наук тоже возрастет в три раза и составит 1500 рублей. С 1 октября 2003 года предусмотрена индексация зарплаты вузовских педагогов в 1,33 раза. Таким образом, зарплата преподавателей высшей школы уложится в вилку от 1330 рублей до 5522 рубля. В связи с тем что преподаватели без степени не смогут существенным образом повысить свою зарплату, вузам разрешено вводить различные надбавки и доплаты.
Хуже обстоят дела со студенческими стипендиями. На существенное повышение стипендий в бюджете нет средств. Сегодня бюджет 2003 года приблизился к бюджету додефолтного, 1997 года. Чтобы достичь уровня 1991-1992 годов, нужно как минимум четыре года при условии, что бюджет образования будет ежегодно возрастать не в 1,3, как сейчас, а в 1,5 раза.
Министерство образования РФ настаивало на том, чтобы стипендии были увеличены в два раза с 1 января 2003 года, Минфин РФ предлагал увеличить в 1,5 раза. Группа ректоров побывала на приеме у премьер-министра Михаила Касьянова, и компромисс нашелся: стипендия будет увеличена в 2 раза, но с первого сентября 2003 года. Как считает первый заместитель министра образования Григорий Балыхин, этот вариант в результате оказался самым выигрышным, потому что при повышении в 1,5 раза с 1 января 2003 года разговор о повышении стипендий был бы отложен на два-три года. Повышение же стипендии в два раза с 1 сентября будущего года оставляет возможность для дальнейшего обсуждения размера стипендиального обеспечения и возможного его увеличения. Пока предусмотрено, что стипендия студентов составит 400 рублей. Существенно возрастут стипендии президента и правительства: они будут по 800 рублей; аналогичные аспирантские стипендии поднимутся до 1500 рублей. До нынешнего времени ежегодно Минобразованию выделялось 2 млн. долларов на стипендии для обучающихся за рубежом. Отрадно, что эта сумма не изменилась в меньшую сторону. Правда, теперь записано, что Минобразованию РФ может быть выделено на эти цели до 2 млн. долларов, что тоже неплохо.
Что касается отраслевой системы оплаты труда, то вузовские преподаватели будут получать оплату в зависимости от вида учреждения, квалификации, стажа, уровня образования и сложности выполняемых работ. Что интересно, ежемесячные выплаты за степень и ученое звание разработчики отраслевой системы оплаты труда относят в проекте концепции к категории ежемесячных надбавок к тарифной ставке за квалификацию, называя их “отраслевыми выплатами специалистам за высокую квалификацию и качество работы”.
По мнению руководителей российского Профсоюза работников народного образования и науки, в концепции отраслевых условий предложения по условиям оплаты труда в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования оказались самыми непроработанными. Во-первых, они носят упрощенный характер, во-вторых, не отражают сложности тех проблем, которые связаны со спецификой этих образовательных учреждений. Профсоюз удивляет то, что не определены условия оплаты методистов, которые относятся к педагогическому персоналу, как и профессорско-преподавательский состав (тем более, что есть УМО), а также то, что непродуманно установлены стажевые группы для преподавательского состава и ИПК – нет доказательных объяснений того, почему вузовские стажевые группы отличаются от стажевых групп в других образовательных учреждениях. В результате получается, что права вузовских педагогов могут быть существенно ущемлены. По мнению профсоюза, непонятно, как будут устанавливаться оклады проректору, декану, заведующему кафедрой, заместителю декана и так далее. Это с одной стороны. А с другой – нет внятных объяснений назначения оплаты труда для руководителей учреждений высшего и дополнительного образования, для руководителей их структурных подразделений по установленным группам. Главным образом, непонятно, по каким основаниям определяются эти группы.
Раньше у ректора была возможность самостоятельно устанавливать наименования должностей так, как это делается в других отраслях экономики, но в концепции не предусмотрено возвращение этого права.
Сегодня вузы широко используют возможности установления особых видов оплаты труда для отдельных категорий работников. Например, если в вуз на преподавательскую должность зачисляются высококвалифицированные работники предприятий, то понятно, что их труд нужно оплачивать исходя из иных критериев, нежели труд обычных вузовских работников. Кроме того, в практике работы крупных вузов с развитой материальной базой, инфраструктурой широко используются механизмы установления индивидуальных схем должностных окладов для оплаты труда руководителей, учебно-вспомогательного и прочего обслуживающего персонала из числа служащих. В концепции эта укоренившаяся практика отражения не нашла. Как не нашло отражения и предусмотренное Законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” право, данное ректору устанавливать стимулирующие надбавки и доплаты за счет экономии фонда оплаты труда (в том числе за совмещение профессий и расширение зоны обслуживания при сохранении принципа неограниченности размера этих надбавок), и на установление вида и размера этих надбавок без предельного ограничения.
Проект концепции отраслевой системы оплаты труда пока не представляется на суд общественности и педагогического сообщества. Возможно, кто-то считает проект еще “сырым”. Но скорее всего некто пытается в тайне от широких кругов сделать в бешеном темпе этот документ, представить его на утверждение правительства, одобрить у президента и предложить после этого все придуманное и утвержденное выполнять. Жаль. Ведь не зря говорится: один ум хорошо, а два лучше. В данном случае вполне разумным было бы привлечь к разработке концепции много вузовских умов. Тогда, вполне вероятно, умные смогли бы стать еще и богатыми.
Виктория МОЛОДЦОВА
Комментарии