Елена КРИВОРУЧКО уверена в том, что для учителя самое важное – любовь к детям. Дети как зеркало, если их одаривать любовью, то это удивительное чувство приумножается и возвращается, даря педагогу вдохновение и силы.
Классное руководство, по мнению Елены Александровны, – важная составляющая деятельности учителя. Становишься богаче, ведь в твоей жизни появляется гурьба мальчишек и девчонок. Каждый день вкладываешь в них частицу своего сердца, и незаметно для тебя они становятся родными. Какими они вырастут, как продолжат свой жизненный путь – в этом, по словам Криворучко, немалая роль классного руководителя.
А как их не считать родными, если шесть дней в неделю ребята рядом, да и в воскресенье мысли тоже о них? Все разные, со своим характером, манерами поведения, эмоциями. В этом году Елена Александровна проводила второй свой выпуск.
– Казалось, совсем недавно они маленькие, шумные, с большими букетами и огромным багажом вопросов о предстоящей школьной жизни встречают тебя на первой линейке, и вот ты уже даешь им напутствия. Мне повезло и с детьми, и с родителями! Родители не всегда проявляют солидарность, но главное – найти компромисс. Все-таки цель у нас одна – воспитать достойных граждан страны. Желаете найти общий язык с родителями? Тогда действуйте сообща. Совместные поездки с детьми, школьные мероприятия станут ключом к взаимопониманию, – говорит Елена Александровна.
По мнению Елены Криворучко, учительство – нелегкий труд. Наступают моменты, когда, казалось бы, сил больше нет, в голове невольно появляются мысли о смене рода деятельности. Что останавливает? Глубокая привязанность к детям, сложившемуся коллективу, начатым проектам, чувство ответственности перед родителями, которые доверили тебе самое ценное – своих чад. И… открывается второе дыхание.
Елена Криворучко преподает информатику и математику в гимназии №3 города Горно-Алтайска. Педагогический стаж 14 лет. Есть диплом с отличием Горно-Алтайского государственного университета. Что стоит за строгими биографическими данными? Вдумчивый и внимательный взгляд Елены Александровны хорошо виден на фотографиях. Взгляд, обращенный к ученикам, к родителям детей. Учитель продолжает:
– Почему мне нравится работать в школе? Здесь можно почувствовать свою причастность к судьбам молодого поколения и, конечно же, положительно повлиять на мировоззрение детей. Через учительство я реализую свои творческие замыслы, яркие идеи. Нахожу себя в своих учениках, радуюсь их победам, как собственным. Еще студенткой я пришла работать в гимназию, где требовался учитель информатики. Пришла на год, который длится уже второй десяток. Думаю, что далеко не каждый из учителей – потомственный педагог и далеко не каждый, кому довелось им стать, с детства мечтал об этом. Так сложился и мой жизненный маршрут.
Судьба испытывала будущего учителя – она рано осталась без родителей. Непросто нашей героине говорить о себе, но откровенный разговор продолжается:
– Родилась я на севере Иркутской области, в городе Усть-Илимске, но всю сознательную жизнь провела и сейчас живу со своей семьей в небольшом, но уютном городке Горно-Алтайске, столице и единственном городе Республики Алтай. Его по праву считаю своей малой родиной, ведь тут родилась моя мама, живут родные и близкие люди. Здесь прошли детство и юность, родились мои дети. Нашим с братом воспитанием занимались родители мамы. Простые, честные, открытые люди. Бабушка, Софья Петровна, по образованию швея. После закрытия городской швейной фабрики работала нянечкой в детском саду. Благодаря бабушке я рано научилась шить, готовить, держать дом в чистоте и порядке. Ее швейная машинка хранится в моей семье как память о дорогом человеке. А дедушка, Николай Дмитриевич, был отличным печником, прорабом. Человек со светлым умом и замечательной памятью. Он не имел должного образования, был самоучкой, но прекрасно составлял сметы, выполнял сложные расчеты. Мама, Галина Николаевна, унаследовала от него любовь к цифрам, получила высшее экономическое образование. Папа, Александр Алексеевич, окончил Иркутский пушно-меховой техникум, но на этом не остановился. Любовь к детям и лыжному спорту привела его в педагогический институт. Работал учителем физкультуры, тренером. Я продолжаю педагогическую династию.
Елена Александровна честно рассказывает, что у нее не было мечты стать учителем. Да, как и многие в детстве, еще девочкой играла в школу, но о том, что это станет делом жизни, не думала. Уезжать из родного города не планировала, а по окончании школы с золотой медалью решила поступать в университет. Интересно, что компьютер появился у десятиклассницы Елены первой среди одноклассников. И это было, выражаясь современным языком, очень круто. В свободное от университета время будущий педагог изучала различные программы на просторах Интернета. Получив на четвертом курсе неожиданное предложение – поработать учителем, испытала сложные чувства: как совмещать работу и написание диплома? Но чувство ответственности (видимо, врожденное) перед детьми не позволило отказаться от педагогической деятельности. Учитель продолжает размышлять о профессии, о предмете:
– Информатика – предмет математического цикла. Самый молодой и стремительно развивающийся. В век бесконечного информационного потока современному человеку следует уметь искать, систематизировать информацию и управлять ею. А также выделять существенное, уметь переводить информацию из одного вида в другой. Все это необходимо для успешного усвоения разных предметов. Уметь пользоваться компьютером, планшетом и другими цифровыми гаджетами важно. Казалось бы, нынешние дети овладевают этим чуть ли не с рождения, но, как показывает многолетняя практика, их знаний в большинстве случаев хватает лишь на базовые действия. Для освоения навыков, умений на другом уровне есть уроки информатики. Все больше и больше выпускников выбирают информатику в качестве государственного экзамена как в 9‑м, так и в 11‑м классе. Многие поступают учиться на IT-специальности. И это здорово!
Прерываю ненадолго рассказ учителя об учениках, желая расспросить о личной жизни и о том, почему Елена Александровна считает себя патриотом.
– С моим мужем Дмитрием мы вместе со школьной скамьи. Учились в одном университете, но на разных факультетах. Его профессия тоже связана с компьютерами и сетями. У нас свой дом. Растут двое замечательных детей: Ксюше семь лет, у нее совсем скоро начнется школа, а Матвею девять, ему предстоит покорять третий класс. Сын, так же как и мы с мужем в своем время, учится на «отлично», радует успехами в горнолыжном спорте. На вопрос, гордится ли он, что его мама учитель, отвечает: «Да!» Это приятно. Наверное, только наш кот мало интересуется моей профессией. Знаете, из-за молодости и небольшого роста меня долго принимали за школьницу. Не верили, что я учитель. На вопрос, где педагог, сидя за компьютером ученика, поднимала руку. Было забавно. Сейчас вспоминаю это время с улыбкой, – делится Елена Криворучко. – Я патриот своей страны. И для меня важно, чтобы каждый мой ученик понимал, что его личная судьба неразрывно связана с судьбой Родины. Должен ли современный учитель прививать патриотизм? Однозначно! Считаю, что любовь к Родине – это одна из главнейших составляющих воспитания ребенка. Именно через нее приходит понимание многих базовых человеческих ценностей. Любой предметный урок должен нести не только учебную, но и воспитательную нагрузку. Вроде бы урок информатики и патриотизм – вещи мало совместимые, но нет ничего невозможного. Создать презентацию, смонтировать видеоролик, обработать звуковую дорожку, используя различные информационные источники по заданной патриотической теме. Какие вопросы еще открыты для патриотического познания? Как, к примеру, посчитать затраты на проведение какой-либо социальной, экологической или культурной акции, используя электронные таблицы? Как составить диаграммы, схемы, коллаж к краеведческому или историческому проекту? Или смоделировать памятник, разработать буклет, сайт или даже целую виртуальную экскурсию? Это лишь малая толика того, что доступно ученику, который с компьютером на «ты». Наделять сухой предметный материал смыслом – мастерство учителя. Во внеурочной деятельности возможностей и того больше. Да, я считаю важным, чтобы дети чтили традиции своего народа, опираясь на силу прошлого, уверенно жили сегодня и строили достойное будущее. Разговор с детьми по душам приносит порой удивительный эффект, ведь лучший пример – личный. Все мои прадеды защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. В нашей семье хранятся и письма, и фотографии дорогих сердцу предков. Верю, что мое личное отношение к окружающим, к России способно мотивировать моих воспитанников на социальную активность. Совместной деятельностью педагогов гимназии мы развиваем их гражданскую позицию. У нас действуют военно-патриотический клуб «Заря», детско-юношеское движение «Юнармия». Ежегодно проходят месячник патриотического воспитания, смотр песни и строя «Наследники Победы», разные мероприятия и художественные конкурсы, отмечаются памятные и значимые даты. Коллектив, гимназисты и их родители по-своему стараются поддерживать тех, кто участвует в СВО: пишут письма, собирают и отправляют посылки, где указан обратный адрес: наш удивительный край Горный Алтай!
От первого лица
Республика Алтай, где мы живем, – красивейший регион России! Горы, свежий воздух, неповторимые флора и фауна притягивают множество туристов. А мы, его коренные жители, стараемся ценить и сохранять родной край, каждый в меру своих сил и способностей. А какие удивительные люди здесь живут!
Спасибо всем, кто помог мне освоиться в профессии, кто вдохновлял своей работой. С математикой сдружила меня Лилия Павловна Жуйкова, школьная учительница, человек необычайно живой и с чувством юмора. Много подчерпнула я и от своего классного руководителя Ольги Ивановны Кумандиной. Она ненавязчиво и умело находила подход к каждому из нас. То же я стараюсь делать и для своих подопечных. У коллег-стажистов всегда учусь чему-то новому, стараюсь прислушиваться к их советам. От лица всех наставляемых говорю им искреннее спасибо.
И еще несколько слов благодарности. Правду говорят, попав в конкурсное движение «Учитель года», ты в его власти. Каждый приходит туда своей дорогой. Кто-то мотивирован показать свои способности, кто-то – доказать самому себе, что может, кто-то желает лишь достойно представить свой регион, а кто-то целенаправленно едет только за победой. Не важно, ведь каждый все равно остается в выигрыше. Без внутренних изменений оттуда не возвращаются. Это место, где ты понимаешь, что кроме школьного кабинета есть еще большой учительский мир интересных людей, с которыми море общих тем и взглядов. Понимаешь широту географии, которая тебе доступна, и глубину возможностей для самореализации. Тот, кто когда-то был участником всероссийского уровня, никогда не забудет этот бесценный опыт. Будет каждый год смотреть новые «визитки» и открытые уроки новобранцев с большой ностальгией в сердце.
Недавно меня спросили: «Готовы ли вы сами стать наставником?» Понимаю, что наставник должен не только уметь передавать свой профессиональный опыт, но и стать другом, эмоциональной поддержкой и опорой, человеком, с которым комфортно и легко организовать союз общих взглядов. Догадываетесь, что я ответила? Конечно же, согласилась. Вот так, смело. Мне есть чем поделиться, и я сделаю это с радостью!
Вероника ТЮРЕНКОВА, Алтайский край
Комментарии