search
main
0

Свою работу люблю, но мне мешает…

В октябре прошедшего года «Учительская газета» в рамках рубрики «Директорский клуб» объявила о начале своей новой акции. Мы обратились к директорам школ, детских домов и домов творчества с предложением написать письмо на тему «Свою работу люблю, но мне мешает…». Мы обещали опубликовать присланные письма и тем самым высветить круг проблем, которые не позволяют директору сделать его школу лучшей, а также привлечь специалистов федерального, областного, городского и районного уровней к решению этих проблем. Одним из первых откликнулся директор сельской школы из Сибири.

В школе работаю уже четверть века. Общий трудовой стаж, он же педагогический, – 38 лет. Проблемы сельской школы знаю не только из средств массовой информации.

Что же мешает нам сделать свою школу самым лучшим учреждением в нашем районе? Причин тут несколько. 75 лет стенам неказистого деревянного здания. Построенная в 30-х годах в районном центре как семилетняя в 64-м школа была разобрана и перевезена в наше село. В восьмидесятых годах подведен бетонный фундамент и перекрыта крыша, в конце восьмидесятых заменены пол и кровля. Стены сегодня держатся на обшивке с внутренней и наружной стороны. Там, где нет обшивки, живописным узором проглядывают ребра штукатурки.

Совхоз наш прекратил свою деятельность 10 лет назад. Поля заросли березняком и осинником. Скотные дворы, склады, мастерские, гаражи – все, как после войны, в руинах. Уменьшается число образованных сельских жителей. Не стало специалистов сельского хозяйства. Падает рождаемость. Растет преступность. Молодежь после вузов и армии в село не возвращается.

Нужна помощь. Но специалисты Министерства образования и науки помочь тут не смогут: не их проблемы. Депутаты могут, но только накануне выборов. Очередные выборы не скоро. Надежда на ученых тоже невелика. Что-то редко они в наших краях бывают. По крайней мере последние 25 лет я их тут не видел ни разу.

Если же не иронизировать, то для того, чтобы сделать мою школу лучшим учреждением района, надо, во-первых, построить красивое, удобное, теплое школьное здание. Во-вторых, заполучить молодых, энергичных, перспективных специалистов. В школе сегодня из 14 педагогов девять – пенсионеры. Ряд предметов ведут неспециалисты. Конечно, старый конь борозды не портит, но…

В-третьих, в сельской школе учителю мало платят. Поэтому кроме основной нагрузки он занимается личным подворьем, рыбной ловлей и другими видами заработка на жизнь. Один из моих учителей прямо так и сказал однажды после уроков: «Ну а теперь – на заработки!»

Денег нет, потому что сегодня введена подушевая система финансирования, причем начальную единицу – стоимость обучения одного ребенка – назначают сверху общую, а не для конкретной школы. Я составил проект сметы на новый год, исходя из насущных, самых минимальных потребностей школы, а экономист РУО берет за основу стоимость обучения одного ребенка.

Сельские основные малокомплектные школы обречены на закрытие. Сделать такую школу лучшим учреждением можно только одним способом – закрыть ее. Нет школы – нет проблемы. Если судить по деятельности в органах управления образованием, сегодня процесс в этом направлении пошел. Строят гаражи, интернаты, закупают школьные автобусы, создают школьные округа. Понятно, что выгоднее купить три автобуса и подвозить ребятишек в близлежащую районную школу, чем содержать сельскую. А ведь еще при советской власти был создан проект новой школы. Сегодня глава администрации обещает содействовать тому, чтобы в наших стенах был сделан «евроремонт». Обещание было, но ремонта нет.

В связи с этим у меня возникли вопросы:

1. Отремонтируют ли школу в следующем финансовом году?

2. Павловская школа – резерв предстоящей реструктуризации? Иначе говоря, пройдет немного времени, и к руинам бывшего сельскохозяйственного предприятия, которое было, кстати сказать, лучшим в районе, прибавятся развалины школьного здания?

Геннадий СТАЛЬНЫХ, директор Павловской основной общеобразовательной школы, Каргасокский район, Томская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте