search
main
0

Священные родники. Их не забывают на Рязанщине

Наконец-то камень преткновения сдвинут. Летом этого года Президент России привел в соответствие Закон «Об образовании» с нормами Закона «О воинской обязанности и военной службе». Это значит, что основы военной подготовки станут для старшеклассников обязательными, хоть и останутся в курсе ОБЖ. В то же время правительством принят еще один важный документ – государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Хочется верить, что зерна упадут в благодатную почву, ведь во многих российских регионах в этом направлении успешная работа ведется уже давно.

Юные десантники и ратоборцы

На Рязанщине слово «патриотизм» – не пустой звук. В регионе широко распространен день открытых дверей. Школьники посещают воинские подразделения и военные училища, где им рассказывают об армейской службе и жизни солдат и курсантов. Рязанский институт развития образования (РИРО) готовит учебно-методическую литературу по призывной подготовке молодежи. Действуют военно-спортивные лагеря, такие как «Юный десантник», «Патриот», «Ратоборец», «Зарница», на базе которых проводятся соревнования «Школа безопасности», «Юный спасатель». Уроки мужества, военно-патриотические вечера, встречи с ветеранами, Дни воинской славы России стали крепкой традицией. Возрожден пост № 1 на площади Победы у Вечного огня, где рязанские школы № 7 и № 36 в Дни воинской славы несут Вахту памяти. На площади Костюшко у памятника воинам, погибшим в локальных конфликтах, тоже организована Вахта памяти.

Газета «Молодежная среда» и ее приложение «Рать Рязанская» освещают все направления деятельности по военно-патриотическому воспитанию в регионе. В течение девяти лет в Рязанской области проводится ежегодный смотр-конкурс по патриотическому воспитанию детей и молодежи, конкурс военной песни «Поклон тебе, солдат России», фестиваль «Салют, Победа». На высоком уровне поставлена школьная музейная работа.

Битва на Воже

Все это, конечно же, необходимо и полезно. Но патриотическое воспитание молодежи, на мой взгляд, это не только строевая и силовая подготовка, заучивание славных дат, умение разбирать, собирать автомат и метко стрелять из него. Любовь к Родине – это изучение древнейшей культуры своего народа, его истории, если хотите – возвращение к глубочайшим традициям, родникам далеких предков.

В середине августа на Рязанской земле прошел праздник, посвященный 627-летию победы русских войск на реке Воже. Его организаторами стали правительство Рязанской области, администрация муниципального образования «Рыбновский район», Управление культуры и массовых коммуникаций Рязанской области, Рыбновский районный отдел культуры, Управление по физической культуре и спорту, Управление по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области. В празднике приняли участие Рязанская областная федерация исторического фехтования, Рыбновский районный центр детско-юношеского туризма, культурно-этнографический центр «Старая Рязань». Программа была красочна и разнообразна – от ярмарки изделий народных умельцев и концерта фольклорных коллективов до исторических сцен: средневекового турнира по фехтованию и показательных выступлений исторических клубов из 12 регионов России. Кульминацией праздника стала инсценировка сражения.

…Подходим к лагерю из ярких шатров и палаток. Невольно захватывает дух – тебя словно переносит на шесть веков назад. У дымящихся костров – юноши и девушки в древнеславянских нарядах, древнерусские воины в кольчугах и латах, с мечами и копьями в руках. Седлаются кони. Кое-где раздаются ратные и обрядовые песни, старшие перед битвой напутствуют младших.

Чем же знаменательно сражение на небольшой извилистой Воже (некогда судоходной!), о котором в школьных учебниках истории если и упоминается, то в двух-трех словах? Кто-то скажет, что Куликовская битва, состоявшаяся всего двумя годами позднее, – в отечественной истории событие более весомое. Спорить не будем, лучше послушаем людей, которые досконально и не только по архивам изучали славные страницы далекого прошлого.

– В нескольких километрах от села Глебово Городище, где сейчас мы находимся, в 1378 году был дан первый решительный отпор монголо-татарам, – рассказывает преподаватель трудового обучения (технологии) рязанской школы №6, руководитель и воевода исторического клуба «Рось» Алексей Дубинин. – Здесь были наголову разбиты 10 тысяч тяжелых всадников темника Бегича, одного из лучших полководцев Мамая. Ордынцы впервые столкнулись не с крестьянским ополчением с серпами и вилами, а с регулярным, подготовленным русским войском. Чуть правее от нас – татарский лес, там до сих пор сохранились валы лагеря Бегича. Командовал русскими войсками воевода Боброк Волынский. Чем славна эта битва? На Воже русичи доказали, что их регулярное войско может справиться с тяжелой конницей ордынцев, которая считалась непобедимой. С технической точки зрения, здесь впервые были применены арбалеты, причем в массовом количестве. Они оказались эффективным средством борьбы с тяжелыми всадниками. Также были использованы мощные длинные копья с бунчуками (конскими хвостами), которые могли перехватывать летящие стрелы и ослаблять их ударную силу.

Ходим от шатра к шатру, знакомимся с «древнерусскими воинами». Многие из них прекрасно вооружены. Кажется, что ожил какой-то древний великий мастер и выковал мечи, щиты и кольчуги для современников. Но, как говорится, не боги горшки обжигают. Выяснилось, что основная часть ратных доспехов (а в свое время и холодного оружия) реконструирована мастером золотые руки Юрием Евлашиным, педагогом дополнительного образования детско-юношеского центра народных промыслов «Рязанский оберег». Юрий Анатольевич без малого четверть века отдал этому ремеслу. У него много заказов из Москвы, Тулы, Коломны, других городов России. У Евлашина есть молодой талантливый ученик Артем Фомин. Он целый год, готовясь к битве на Воже, под руководством наставника мастерил себе рыцарские доспехи.

Древнейшая культура

Чем больше общаемся, тем больше узнаем о «делах давно минувших дней» и начинаниях нынешних.

– В старину город Глебов был южной заставой, впоследствии он стал форпостом Вожской засечной черты, строившейся по указу Дмитрия Донского, – окунает нас в историю директор Рыбновского районного центра детско-юношеского туризма Сергей Новиков. – Это была глубокоэшелонированная оборона. Интересно, что последним воеводой Вожской засечной черты был князь Дмитрий Пожарский. Он повелел увековечить память о Вожской битве – вместо деревянной Успенской церкви построить каменную.

Археологи и Новиков со своими ребятами, чтобы уточнить место битвы, стирали в кровь руки, ископали в этих местах не одну пядь земли. Обнаружено, что засека строилась гораздо позже сражения – четырехкилометровый вал высотой шесть метров, двухметровой глубины ров. В середине вала – ворота, мощные, шириной более десяти метров. Рядом с Глебовым Городищем раскопки обнаружили древнейший город периметром триста метров на пятьсот с ранней славянской керамикой VIII-IX веков. Были найдены предметы быта древних вятичей, подвески, формы для литья, перстни, византийское стекло, открыто восемь новых археологических памятников.

– Славянская культура – одна из древнейших. В школьных учебниках, к сожалению, о ней сказано вскользь, – продолжает Новиков. – В них прошлись по самым верхушкам, поведали, что были князья Святослав, Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Александр Невский. Коснулись Ледового побоища и Куликовской битвы. Но самое главное – упущено, как жили славяне, как общались между собой, с соседними племенами. Славяне не были дикарями, у них было очень гармоничное отношение с окружающим миром. Сегодня это знать очень важно, ведь мы нещадно губим природу, находимся на грани гибели цивилизации.

Было бы глупо не признать, что славянская культура древнее христианства. Люди, всерьез занимающиеся археологией, краеведением, народными промыслами, историей и ее оживлением, считают, что подменять одну культуру другой несерьезно. Они не против христианства и не «неоязычники», как их небрежно называют некоторые. Алексей Дубинин, Сергей Новиков, директор детско-юношеского центра народных промыслов «Рязанский оберег» Ольга Шустина и другие специалисты в один голос говорят, что нельзя «играть и шутить» со славянской символикой. Это очень ответственно и в некотором смысле даже опасно. Славяне никогда ничего не делали походя, просто так. Каждый знак, жест, каждое слово, каждый символ соответствовали силам природы, с которыми они разговаривали. Общение с природой осуществлялось через праздники, быт, одежду, украшения, орнамент. Это есть наши корни, родники, о чем мы, к сожалению, забыли.

Неудивительно, что после таких незабываемых народных праздников рождаются новые стихи:

Между западом я и востоком

И стою на родном берегу.

Всей душой возвращаюсь

к истокам,

Ведь без них я прожить не могу.

Сердце слышит живое журчанье

Драгоценных святых родников,

Понимает причину молчанья

Позабытых славянских богов.

Я стою, околдованный воин,

Все прощаю друзьям и врагу.

Неужели я жить недостоин

На родимом своем берегу?!

Я стою, и тоскую, и плачу

По тем славным далеким годам.

Я славянскую душу, мой пращур,

Ни за что никому не продам.

Михаил БОНДАРЕВ, Рыбновский район, Рязанская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте