search
main
0

Сыну сердце раскрой… О материнских корнях и отцовских крыльях

Многие – как учителя, так и родители – не делают различия между воспитанием мальчиков и воспитанием девочек. Мол, и те и другие – дети, те и другие должны учиться, а наше дело, взрослых, – их направлять и воспитывать. И педагоги, беседуя с родителями, как правило, не придают значения полу ребенка, то есть не делают гендерного различия в подходе к сыну или дочери. Однако дальнейшую судьбу и мальчика, и девочки будут определять именно этими различиями, а эффективность воспитания зависит именно от особенностей взаимоотношений – матери и мальчика, матери и девочки, отца и мальчика, отца и девочки. Дети разные, и роли родителей должны быть разными. Какова роль матери в становлении сына? Об этом мы беседуем с доктором педагогических наук, ученым, занимающимся таким важным направлением в педагогике, как гендерные особенности в воспитании детей, Ниной ЕРОФЕЕВОЙ.

– Нина Юрьевна, первые годы жизни дети почти все время проводят с матерью. Что усваивает сынишка от мамы с самого младенческого возраста?- Голос мамы – это образец слов, звуков, интонаций и действий. Известно, что ребенок имитирует звуки голоса матери, а мама повторяет звуки, произносимые младенцем. Установлено увеличение случаев звуковой имитации с возрастом ребенка. Новорожденные уже с рождения отличают родной язык от других (то есть обучаются тонкостям языка еще до своего рождения). Существует предположение, что если ребенку давать слушать звуки неродного языка до 8 месяцев, то обучение иностранным языкам пройдет более успешно. Но это к слову. Главное в том, что общение с матерью в первый год жизни (и в последующие) закладывает базу для развития способностей ребенка.Подрастая, мальчик многому учится у матери, в том числе первым трудовым навыкам. Маленькие мальчики могут помогать маме в саду, на кухне – размешивать, переливать, взвешивать. Им нравятся запахи, цвет, вкус и даже смеси из продуктов. Мальчики любят лепить из хлебного мякиша рожицы, любят играть с тестом, замораживать сок, чтобы получить собственное «мороженое». Это период, когда можно учить правилам безопасности при обращении с горячими продуктами и емкостями, острыми предметами, закатывать рукава, надевать фартук, мыть руки перед приготовлением пищи.Дети, которые регулярно видят проявление привязанности и любви хотя бы одного из родителей, обладают более развитым чувством внутренней безопасности. Тут первенство за мамой. Связь «ребенок – мать» играет важнейшую роль в его развитии, чтобы он рос здоровым и физически, и нравственно. Мама держит в своих руках ключ к развитию самооценки ребенка. Именно она формирует его представления об образе женщины.Ребенок очень долго привязан к своей матери. Защищая его, она дает ему первые уроки взаимоотношений, помогает ему обрести уверенность. Мальчикам нужно не меньше материнской ласки, чем девочкам.- В чем заключается самостоятельность мальчика десяти лет?- Есть вещи, которые должен понимать ребенок этого возраста. Скажем, родители не должны надолго оставлять его дома одного – он может натворить немало. В этом же возрасте мальчикам сложно переходить автотрассы самостоятельно, так как их периферийное (боковое) зрение еще недостаточно развито, чтобы они могли соизмерять скорость движения транспорта.В начальной школе мать устанавливает границы дозволенного в том, что касается просмотра телевизора, занятий на компьютере, следит за тем, чтобы ребенок больше времени уделял физическому развитию. Важно помогать ему при сборах в школу – чтобы были собраны все необходимые учебники. Со временем, когда мальчик поймет, что от него требуется, опеку можно ослабить, и он будет сам собирать все необходимое.В средних классах мальчик может взять на себя какие-то домашние дела. Отношения с ним строятся на основе справедливого обмена. «Я сделаю тебе это, если ты мне поможешь…» Важно не превращать это в торг. Обязательно нужно выбирать время для разговора с сыном тет-а-тет, лучше это делать во время прогулки.Наступает период в развитии мальчика, когда маме необходимо «отпустить ребенка от себя», то есть не контролировать его постоянно и давать возможность сформироваться таким качествам личности, как дисциплина и ответственность. Простой пример: пусть научится сам вставать по будильнику, а если проспал, самому отвечать за свой поступок и не винить маму в том, что она вовремя не разбудила.Если мама иногда отказывает мальчику в излишней ласке и опеке, то неосознанно воспитывает в нем независимость.- Есть ли разница между материнским и отцовским воспитанием? Бытует утверждение, что воспитание мальчика зависит главным образом от отца, только он может воспитать его настоящим мужчиной – сильным, волевым, ответственным. Так ли это?- Со временем приоритеты смещаются от матери к отцу. Этот выбор сын делает постепенно и неосознанно. Нарастающий внутренний импульс мужской программы развития ставит авторитет матери под вопрос. Он медленно одевается и тянет время на любом пустяке, понукания матери его раздражают. По мере взросления сына меняется и стиль воспитания. Основой формирования мужской психологии является разрыв первичного телесного единства с матерью. Основная трудность в отношениях матери и сына – признать за сыном право на свою собственную самостоятельную жизнь.В это время постепенно возрастает роль отца (мы имеем в виду обычных, хороших отцов). По мере взросления сына меняется и стиль его воспитания. Это становится основой формирования мужской психологии.В старших классах у подростков происходит становление личной ответственности, учиться которой приходится на осознании допущенных ошибок. Мать может мальчику дать понять ценность человека и его духовной жизни. С началом подросткового возраста важно отпускать сына от себя: признавать его интересы, уважать его друзей, давать ему больше свободы и самостоятельности. Часто родители истолковывают шаги, предпринимаемые ребенком для отдаления, как знаки отвержения и свидетельство собственной несостоятельности. Дети, как правило, борются за право шагнуть на другую возрастную ступеньку.Матери бывает порою трудно осознать отдаление сына. Для мальчика необходимо вовремя отойти от матери и обрести самостоятельность. Мужчина, усвоивший в жизни только одну роль – постоянно опекаемого сына, часто не может стать независимым во взрослой жизни, лидером, защитником, «добытчиком» для семьи. Если между матерью и сыном вовремя не возникла необходимая дистанция в отношениях, он испытывает трудности в налаживании личной жизни. Очень часто эмоционально зависимый молодой человек вообще не женится, или мать разрушает его семью, если он выбирает женщину ей не по вкусу.Ребенку необходимы и корни, и крылья. Корни он получает благодаря сильной привязанности к матери в первые годы жизни, а крылья – благодаря обучению и тренировке, которые может дать отец, близкий и родной человек, вводящий ребенка в большой, открытый мир. Образно говоря, мамы учат нас опираться на землю, чтобы чувствовать себя защищенными, в то время как отцы учат стремиться к звездам и смело противостоять трудностям.- Многие женщины воспитывают ребенка в одиночку, без отца. Что можно им посоветовать?- Приходится признать, что это становится нормой. Многие женщины делают такой выбор, часто вынужденный. Но совет может быть только такой. Мама прежде всего должна оставаться женщиной, не стараться выполнять сразу две роли – отца и матери, хотя надо всегда помнить, что она приобретает особое значение в жизни мальчика. При правильной воспитательной стратегии мамы сын, подрастая, будет выполнять роль мужчины в семье, он научится жалеть мать, сочувствовать ей, стремиться помочь и поддержать, а не ждать от нее поддержки и опоры.Особое отношение к матери сохраняется у мальчика на всю жизнь. Оно выражается в представлении об идеальной женщине, сформированном под влиянием своей матери, готовности принимать гнев и критику с ее стороны и испытывать чувство вины перед ней.- Можно ли сказать, что сегодня труднее стало воспитывать детей, и прежде всего мальчиков?- Сейчас расширяются границы этого мира (друзья и семьи могут жить на разных континентах и прекрасно общаться через Интернет), отчего ритм жизни все время убыстряется. Мы меньше внимания начинаем уделять детям, и тогда за это берется электронная «улица». Теперь дети гораздо лучше нас разбираются в том, как запрограммировать компьютер, но в то же время не знают, как приготовить себе завтрак. Дети все больше уходят в виртуальный мир, который нам, взрослым, известен мало. Возникшая между поколениями пропасть день ото дня стремительно расширяется.Когда современные пожилые люди были детьми, мир менялся значительно медленнее. В те дни отец имел все основания сказать своему сыну: «Когда я был в твоем возрасте…» Дети могли представить себе свое будущее, день за днем наблюдая за жизнью своих родителей, бабушек и дедушек. Сегодня те и другие имеют все меньше и меньше точек соприкосновения. В наши дни существуют вещи, которых взрослые не знают, и воспоминания из их собственного детства зачастую теряют свое значение.Но, взрослея и уходя от родителей, они все равно к ним возвращаются. Хотя бы в мыслях, в воспоминаниях. Каждый человек мечтает вернуться хотя бы на миг в свое детство. К родителям. К маме…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте