Не сохранение пепла, а поддержание огня.
Жан Жорес
Этот праздник имеет, можно сказать, российские корни. В 1977 году на 11‑й конференции Международного совета музеев, проходившей в Москве, праздничную дату предложила учредить Ирина Антонова – директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В этом году Ирине Александровне исполнилось бы 100 лет. Музеи в России играют значительную роль со времен кунсткамеры Петра I. Неоценимый вклад в популяризацию культуры внесли известные музейщики Михаил Пиотровский, Семен Гейченко, Ирина Антонова, Ольга Свиблова, их имена знают и чтут в нашем обществе.
Можно сказать, музей – территория, на которой происходит встреча поколений. Музеи служат посредниками между современным человеком и всем, что создано человечеством на протяжении веков. Сохранение опыта, обмен знаниями, поиск взаимопонимания – все это задачи музейной деятельности.
В школе №1528 музеи представляют широкий спектр интересов:
– военно-патриотический музей боевой славы 316‑й стрелковой дивизии имени И.В.Панфилова – имя И.В.Панфилова носит наша школа;
– литературно-краеведческий музей имени О.В.Беликова, писателя, общественного деятеля и нашего земляка;
– музей истории города «Первые строители Зеленограда»;
– музей боевой и трудовой славы «История поколений»;
– музей истории и культуры русского быта «Светец».
Часто слышишь от ребенка: «А это настоящее? Можно подержать?» Да, можно. В школьном музее можно и нужно взять в руки экспонат. Если во взрослом музее интерактивность желательна, то в школьном – обязательна.
Сегодня важной формой взаимодействия наших учащихся с музейным миром стала проектная деятельность. Проектная деятельность, организуемая в рамках музейных занятий, – это настоящее научное исследование. Открытие может быть сделано в рамках индивидуальной работы или работы ученического коллектива, от этого его значимость не уменьшится. В современной школе делается ставка на персонификацию образования. Знание для всех, но каждый имеет возможность усвоить его по-разному, может быть, даже тактильно, через музейный экспонат. Расскажу об одном таком проекте.
Лапоть. Кто не слышал об этой популярной на Руси обуви! Именно лапоть стал объектом весьма увлекательного ученического исследования. Вот только в музее ребята не просто созерцали этот экспонат, им пришлось добывать знания: к примеру, материал для лаптя – это лыко, но из каких видов растений драли лыко и в чем особенность их строения? Мало узнать о быте и укладе жизни русского крестьянина, намного интереснее самому освоить технику плетения лаптя и постичь секреты непростого искусства ношения этой части народного костюма. А сколько пословиц и поговорок родного языка стали наконец понятны в результате знакомства с лаптем: «не лыком шиты», «не всякое лыко в строку». А еще открылся смысл выражения «лапотная Россия». Оказывается, оно совсем не оскорбительно для жителя преимущественно аграрной страны. В результате проектной работы ребята получили новые и расширили уже имеющиеся знания в области биологии, истории, географии, экономики. Одновременно с этим решались коммуникативные и воспитательные задачи: умение ставить цель, работать в коллективе, делать выводы, выступать перед ровесниками. Но главное, что через этот предмет и взаимодействие с ним ребята ощутили связь с далекими предками и смогли проникнуться гордостью за прошлое своей земли. Ведь мы наследники не только Пушкина и Чайковского, но и миллионов крестьян, простых тружеников.
Наш город построен на героической земле, хранящей память о защитниках столицы. Здесь в 1941 году остановили гитлеровцев, рвавшихся к Москве, из этой земли в 1966 году был взят прах неизвестного солдата и перезахоронен у Кремлевской стены. В первые годы строительства Зеленограда наскоро захороненные останки солдат были найдены детворой, какое-то время хранились в школьном музее, затем были перенесены в братскую могилу на 41‑м километре Ленинградского шоссе.
Одним из музеев нашего комплекса долгие годы руководил Борис Васильевич Ларин. Девятилетним мальчиком он стал свидетелем и участником боев и всю жизнь посвятил популяризации подвига наших солдат: при помощи уникальных макетов он воссоздал моменты сражения у деревни Крюково и своего родного Матушкино. Сегодня макеты-инсталляции Бориса Васильевича экспонируются в трех городских музеях, в том числе городском краеведческом.
В этом году в начале декабря мы, отмечая 80‑летие московского ополчения 1941 года, говорили о воинах-добровольцах. Готовились к этому празднованию долго всей школой. Художественная студия для оформления зала создавала плакаты военного времени. На музыкальных занятиях ребята разучивали песни об ополченцах, песни Булата Окуджавы. Родители помогли записать аккомпанемент на гитаре. Сценарий большого общешкольного мероприятия был построен вокруг тоненькой книжки – реликвии нашего музея. Она называется «Героическая Москва». Это сборник статей, изданных в осажденном городе осенью 1941 года, когда итог сражения за столицу еще не был известен. Ребята из театральной студии держали ветхую книжку в руках, читали стихи и строки статей того времени. Атмосфера была необыкновенной. Это был живой диалог поколений.
Предметный мир музеев помогает школьнику раскрыть свой потенциал, каждый найдет здесь что-то для себя. Мне нравится высказывание: «Умный человек приходит в музей за знаниями, а талантливый – за вдохновением». Потребность в творчестве свойственна детскому возрасту и периоду взросления. Музейные занятия предоставляют такую возможность. Ведь школьные музеи сегодня – это еще и настоящие творческие мастерские. Что может быть увлекательнее, чем самому сделать игрушку?! Сделать ее так, как это делали в старину, используя традиционные технологии. А потом принести частицу прошлого домой и поделиться открытием с близкими.
Именно так проходят занятия в музее народного быта «Светец». На занятиях кружка ребята изготавливают народную куклу в старинной технике «мотанка» и параллельно узнают о реалиях семейного уклада на Руси, примеряют правила прежней жизни к сегодняшней. Процесс творчества приносит детям удовлетворение, радость самостоятельного открытия. Очень важно, чтобы полученные знания были эмоционально окрашены. Тогда они будут не только усвоены, но и присвоены юной личностью. И традиции будут жить, а связь между поколениями не прервется. «Традиция – это не сохранение пепла, а поддержание огня», – написано у входа в наш музей.
Музеи, взрослые и школьные, – хранители памяти, здесь прошлое говорит с настоящим особым предметным языком. В школьном музее этот диалог организует и наполняет содержанием учитель, музейный педагог. Часто именно усилиями педагогов-энтузиастов создаются музейные коллекции, благодаря их энергии существуют.
В преддверии Дня музеев я хочу пожелать коллегам-музейщикам творческого горения, возможности реализовать личный потенциал и потенциал своих воспитанников.
Елена АНГЕЛИНА, педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея школы №1528 имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова
Комментарии