search
main
0

Сыграйте роль и будьте счастливы

Галина ЧЕРНЫХ, учитель русского языка и литературы лицея №1535, в этом году стала победителем конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование». Но серьезной пробой сил для нее стало участие в Московском конкурсе «Учитель года-2006».

Галина Алексеевна ЧЕРНЫХ, учитель русского языка и литературы лицея №1535 (городского подчинения), окончила филологический факультет Московского областного педагогического института имени Н.К.Крупской, за двадцать с лишним лет работы в школе набрала солидный опыт, среди ее учеников есть медалисты, победители олимпиад. Галина Алексеевна увлекается театром, экскурсионной деятельностью, восточными танцами.

Наука мудрого взросления

Галина Алексеевна не сразу решила, в какой форме ей представить жюри опыт своей работы. Ей казалось, что внимание жюри привлечет исключительно яркая, смелая, гротесковая форма, но душе была больше близка другая – спокойная, рассудительно-раздумчивая. Она и была выбрана.

«Литература – мой любимый предмет в системе школьного образования, – призналась Галина Алексеевна, – потому что он позволяет моим ученикам своими глазами и ушами, с помощью своих эмоций познавать мир, всем своим сердцем чувствовать его. Цель моей жизни в школе я вижу прежде всего в том, чтобы научить детей любить читать, а это очень непросто». Учитель идет к достижению этой цели давно, разными путями, эксплуатируя свои собственные природные качества, умея слушать своих учеников, говорить с ними, а если потребует того тема урока, может сыграть ту или иную роль. Детей это не удивляет, ведь они знают, что Галина Алексеевна при случае играет и в лицейском театре. Черных всегда учит детей, но если обнаруживает собственную область незнания, то учится и сама. «Когда в нашем лицее возникла необходимость написать программу по восточной литературе, я с удовольствием занялась этим и сделала ее, а потом в течение несколько лет апробировала. Могу сказать, – не скрывала Галина Алексеевна, – что это помогло мне и на уроках русской классической литературы, потому что позволило дать широкий взгляд на литературу и русскую, и мировую. Поначалу страшновато было знакомиться с названиями произведений восточных писателей, но потом мы с детьми увидели, как много общего в литературах разных народов. Всякий опыт, который появляется, мне интересен, но я никогда не апробирую его, если он не естественен для меня самой, потому что на этом я не смогу научить своих учеников».

Сейчас, как отмечает Черных, в процессе модернизации образования появляется очень много концепций, авторы которых по-разному видят преподавание литературы в будущем. Некоторые из концепций Черных пугают. Например, такая: литературу нужно свести до преподавания пяти произведений в течение всего обучения в школе. Она считает эту концепцию неверной, так как, во-первых, возникает вопрос, а кем из авторов пожертвовать, чьи произведения в программе оставить, во-вторых, нужно учитывать особенности современного ребенка, сознание которого формируется в условиях так называемого феномена SMS-сознания. Долгий, в течение четырех лет, разговор вокруг очень узкого количества произведений, по мнению Галины Черных, – бег от литературы. С другой стороны, что особенно важно, если примут такую концепцию, ребенок может лишиться законного права на получение им важного жизненного опыта. «Пусть мой ученик, – говорит Черных, – встретится со своим Свидригайловым, со своим Воландом, со своей Простаковой, со своей Кабанихой на уроках литературы. Пусть он получит этот опыт, а затем в более жестких жизненных условиях будет знать, как вести себя с подобными людьми, и не будет так парализован, как герой пушкинского стихотворения «Демон», когда ему нечего противопоставить Демону – этому черному человеку. В таком случае литература будет отвечать и принципам здоровьесберегающих технологий, и осуществлять компетентностный подход, и, самое главное для меня, она развенчает ставшее в последнее время устойчивым парадоксальное утверждение, что школа – четыре стены, которые отделяют нас от будущего. С этим я категорически не согласна».

Сам себе Печорин

Урок, который Галина Черных показала жюри, коллегам-конкурсантам и гостям конкурса, был посвящен роману Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» и выглядел несколько необычно. Ученики и учительница взяли лишь один эпизод – сцену дуэли Грушницкого и Печорина и примерили роли этих литературных героев на себя. Дуэли нынче, как известно, не модны, в наше время людей просто убивают, сводя счеты, в принципе нет былого благородства, которое позволяло выяснять споры и обиды. Двое взяли себе роли Печорина и Грушницкого, двое – роли автора и читателя, двое – Вернера и драгунского капитана. И грянула дуэль со всеми ее драматическими ситуациями на той самой высокой площадке в горах, которую выбрал Григорий Александрович Печорин. Разговор был столь предметен и реален, что казалось, все ощущали утренний холодок, плыли в тумане на высоте, от которой кружилась голова, слышали плеск воды в горной речке. Это была драматургия урока высшего уровня, не случайно члены жюри говорили об уроке как о безупречно выстроенном в методическом плане.

И каждый может сметь свое суждение иметь

Жюри интересовал практический опыт работы Галины Черных, поэтому вопросов хватало.

– Видите ли вы разницу между литературой и человековедением? Что должен делать учитель литературы: учить высокой литературе или разбираться в человеческих отношениях?

– Литература, на мой взгляд, как раз и отражает человеческие отношения. Я намеренно сыграла начало урока, показав, как работать в классе, когда ты приходишь на замену и имеешь дело не со своими учениками, а с ребятами, подчас не знающими текст того литературного произведения, которое нужно обсудить. Не знаю, насколько я смогла убедить жюри, но для меня важно индивидуальное восприятие, когда учитель-ученик идет за автором и не боится при этом сказать о своем впечатлении. Мне важно его услышать, чтобы потом поправить ребенка или, наоборот, дополнить его индивидуальный мир чувств. Поэтому тут для меня важно и уважительное отношение к ученику, и бережное отношение к тому, что называется классической литературой.

– А если в классе изучаете произведение, где мало действующих лиц, и на 25 человек ролей не хватит, что будут делать в это время другие ученики?

– Группа ребят может получить индивидуальные задания, и в процессе театрализованного обсуждения они найдут дополнительные подтверждения или объяснения тому, что они прочитали в литературном произведении. Так, творчество Чехова становится понятнее после того, как мы смотрим спектакль в театре. Театрализация подчас помогает более точно расставить акценты.

– Что вы делаете, если на уроке ученики совершенно провокационно ведут себя не так, как вы их направляете, не согласно тому тону, который вы задаете, дают ровно противоположное тому, что вы от них ждете?

– Театрализация вообще дело трудное. Когда мы проходили «Горе от ума», у меня в классе были три Софьи, три Молчалина, несколько Чацких, и я рассчитывала, что играть они будут не в унисон, ведь ученики-исполнители ролей – люди разные, с разными позициями, взглядами, со своими оценками героев. Но это и интересно, дети видят, что не нужны штампы, но в результате понимают, что у этого произведения есть автор и, чтобы понять его замысел, нужно следовать за автором. Но они имеют право высказать свое мнение и отстаивать свою правоту.

И примитиву есть альтернатива

Лекция Галины Алексеевны была посвящена очень важной теме – преобладанию в нашей жизни стереотипов, которые делают наше отношение к жизни примитивным и одномерным.

О примитивизации жизни говорят нынче, по ее мнению, как об очень актуальной проблеме. Галина Черных связывает возникновение этой проблемы с тем, что современный человек живет в бурном потоке информации и, воспринимая ее за короткий срок, не всегда способен понять, как он к ней относится. Каждый день с экрана телевизоров, из радиодинамиков, с обложек глянцевых журналов подростку шепчут, поют, декларируют, говорят о том, каким должен быть современный человек, нас убеждают в том, что цель жизни (особенно для молодого человека) – стать успешным взрослым. Содержание этого стереотипа сводится к примитиву. Слушая радиопередачу или листая глянцевый журнал, мы убеждаемся, что успешность в наше время стала понятием весьма конкретным. Успешным человеком, говорят нам, может быть только тот, кто получил определенное образование в определенном вузе. Успешен тот, кто имеет определенную, престижную по современным меркам работу и притом высокооплачиваемую. Успешный человек имеет внешние знаки успешности, он носит одежду определенных домов моделей, он имеет машину определенной марки, живет в доме тоже в определенном месте. Молодой человек с еще не сформированными нравственными идеалами, не имеющий стройной мировоззренческой системы, не способен противостоять напору искусственно созданных стереотипов, часто продиктованных коммерческими интересами или идеологическими соображениями. Будучи в растерянности, он принимает это искусственно созданное клише за истинное и примитивизируется. Он начинает считать, что цель его жизни должна быть узкопрагматичной, у него главным становится желание быть богатым и успешным, привлекательным в глазах тех окружающих людей, которые тоже приняли все это на веру. А другая группа молодых людей, соотнеся себя с теми стереотипами, которые выдвинуты, и не находя в себе соответствия, получает огромное количество комплексов. Если мы посмотрим на медицинскую статистику, то увидим, что это большое количество комплексов переходит в депрессии, и иногда эти депрессии заканчиваются самым страшным – трагическим уходом из жизни. В ракурсе этой проблемы мне кажется, что уроки литературы уникальны. Во-первых, они позволяют молодому человеку заглянуть в себя, наладить контакт с собственным «я», сформировать нравственный облик, опираясь на тот замечательный, многовековой, проверенный временем опыт, который аккумулируется в методологической литературе. Не случайно Ясупаро Кавабати, японский писатель, получивший Нобелевскую премию в 1968 году, назвал наследие прошлого и классическую литературу «средой обитания души».

Как примитивно мы живем,

О чем мы, Господи, мечтаем,

Что слушаем, о чем поем,

Что на ночь с радостью читаем?

Все детективы на уме,

И «мерседесы» у подъезда,

Особняки, манто, лавэ,

И заграничные поездки.

А чтоб творить и чтоб мечтать,

Давно уже известно миру,

Творцу полезно голодать

И вовсе не иметь квартиры.

За модой не гоняться впрок

И рубище примерить как-то.

На бедность даст себе зарок,

И вот уже талантлив автор.

Не примитивен, бомжеват,

И точно знает: сила духа

Такое сможет поддержать,

Что всем известно лишь по слухам.

ТВ противное кричит,

Что нынче быть богатым нужно,

И глянцевый журнал твердит,

Что счастию мешает служба,

Что только бизнес нас спасет,

А вовсе не любовь к Отчизне.

Герои времени подчас

Олигархически богаты,

Но все равно иду я в класс –

Ума палату.

Литература – на века,

Как избавление и вера,

Дающие наверняка

Свои примеры.

И если роль сыграл свою

В родном ты классе,

Я гимн твоей судьбе пою –

Всегда прекрасной!

Виктория МОЛОДЦОВА

Фото и эпиграмма автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте