Неспокойное время социальных преобразований вскрыло проблемы, связанные с духовной жизнью общества. Налицо дефицит милосердия и взаимопонимания между людьми. Среди представлений детей о милосердном отношении человека к человеку особо значимы знания об эмоциональных реакциях людей на внимание, доброту, дружбу. В какую бы эпоху мы ни жили, эти нравственные понятия для человека будут важны. Эту мысль подтвердили мои ученики, размышляя на тему “Урок нового тысячелетия” в своих сочинениях. Они видят в новом веке школу обновленной, компьютеризированной по последнему слову техники, с роботами-помощниками для учителя, с зоологическими уголками. В то же время они мечтают об атмосфере любви, дружбы, взаимопонимания между людьми, мире на планете.
Поэтому идея моего урока звучит – жизнь в согласии с самим собой и другими людьми, а тема – “Мой класс – мои друзья”.
Урок построен по форме мастерской творческого письма с использованием коллективных способов обучения (работа в группах), направленных на развитие самостоятельной мысли, познавательных интересов, активизацию творческих возможностей, и технологии “критического мышления”, состоящей из трех фаз. Первая фаза – фаза вызова – предназначена для воссоздания всего того, что ученик знает по теме. На второй фазе ребенок вступает в контакт с новой информацией или с новыми идеями. На третьей фазе ребята закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления в связи с новой информацией.
В качестве приема работы технологии критического мышления был использован синквейн, который представляет собой краткое выражение того, что было предметом изучения и используется на стадии рефлексии.
Использование игровой деятельности и организация взаимоотношений детей в такой деятельности создают реальную возможность для воспитания дружбы. В моем уроке такой игрой является “Связующая нить”.
Я думаю, что после урока дети увидят себя и своих товарищей по-другому, узнают то, чего не знали раньше, станут чуточку добрее, внимательнее друг к другу, будут учиться и жить в согласии с другими людьми и с самим собой.
Цели урока: развитие образной, выразительной речи; обогащение словарного запаса ученика; воспитание милосердия и доброго отношения друг к другу; формирование навыков совместной деятельности.
Ход урока
I. Звучит “Песня о дружбе”.
Друг в беде не бросит,
Ни о чем не спросит,
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
Кто понял, о чем эта песня? Подумайте и нарисуйте дружбу, используя цветные карандаши. Какой цвет у вас преобладает, почему вы выбрали такой цвет?
II. Обсуждение задания в группах: “Продолжи фразу”. (Дети сидят по группам, в каждой группе 5 учеников).
Обсудите в своей группе и продолжите фразу: “Дружба – это…”. Самую красивую фразу напишите на альбомном листке и подарите всему классу. (Учитель вывешивает фразы-подарки на доску). А в толковом словаре о дружбе написано так: отношения между кем-либо, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.
Какое объяснение вам больше нравится, почему?
III. Работа над пословицами о дружбе.
Как вы думаете, в новом тысячелетии исчезнет дружба, может быть, люди обойдутся и без нее? Обсудите этот вопрос в группе. К какому выводу вы пришли?
Действительно, дружба необходима каждому человеку вчера, сегодня, завтра и еще сотни лет. Этому пример – народное творчество: пословицы и поговорки, созданные сотни лет назад.
Соберите пословицы из частей.
Первые половинки пословиц:
Без друга…
Верному другу…
Друг…
Без друга жить…
Для хорошего друга…
Вторые половинки пословиц:
познается в беде;
самому себе постылым быть;
в жизни туго;
не жаль ни хлеба, ни досуга;
цены нет.
Выберите понравившуюся пословицу, как вы ее поняли?
IV. Сочинение синквейна о дружбе.
Теперь вы сами попробуйте сочинить стихотворение о дружбе. Пример учителя:
Дружба.
Необходимая, важная, нужная.
Помогает, утешает, развивает.
Смысл жизни – Верность!
“Авторское кресло” – озвучивание синквейна по желанию ребят.
V. Иногда случается, что люди живут вместе, работают, учатся, а друг друга плохо знают, слова доброго друг о друге сказать не могут. А как у вас? Давайте проверим.
Нарисуйте свой портрет в центре солнышка, потом передавайте друг другу свои портреты, а дети на солнечных лучиках напишут только добрые слова о вас. Например, такие: хорошая подруга, добрая, вежливая, скромная, умная, красивая.
VI. Написание ассоциативного ряда.
Закройте глаза, подумайте, представьте, какие слова возникают у вас в душе, когда вы слышите слово “друг”. Откройте глаза и запишите ассоциативный ряд к слову друг. Прочитайте.
VII. Сочинение “Я – глазами одноклассников”.
Пришло время написать сочинение, только писать вы его будете не в своей тетради, а в тетради своего товарища и не о себе, а о нем. Поменяйтесь тетрадями и приступайте к работе.
IX. Чтение сочинений по желанию.
X. Игра “Связующая нить”.
В конце урока я хочу провести игру. Дети сидят, передают друг другу клубок ниток так, чтобы каждый взялся за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что дети сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.
После того, как дети сказали свои пожелания, натягивается нить, закрываются глаза, ученики представляют, что они составляют целое, что каждый из них важен и значим в этом целом мире.
XI. Подведение итогов. Обмен впечатлениями об уроке.
Галина ЧЕРНЫХ,
учитель начальных классов.
Санкт-Петербург
Комментарии