Современные дети увлечены компьютерными играми. Они играют в одиночку и коллективно в Сети, отдавая этому занятию все свое свободное время. Платформ для компьютерных игр великое множество. Одна из них – Mineсraft. Это игра для детей от 6-10 лет и старше. Суть игры в построении зaмков, лабиринтов, даже городов, при этом персонажи идентифицируются с игроками. Это ролевая игра с возможностью конструирования.
Технология конструирования была использована в дистанционном конкурсе «3D-моделирование в Mineсraft», организованном летом 2016 года общественной организацией «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования» (ОО ЧРО АИО). Для конкурса был создан сайт по адресу: pupil.infoznaika.ru.Участники конкурса должны были выкладывать свои 3D-модели, разработанные в Mineсraft, вернее, рисунки-скриншоты моделей в формате jpg. Еженедельно объявлялась новая номинация, в течение недели участники голосовали за понравившиеся работы. Победитель номинации выявлялся к концу недели по наибольшему количеству набранных голосов.Были объявлены следующие номинации:«Проба пера» (20.06.2016 – 26.06.2016).«Робот» (27.06.2016 – 03.07.2016).«Дом мечты» (04.07.2016 – 10.07.2016).«Автомобиль мечты» (11.07.2016 – 17.07.2016).«Сказочное животное» (18.07.2016 – 24.07.2016).«Герой мультфильма» (25.07.2016 – 31.07.2016).«Герой фильма» (01.08.2016 -07.08.2016).«Межзвездный корабль» (08.08.2016 – 14.08.2016).«Компьютер будущего» (15.08.2016 -21.08.2016).«FreeStyle» (22.08.2016 – 28.08.2016).Вот несколько работ в различных номинациях (см. рисунки).Идея задействовать различные игровые платформы для обучения ненова. Так, например, финский школьный учитель Сантери Коивисто вместе с американским учителем Джоэлем Левином создали платформу MinecraftEDU и успешно обучают в ней детей. MinecraftEDU переросла в полноценное сетевое сообщество учителей, которые делятся своими идеями, опытом. Отличие учебной версии Minecraft от обычной заключается в наличии специального логина для учителей, который позволяет получать неограниченные ресурсы и защищать построенные модели от разрушения. Есть очень интересный опыт использования MinecraftEDU в физике, химии, географии и истории. Например, в одной из школ Калифорнии моделируется альтернативная история – ученик может руководить своим племенем и пускать его по разным линиям развития. Можно также моделировать города разных эпох и проводить исторические сражения. В российском лицее «Бауманский» ученики используют MinecraftEDU при изучении биологии (http://it-mama.com.ua/2016/04/25/play-minecraft). Наш опыт использования игровой платформы Minecraft доказал возможность использования игры для обучения 3D-моделированию. Принцип построения моделей в Minecraft отличается от традиционного, который предполагает начинать построение с проектирования плоских моделей. В Minecraft построение объемных фигур осуществляется, как в игре в кубики, надо сразу из кубиков складывать (точнее, «вырубать») задуманную модель. Но в любом случае при построении 3D-модели у ребенка развивается пространственное воображение, что очень важно как для изучения стереометрии, так и для общего развития ребенка.Кроме конкурса «3D-моделирование в Mineсraft» параллельно в это же время на этом же сайте был объявлен конкурс «Пародия в GTA». Grand Theft Auto (GTA) – это игра, в которой миссии (задания для игроков) – это ограбления банков, пытки, насилие и тому подобные действия. Великолепный графический дизайн и звуковое сопровождение делают игру очень привлекательной для детей (и взрослых). Но влияние на сознание и подсознание детей игра оказывает самое негативное. Поэтому мы, члены Чувашского регионального отделения Академии информатизации образования, объявили этот конкурс. Цель – профилактика компьютерной зависимости подростков. Ученики старших классов и взрослые люди выкладывали на сайте pupil.infoznaika.ru рисунки – пародии на персонажей компьютерной игры Grand Theft Auto (GTA). Оценивали рисунки все желающие. С одного компьютера можно поставить только один лайк.Вот работа одного из участников конкурса (см. рисунок). Образовательный эффект компьютерных игр необходимо раскрывать в отношении каждой игры в отдельности. Существует две диаметрально противоположные позиции учителей и родителей:- запретить все компьютерные игры, от них пользы нет;- пусть лучше на компьютере играют, чем по улицам слоняются.Эти крайние позиции предполагают безразличие к компьютерным играм, полное их незнание. Наиболее правильная дифференцированная позиция, когда взрослые имеют представление о содержании компьютерных игр и в состоянии поддержать или ограничить интерес ребенка к конкретной компьютерной игре. Мы считаем, что родители и учителя должны знать интересы детей и корректировать их. Именно корректировать, поскольку запрет только усилит интерес. Надо объяснить ребенку, чем вредна и даже опасна та или иная игра. Ребенок сам должен отказаться от нее. А если не отказывается, надо понять, что его так привлекает в этой игре, и найти достойную альтернативу. Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования проводит целую серию игр-конкурсов для школьников: «Инфознайка», «Спасатели», «Соционет» и другие. Информация о конкурсах размещена на портале infoznaika.ru.Наталия СОФРОНОВА, профессор кафедры информатики и вычислительной техники Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я.Яковлева, доктор педагогических наук
Комментарии