Примерная программа основного общего образования. Математика / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. Учебник: Математика. 5-й класс. Для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 33-е изд. – М.: Мнемозина, 2014. – 280 с.
Задачи: – расширить представление об изучаемой теме; – показать, как процентные отношения используются для сравнения величин; – развивать умения находить отношения чисел, записывать эти числа в виде десятичной дроби, обращать десятичную дробь в проценты, руководствуясь правилом; – развивать внимание, мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения; – прививать интерес к предмету.Планируемые результатыПредметные:- научатся находить отношения чисел, записывать эти числа в виде десятичной дроби, обращать десятичную дробь в проценты, руководствуясь инструкцией; – научатся определять истинность/ложность утверждений, находить процентные отношения при решении задач различного содержания;- научатся работать в рабочей тетради.Метапредметные:- регулятивные: формулируют учебную задачу урока, ориентируются в учебнике и рабочей тетради, контролируют собственную деятельность и деятельность партнера, осуществляют взаимопроверку и самопроверку, корректируют свои действия, оценивают себя; – познавательные: выделяют необходимую информацию, опираясь на различные источники; анализируют объекты, сравнивают их, структурируют знания, самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритм деятельности; – коммуникативные: слушают и понимают партнера, взаимно контролируют деятельность друг друга; проявляют уважение и сотрудничество.Личностные: – проявляют интерес к предмету, готовность и способность к саморазвитию;- несут ответственность за результаты своего труда.Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, в парах, фронтальная.Межпредметные связи: геометрия, история.Ход урокаI этап. Организационный момент Цель: активизация внимания.Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.Промежуточный контроль: наблюдение.II этап. Этап актуализации опорных знаний Учитель предлагает задания:1) Процент – это…2) Чтобы перейти от процентов к десятичной дроби, надо…3) Чтобы найти процент от числа, надо…4) Чтобы перейти от десятичной дроби к процентам, надо… 5) Чтобы найти число по его проценту, надо…6) Чтобы умножить десятичную дробь на 100, надо…7) Чтобы разделить десятичную дробь на 100, надо…Ученики соотносят задания с ответами:З) …перенести запятую на два знака вправо.Г) …сотая часть числа.Р) …число разделить на 100 и умножить на количество процентов.М) …перенести запятую на два знака влево.Е) …разделить на количество процентов и умножить на 100.И) …число разделить на количество процентов и умножить на 100.О) …умножить десятичную дробь на 100.Е) …разделить количество процентов на 100.Ответ: Героизм.Промежуточный контроль: проверка в парах.Для актуализации опорных знаний учитель предлагает задания из рабочей тетради.1. Записать числа в виде десятичных дробей и затем расшифровать слово (с. 118, №2). Ответ: Москва.2. Записать десятичные дроби в процентах и затем расшифровать слово (с. 118, №3):Ответ: Солдат.Учитель: Важнейшим событием Великой Отечественной войны стала великая битва под Москвой в 1941 году. Имя Героя войны – Солдат. III этап. Изучение нового материала Цель: Ознакомление учащихся с алгоритмом нахождения процента от общего числа.Учитель читает фрагмент «Кусочек хлеба» из книги В.М.Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»: «Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею».Задание ученикам: Подсчитать, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг. Работа в группах. Каждой группе выданы круги, квадраты: зеленые, желтые, синие (по 3 круга, по 3 квадрата).1-я группа – зеленые; 2-я группа – желтые; 3-я группа – синие. Выполняют задание. Переводят в проценты и закрашивают 1/2 часть круга и 1/2 часть квадрата. Переводят в проценты и закрашивают 1/4 часть круга и 1/4 часть квадрата. Переводят в проценты и закрашивают 1/8 часть круга и 1/8 часть квадрата. Переводят в проценты и закрашивают 1/16 часть круга и 1/16 часть квадрата. Промежуточный контроль: взаимопроверка.IV. Первичное закрепление знанийУчитель организует работу с учебником. Задачи по нахождению процентных отношений. №1582; №1583. Ученики осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах).Ответы: 90%; 120%, на 20%.Задача, в которой использованы цифры, отражающие численность войск и вооружения на начало Великой Отечественной войны и потери немецко-фашистских войск в битве под Москвой. Учитель: Подвиг Москвы в годы Великой Отечественной войны навсегда вошел в историю нашей Родины как символ беспримерного мужества, стойкости и героизма.Ученики дают ответы в процентах и ищут буквенные соответствия в таблице.Ответ: Люди.V этап. Закрепление изученного материалаУчитель: Советские люди, люди разных национальностей, встали на защиту своей Родины, в тылу трудились не покладая рук. Великая Отечественная война заставила перестроить всю работу промышленности, прежде всего черной металлургии, на обслуживание нужд фронта. Кузбасс не стал исключением. В суровых условиях кузнецкие металлурги держали перед Родиной экзамен на зрелость.Сообщение ученика Потоком шла на фронт Таштагольская руда, превращенная в танковую броню. Из стали, выплавленной на Кузнецком металлургическом комбинате (КМК) в военное время, можно было бы изготовить 100 млн снарядов, 50 тыс. тяжелых танков, 45 тыс. самолетов. 1/3 часть сырья для КМК поступала с Горно-Шорских рудников. Первые тонны Таштагольской железной руды были добыты и отправлены на КМК 3 июля 1941 года. Для нужд фронта и народного хозяйства за годы Великой Отечественной войны горняки Таштагольского рудника добыли 1 млн 620 тысяч тонн железной руды. За весь военный период южно-кузбасские рудники и Кузнецкий металлургический комбинат выдали треть чугуна и четверть стали и проката, производимых в стране.Учитель демонстрирует график производства чугуна, стали проката, ученики, используя данные графика, сравнивают цифры и факты, анализируют, обобщают, отвечают на вопросы:1. В каком году производство чугуна на Кузнецком металлургическом комбинате было наибольшим?2. Как изменилось производство стали в 1945 году по сравнению с 1941 годом?Ученики делают выводы.Учитель: Вы хорошо поработали в группах, а теперь пора каждому из вас поработать самостоятельно и применить свои знания, работая по вариантам.1-й вариант выполняет задание К-13 (№5) на с. 167. Число А на 25% больше числа В. Во сколько раз число А больше числа В? Ответ: в 1,25 раза.2-й вариант выполняет задание К-13 (№5) на с. 169. Число А в 5 раз больше числа В. На сколько процентов число А больше числа В? Ответ: на 400%.Учитель: Что нового сегодня узнали на уроке? Чему научились? Какая работа понравилась больше всего?Ученики отвечают на вопросы.VI. Домашнее задание Определить, какую часть составили бы самолеты, произведенные из кузбасской стали, от общего числа самолетов, если известно, что за годы войны на заводах произведено штурмовиков Ил-2 – 40000, истребителей конструкции Як – 37000, истребителей Ла-5 – 22000, фронтовых бомбардировщиков конструкции В.М.Петлякова – 11000, бомбардировщиков конструкции Илюшина – 6500, истребителей конструкции А.И.Микояна и М.И.Гуревича – 3500, бомбардировщиков Ту – 800.Ответ записать в процентах.VII. РефлексияУчитель: По всей территории нашей страны высятся памятники воинам, партизанам и подпольщикам, матерям и сестрам – тем, кто самоотверженно ковал в тылу священное оружие Победы. Весомый вклад в Победу внесли и наши земляки. Они героически трудились и сражались за Родину. Из 20000 ушедших на фронт таштагольцев около 8000 погибли в боях. Слава им всем! Вечная им память. (Минута молчания.) Спасибо вам, ребята, за урок. Ольга САФРОНЮК, учитель математики основной школы №6 города Таштагола Кемеровской области
Комментарии