Многие люди старшего поколения с удовольствием слушают песни своей молодости «Стоят девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят…», «Жил да был черный кот за углом, и кота ненавидел весь дом…» и другие. Вот только услышать эти песни в живом исполнении удается все реже и реже, хотя выбор исполнителей в стране велик, как никогда.
Студентки колледжа сферы услуг №44, желающие попробовать свои силы на сцене, приходят в девичий вокальный ансамбль «Калинушка», в репертуаре которого бережно сохраняют и народные, и эстрадные песни советского периода. Можно сказать, оригинальное направление творчества во времена разгула рэпа, рока и хип-хопа, но не «Рамштайном» единым исчерпываются вкусы москвичей.История ансамбля начиналась в конце шестидесятых годов прошлого века. Однажды бывший военный летчик, ветеран Великой Отечественной войны, а в то время учитель русского языка, литературы и пения Вячеслав Сизов получил от директора только что открывшегося ПТУ-127 предложение поработать руководителем вновь создававшегося музыкального ансамбля учащихся системы профтехобразования. Сизов принадлежал к тому поколению, которое все делало по-народному основательно: работали по-настоящему, любили раз и навсегда, на войне умирали, чтобы победить и ценой своей жизни спасти других. Настоящий учитель должен быть подвижником, иначе не поверят бескомпромиссные ученики, которым в отличие от взрослых свойственно воспринимать мир без полутонов. Человек, прошедший войну, неоднократно в те годы смотревший смерти в глаза, в мирное время посвятил свою жизнь воспитанию подрастающего поколения, приобщению молодежи к прекрасному. Учитель сумел заразить учащихся своей искренней любовью к музыке в целом и к вокальному мастерству в частности. Ученики овладевали искусством пения самозабвенно, и уже через год после создания ансамбль отправился на свои первые международные (!) гастроли в Болгарию.По мере того как ребята заканчивали учебу и выходили во взрослый мир, менялся и состав ансамбля. В марте 1973 года ВИА был преобразован в девичий вокально-инструментальный ансамбль «Калинушка». В репертуаре новой группы были лирические, народные и патриотические песни советских композиторов. Всего через месяц после создания ансамбля молодые таланты заняли первое место на Всесоюзном конкурсе патриотической песни в Рязани, исполнив песню «Скажем нет войне», которую написали ученики Сизова Оля Петрова и Сергей Климанов. Головокружительный творческий взлет «Калинушки» был не случаен. Секрет успеха заключался в высоком профессионализме руководителя в сочетании с каждодневным трудом вокалисток и музыкантов. Зрители с восторгом приветствовали молодых симпатичных певуний.Следующий этап в развитии музыкального коллектива наступил летом 1976 года, когда в компании именитых мэтров советской эстрады «Калинушка» отправилась за океан, в Канаду, для поддержания боевого настроя наших спортсменов на Олимпийских играх в Монреале. Возможно, в победах спортсменов олимпийской сборной СССР, выраженных в десятках медалей различного достоинства, есть частица души и труда московских красавиц «Калинушки».Через год после Олимпиады 1976 года ансамбль съездил на гастроли в Финляндию, посетив с концертами более 15 финских городов. Всюду их мастерство было отмечено горячими аплодисментами суровых финнов, не жалевших ладоней ради настоящего искусства. Еще через год «Калинушку» ждал восторженный прием зрителей в Свердловске, где ансамбль стал лауреатом Всесоюзного конкурса ансамблей, подарив подпевающему зрительному залу отличное настроение: «А снег идет, а снег идет…».Менялся состав участниц, девчонки пели, зрители слушали и хлопали, работники культуры приглашали и приглашали для участия в концертах и смотрах, а годы шли. Коллектив, завоевавший признание слушателей, получил приглашение на выступление в культурной программе Московской Олимпиады 1980 года. И вновь молодежь не подвела. Выступили так убедительно, что в том же году ансамбль получил звание народного – высшую на тот момент оценку в области культуры, а его художественному руководителю Сизову было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».Воспитанники ансамбля уходили, но некоторые возвращались, обогащенные опытом собственной концертной деятельности и самостоятельной жизни на сцене. Например, тот же Сергей Климанов успел попробовать на вкус сольные выступления, создал в Сибири свой коллектив, пел, крутился как белка в колесе, благо его темперамент счастливо сочетал вежливую интеллигентность и творческую энергию, сродни той, что заключена в ядерном реакторе. Все было хорошо, интересно, публика принимала на ура, но частица сердца осталась в Москве, в плену у ансамбля «Калинушка». Оказалось, что годы не в силах стереть образ первой группы из памяти ни у Сергея, ни у его супруги, которая также пела в «Калинушке» и была воспитанницей Вячеслава Сизова. И когда первый учитель позвал своих любимых учеников, они оставили все личное и вернулись. В 1988 году Сизов передал руководство своим детищем ученикам, на которых можно было положиться и которые относились к музыке с тем же священным трепетом, что и он сам.Он не ошибся. В бурное время перемен, когда ломались жизненные устои, уничтожались стереотипы, появлялись новые имена исполнителей и направления творчества, когда низвергались былые кумиры, Сергей и Людмила Климановы берегли ту изюминку, которая отличала «Калинушку» от десятков «ласковых маев» и «татушек». Они не поддавались искушению покинуть ряды настоящих музыкантов, сеющих разумное, доброе, вечное и прививающих подросткам вкус к хорошим песням, и примкнуть к бесчисленному мяукающему эстрадному воинству, азартно «скирдующему зелень». А вокруг бушевало море околомузыкального бизнеса, гремела «фанера», плодились клоны популярных групп и исполнителей…Настоящее искусство пробивает себе дорогу к душам слушателей, несмотря на любые преграды. Главное, чтобы были люди, которые хранят рациональное зерно национальной культуры, чтобы оставались зрители, сердцем откликающиеся на исполнительское мастерство и помнящие концерты мэтров нашей эстрады. Вновь и вновь звучат песни Дунаевского, Мокроусова, Хренникова в исполнении солисток «Калинушки». Вновь пленяют слух зрителей народные песни, исполненные а капелла. Исполнительницы не только демонстрируют технику пения высокого класса, но и вкладывают всю душу в каждую песню, а на каждом концерте утопают в заслуженном бурном восторге аудитории.Как-то раз пригласили ансамбль «Калинушка» на музыкальный конкурс вузовских коллективов, чтобы поучиться исполнительскому мастерству. Выступают конкуренты одни за другими, поют. Наступает черед «Калинушки». Одну песню девушки спели, другую, третью: жюри в изумлении. А не фонограмма ли это была? И началось… А теперь спойте неполным составом. А теперь по очереди. А теперь уберите минусовку и пойте а капелла. Девушки поют, а члены жюри все поверить не могут, что певческая группа родом из среднего профессионального образования легко обходит в мастерстве ансамбли из профильных артистических и музыкальных вузов. Как так? Как такое возможно? Долго жюри совещалось, чтобы найти какой-нибудь неформат и не дать «Калинушке» первого места, и нашло… Одной из конкурсанток восемнадцати лет не исполнилось, а значит, ансамбль не имел права принимать участие в конкурсе. Ведь в условиях было ясно написано – «с восемнадцати лет».Особенно полезны выступления «Калинушки» для подростков. Они получают возможность прикоснуться к тем пластам культуры, которые были накоплены предыдущими поколениями. Пусть они даже толком не слушают каждую песню, но слуховая память остается в подсознании, а вкусы с возрастом имеют тенденцию к изменению. Как говорится, кто в молодости не увлекался роком, рэпом, хип-хопом, у того не хватало жизнелюбия, а кому в зрелом возрасте не полюбилась серьезная мелодичная музыка, тому не хватает разума. Память о музыкальном строе, услышанном на концертах «Калинушки», останется в подсознании слушателей, через годы молодые люди будут ассоциировать эти песни с собственной молодостью, полной надежд. По крайней мере некоторые из них. И это важная составная часть воспитательного процесса.Но существует и еще одна весомая воспитательная функция «Калинушки». Ансамбль – это добрая традиция, которой уже более 40 лет. Все эти годы «Калинушка» живет при учреждениях профессионального образования, принимая самое активное участие в воспитании нравственности. Наша страна бурлит десятилетиями. Одна реформа следует за другой, названия учреждений меняются с калейдоскопической скоростью, а «Калинушка» сохраняет свое название, свой стиль, изменяя свой репертуар в разумных пределах, не впадая в крайности и не забывая лучшее из прошлого. «Калинушка» представляет собой один из островков стабильности и преемственности культурного наследия, недаром руководитель ансамбля Сергей Климанов награжден почетным званием «Заслуженный деятель искусств России».За рубежом уже давно поняли, что фирмы и традиции, насчитывающие не одно десятилетие, ценность общенационального масштаба. Правительство Германии, например, ни за что не даст обанкротиться фирме, существующей 60-70 лет, потому что такая фирма олицетворяет преемственность экономического развития страны. Так и «Калинушка» колледжа сферы услуг №44, хоть и не распиарена в Интернете, но уже прочно вошла в число культурных традиций московского образования.Удивительная бывает в жизни магия чисел: 44-летний ансамбль «Калинушка» идет в будущее бок о бок с колледжем сферы услуг №44, которому после очередной реорганизации исполнился всего один годик. Колледж делает из вчерашних школьников специалистов, а ансамбль дарит им встречу с искусством и открывает перед талантами новые горизонты.
Комментарии