Многие тысячи детей в нашей стране лишены домашнего очага, внимания и заботы родителей. Их положение можно назвать угрожающим, а состояние здоровья – близким к критическому, в подростковой среде растет число преступников, снизился образовательный уровень. Федеральная власть не первый год остро ставит вопрос о борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей и подростков, однако проблема далека от решения. В этих условиях отнюдь не “сытая” армия не сочла возможным оставаться равнодушной к вопиющим проблемам подрастающих россиян. Опыт работы с детьми и подростками накоплен немалый. В частях и гарнизонах действуют детские клубы по интересам, военно-прикладные и спортивные секции, нештатные военно-музыкальные школы. В них обездоленные дети получают возможность вырваться из пут социальной безысходности, обретают чувство уверенности в завтрашнем дне, готовятся к самостоятельной жизни. Немало из них благодаря наставникам-энтузиастам в погонах выбирают достойную судьбу ратного служения Отечеству.
Наш рассказ об одной из таких школ, в которой не на словах, а на деле проявляют заботу о детях.
Школа воспитанников при оркестре штаба Сибирского военного округа существует давно. В ней учатся дети из различных уголков Забайкалья и Иркутской области, в основном из неблагополучных семей, а также оставшиеся без родителей. По-разному складывалась их жизнь, разные пути привели их в эту школу, но объединяет их, говоря песенной строкой, святая к музыке любовь. Хотя эта любовь к музыке дается им не так уж просто. Ведь некоторые из ребят, прежде чем попасть в школу, духовых музыкальных инструментов, что называется, в глаза не видели, многие даже не слышали и о нотах. Но, как говорится, было бы желание, а терпение и труд все перетрут.
Конечно, иногда обучение приходится начинать с азов. Но через некоторое время ребята наравне с музыкантами оркестра участвуют в гарнизонных мероприятиях. А развить музыкальные способности и таланты им помогают опытные педагоги-наставники, хорошие музыканты. Под их руководством мальчики узнают, что каждый духовой инструмент, будь то флейта, валторна или труба, требует к себе особого и вдумчивого отношения.
Живут юные музыканты в чистой и светлой казарме, питаются в солдатской столовой, носят форменную одежду, словом, пользуются всеми, говоря армейским языком, нормами довольствия, правами и льготами солдат срочной службы, отношения с которыми складываются, можно сказать, по-братски. А это немаловажно, так как наряду с обучением музыке ребятишки привыкают к армейской жизни и быту.
Особенный день в оркестре – день, когда воспитанники сдают зачет по игре на инструменте. Белоснежные форменные рубашки и тщательно отглаженные брюки наглядно показывали, что ребята уже неплохо усвоили истину: военный музыкант всегда должен выглядеть, что называется, на “пять с плюсом”. Конечно же, при сдаче зачета ребята немного волновались, что вполне объяснимо. Ведь в зале собрались все музыканты оркестра, а председателем строгого жюри был начальник оркестровой службы округа, заслуженный артист Республики Бурятия подполковник Олег Потапов.
В этот день в студии звучали и флейта, и труба, и кларнет, и скрипка. На ней играл Сергей Сопин. В свои пятнадцать лет ему немало пришлось пережить. После смерти отца мама Сергея была лишена родительских прав. По совету знакомых бабушка привела его в школу, так как у мальчика неплохие музыкальные способности, да и военным он мечтал стать с детства.
Теперь оркестр стал для Сережи родным домом. Конечно, не все идет гладко, ведь много времени нужно уделять и общеобразовательной школе, да и возраст у парня сейчас “трудный”. Но самое главное – Сергею, как и всем остальным ребятам, несмотря на жесткую армейскую дисциплину и довольно высокие требования к воспитанникам, здесь очень нравится. Очевидно, от того, что чувствуют ребятишки себя в армейском строю отнюдь не лишними, постоянно ощущают заботу и внимание к себе. А главное – они заняты настоящим, серьезным делом. Не потому ли желающих стать воспитанниками оркестра – хоть отбавляй?
Обо всех своих подопечных, а их сейчас тридцать, подполковник Олег Потапов отзывается с большой теплотой:
– Мы, конечно же, жалеем ребят, иногда даем поспать подольше, обеспечиваем им хоть небольшое дополнительное питание и помним о том, что это все-таки дети, которым порой хочется порезвиться. Но в то же время стараемся, чтобы они росли как военные музыканты.
Работа с детьми нелегка, не всегда благодатна, может быть, поэтому не во всех военных оркестрах есть воспитанники. Но Олег Иванович – выходец из такой же школы музыкантских воспитанников, видит в ней перспективу, лицо оркестра и, конечно же, его подрастающий резерв. Впрочем, здесь не придерживаются убеждения, что растят только лишь музыкантов. Есть примеры, когда, повзрослев, ребята поступали в авиационно-технические или командные училища, стали офицерами и достойно служат. Но сохранивших верность музыке, вполне естественно, больше.
Пройдет несколько лет, и сегодняшние питомцы школы воспитанников при оркестре штаба Сибирского военного округа, повзрослев, пойдут каждый своим путем. Кто-то останется служить в оркестре, кто-то продолжит учебу. Но все они с благодарностью будут вспоминать своих наставников, которые дали им путевку во взрослую жизнь. И все они сохранят на всю жизнь святую к музыке любовь…
Елена МАТРОСОВА
Комментарии