search
main
0

Связь поколений

В скульптурной композиции, посвященной учителям, есть секретное послание

В Год педагога и наставника педагогическое сообщество Ленинградской области стало свидетелем настоящего исторического события. В октябре в Гатчине прошла торжественная церемония открытия скульптурной композиции, посвященной педагогам. «Связь поколений. Ленинградский учитель» – таков замысел скульптора Арутюна Акобяна, объединившего две эпохи: мэтр и молодая учительница символично сидят на скамье и беседуют.

 

Автор работы скромен и немногословен. По его словам, «сложность заключалась в том, чтобы сочетать разные эпохи, – это трудная задача для скульптора». Продолжая разговор, Арутюн Акобян выражает надежду, что воплотить замысел получилось.

– И еще, – говорит он, – в композиции есть секретное послание. Думаю, что каждый педагог его сможет распознать.

На протяжении всего времени воплощения своего замысла он держал связь с педагогами. Мне тоже посчастливилось быть причастной к общему замыслу взаимодействия между педагогическим сообществом и подготовкой собирательного образа ленинградской учительницы. Композиция показалась очень интересной: она демонстрирует преемственность поколений и представляет собой диалог между великим педагогом и современной молодой учительницей, которая пришла получить рекомендации или совет перед уроком, а может, и услышать напутственные слова, которые станут для нее девизом в профессии. Ожидание итоговой работы, посвященной всем педагогам нашего региона, было радостным.

Предложение о создании на территории Ленинградской области скульптуры, посвященной педагогу, возникло в 2019 году, когда делегация Ассоциации и хора педагогов Ленинградской области была направлена Комитетом общего и профессионального образования на обучение в образовательный центр «Сириус». Тогда мы посетили памятник сочинскому учителю, открытый в 2008 году. Памятник, безусловно, посвящен всем учителям, работающим в регионе, но одна учительница воодушевила автора на его создание – Мария Арсеньевна Быкова, открывшая в XIX веке на собственные средства первую школу в Сочинском округе.

Поэтому из «Сириуса» мы вернулись с инициативой создания и в нашем регионе композиции для педагогов, которую поддержал губернатор Ленинградской области. Помню, как все эти годы мы с коллегами из ассоциации ждали ее воплощения. Мне повезло быть частью этого проекта и помогать в его реализации со стороны педагогического сообщества. А так как я переехала работать в Ленинградскую область из города Тулы, было радостно вдвойне, ведь Константин Дмитриевич Ушинский родился именно там. Безусловно, для нас открытие композиции – это событие историческое!

Ленинградская область тоже известна своими педагогами, которые долгие годы прославляют систему образования региона, служат своей профессии и ее главной составляющей – ученикам. Мы помним, как в военные годы часть Ленинградской области переживала блокаду, а учителя самоотверженно работали в школах, при строительстве оборонительных сооружений, на полевых работах – помогали отстоять Ленинград. Недавно, во время пандемии, педагогам пришлось быстро перестраивать работу и осваивать дистанционные технологии, чтобы продолжать учебный процесс в школах.

Все это наша история, история наших учителей, которые в век доступности и популярности информационных технологий, наличия более высокооплачиваемых должностей идут работать в школу по призванию. Наша профессия вне времени, а труд востребован и необходим. Согласитесь, память и дух времени нельзя зафиксировать только с помощью фотографий. В последние годы престиж нашей профессии растет: повысился конкурс среди абитуриентов в вузах на педагогические специальности, молодые учителя приходят работать в школы, мы видим популярность конкурсного движения «Учитель года». Открываются памятники, посвященные учителям, во многих городах, путешествуя, наша делегация обязательно возлагает цветы к каждому из них.

Денис Игоревич Рочев, председатель нашей Ассоциации педагогов Ленинградской области, живущий в Гатчине, комментирует образ скульптурной композиции:

– Как правило, памятник, посвященный педагогу, отражает образ женщины, одиночно стоящей или окруженной детьми. Нам очень хотелось, чтобы скульптурная композиция ленинградского учителя отражала как историческую преемственность между поколениями, так и традиции в педагогическом сообществе. Поэтому образ Ушинского, беседующего с современной учительницей, говорит о том, что связь поколений существует и поддерживается. Кроме того, на лацкане пиджака героини значок с изображением пеликана, который с давних времен был символом педагогической профессии, а в наше время еще и ассоциируется с конкурсом профессионального мастерства «Учитель года России». Это прямая отсылка к тому, что в Ленинградской области живут и работают победители, лауреаты и финалисты конкурса, что движение развито и имеет большое значение не только для профессионального становления педагога, но и для повышения его квалификации и самосовершенствования.

Среди тех, кого тоже можно считать прототипом современного учителя в скульптурной композиции «Связь поколений. Ленинградский учитель», абсолютный победитель конкурса 2002 года Игорь Борисович Смирнов, победитель конкурса 2014 года Денис Игоревич Рочев, лауреаты конкурса Виктор Яковлевич Башмаков (1994), Надежда Алексеевна Новикова (1995), Евгений Николаевич Травин (2000), Татьяна Болеславовна Юрко (2011), Иван Иванович Хеорхе (2020), Мария Александровна Тимченко (2021), Павел Сергеевич Гурьянов (2023).

Нам, жителям Ленинградской области, выпала большая честь прикоснуться к истории таким образом, ведь Константин Дмитриевич Ушинский, великий педагог, работал в гатчинском сиротском приюте в 1854‑1859 годах. Его имя носит и Гатчинский педагогический колледж. Ныне названа в его честь гимназия, в которой работают два учителя из нашей ассоциации: Виктор Леонидович Иванов, учитель математики и обществознания, победитель конкурса «Флагманы образования. Студенты», и Иван Иванович Хеорхе, учитель истории и обществознания. Иван Иванович поделился своими впечатлениями:

– В Гатчине находится живописный Приоратский парк. Именно там, среди рощ и полей, в наш профессиональный праздник, День учителя, состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, посвященной ленинградскому педагогу. Это знаковое событие стало результатом сотрудничества регионального правительства, местных властей Гатчины и Ассоциации педагогов Ленинградской области. В Год педагога и наставника представляется как никогда важным принять все меры по повышению престижа нашей профессии. Создание скульптурной композиции – одно из важных решений руководителей региона, который будет способствовать достижению этой цели. Новая скульптура станет центром притяжения гостей и жителей нашего региона.

Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России, выбран не случайно, ведь в этом году мы отмечаем двухсотлетие со дня его рождения. Его труды имеют весомое значение для всей отечественной педагогики, именно К.Д.Ушинский придавал огромное значение систематическому обучению учащихся логике мышления. Блестящим примером разъяснения детям логических приемов и категорий является его труд «Первые уроки логики», в котором в популярной форме излагаются основные понятия и правила логики. Его педагогические идеи отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Недавно вернувшийся с конкурса «Учитель года России»-2023 Павел Сергеевич Гурьянов при подготовке изучал труды великого педагога и тоже поделился впечатлениями:

– Ушинский является классиком педагогики, его труды удивительным образом предсказывают те реалии современного образования, с которыми сталкивается каждый учитель. Гуманная педагогика Константина Дмитриевича находит свое отражение в современных подходах в образовании и становится путеводной звездой для всех, кто старается воспитать новое поколение россиян с устойчивыми нравственными ориентирами и мощным багажом знаний. Теперь любой ленинградский педагог может сесть рядом на скамью и в очередной раз убедиться, что его труд ценят, что все его старания не напрасны, что всегда есть к чему стремиться.

Скульптурная композиция уникальна еще и тем, что она контактна. Гуляя по Приоратскому парку, можно подойти, присесть и сфотографироваться. Мы уверены, что сюда за памятным фото будут приходить и школьники, и студенты.

Выражаем огромную благодарность всем, кто помог в реализации проекта. Для нас это, безусловно, историческое событие, и мы надеемся, что это место станет не только ярким украшением города, но и центром притяжения туристов.

 

Мария ТИМЧЕНКО, лауреат конкурса «Учитель года России»-2021, Гатчина, Ленинградская область, фото автора

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте