search
main
0

Сын полка. Театр детской мечты

21 ноября 1965 года премьерой оперы Михаила Красева «Морозко» начал свою творческую жизнь первый в мире музыкальный театр для детей и юношества – венец творческой деятельности народной артистки СССР, Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий Наталии Сац. Не одно поколение зрителей открыло для себя удивительный мир красоты, поэзии и музыки не обычным, а скрипичным ключом – ведь именно такую форму имеют здесь дверные ручки. Радостное удивление вызывают приветствия героев любимых сказок, клоунов, скоморохов, обращающихся к зрителям с висячих мостков над нижним фойе. Еще ажурная беседка-ротонда с вольером для птиц, полная света, синее небо обнимает тебя через огромные окна, аквариумы с рыбками и водоплавающими черепахами. Понимаешь, что именно тебя здесь ждали и очень рады видеть. В верхнем фойе – зале с причудливыми растениями – встречаешься со скульптурными композициями: Орфей с кифарой – сказочный родоначальник ее величества музыки, Лель, играющий на дудочке, Боян, в задумчивости перебирающий струны гуслей.

Наталия Ильинична, прожившая долгую и совсем не простую жизнь, сердцем знала, что нужно маленькому человеку, чтобы не чувствовать себя одиноким и беззащитным. Кажется, сейчас выйдет она – хозяйка театра – и скажет своим дивным голосом: «Здравствуйте!»

Блестящий организатор, целеустремленный, волевой человек, увлеченный искусством, Наталия Сац создала превосходный коллектив.

Ведь помимо оперной и балетной труппы, симфонического оркестра в театре есть еще и педагогическая часть.

– Театральный педагог – это человек, знающий законы художественного воспитания детей, детскую психологию, тот, кто любит и умеет просто, интересно разговаривать с детьми, – пояснил директор театра Виктор Проворов. Таким умением понимать и ощущать детского зрителя обладает заведующая педагогической частью театра, заслуженный учитель школы РФ Роксана Карпова-Сац. Она же руководит литературной частью театра и сама является одаренным либреттистом.

– Как вы определяете возраст зрителей?

– В детском театре важно, чтобы каждый спектакль имел точный возрастной прицел. Однородность аудитории – одно из непременных условий успеха спектакля. Есть дети 6, 8, 10, 12 лет и старше. У каждого возраста свой жизненный багаж, своя емкость восприятия, и только при таком подходе будет достигнуто взаимопонимание между сценой и залом. Что такое пьеса? Это ситуации и характеры. Опера – ситуации и поющие характеры. Каким бы образом ни раскрывался герой, его характер – в постоянном движении. Важно, чтобы образ «зажил сердцем», тогда появится все остальное.

Наталия Сац была убежденным сторонником синтетического представления. Музыка, танец, акробатика – полноправные компоненты спектакля, раскрывающие его идею. И все же сердце спектакля – музыка. Вот и к великому празднику – 60-летию Победы в Великой Отечественной войне – композитор Александр Флярковский, сам участник войны, написал оперу «Сын полка» по произведению Валентина Катаева. Героико-патриотическая тема всегда волновала театр. В его репертуаре в разные годы шли театрализованные программы для юношества – «Манящие огни», «Орленок», «За Родину с песнями». Главный дирижер театра Виктор Яковлев написал оперу «Винтовка и сердце» по мотивам пьесы Михаила Светлова «Двадцать лет спустя». Сейчас он готовит программу «Песни, опаленные войной», где исполнителями будут солисты театра Наталии Сац.

– Виктор Петрович, в новых условиях жизни общества активно формируются адекватные ценностные ориентации школьников. Наиболее значимой для них оказалась потребность любить и быть любимыми. Нашла ли отображение тема любви в опере «Сын полка»?

– Наши либреттисты Виктор Рябов и Роксана Карпова-Сац сделали Ваню Солнцева чуть старше – он подросток лет 15, и тема любви ему совсем не чужда. Но об этом подробно узнают наши зрители 28 апреля. В этот день состоится премьера оперы, и мы приглашаем всех читателей «УГ» ее посмотреть.

– В текущем репертуаре театра – 22 музыкальных произведения, многие из которых входят в школьную программу. Это случайность?

– Нет, несколько лет назад нам казалось неправильным подчинять репертуар профессионального театра школьным программам. Сейчас мы так не считаем.

Театр Наталии Сац стал подлинным центром эстетического воспитания детей и юношества. Ежегодно в дни весенних каникул здесь проходят всероссийские смотры – конкурсы детских самодеятельных коллективов. Театр ведет большую инновационную деятельность в образовательном поле Москвы. В Юго-Западном административном округе работает школа имени Н.И.Сац, которой театр оказывает методическую помощь. Но об этом наш следующий рассказ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте