В современных реалиях мы стали очень четко понимать, что мир оказался очень маленьким, все в этом мире взаимозависимо и взаимосвязано. И ответственность за этот мир лежит не на плечах огромного количества разнообразных социальных институтов, а на плечах каждого из нас.
А еще, как бы банально это ни звучало, нужно понимать, что главная и непреходящая ценность – это человек.
Мы проводили анкетирование педагогов и обучающихся, для того чтобы понять, как они относятся к произошедшим переменам, к новой образовательной ситуации, какие положительные и отрицательные стороны видят, какие выводы и уроки извлекают лично для себя.
Делали мы это дважды – в мае и декабре. Полгода назад в ответах респондентов, как взрослых, так и школьников, обучающихся 9‑11‑х классов, явственно сквозило состояние шока, превалировали негативное отношение к электронному и дистанционному образованию, отсутствие понимания, как и для чего оно может быть использовано в рамках обычной школьной жизни, а также надежда на пусть небыструю, но победу, на то, что все рассосется и станет, как прежде.
Безусловно, стоит делать поправку на общую неготовность к переходу на дистант, к отсутствию реальных инструментов и умений ими пользоваться, отсутствие каких-либо готовых и апробированных решений возникающих вопросов. И лето было впереди…
Проведя аналогичное анкетирование в декабре, мы получили абсолютно иной результат: более 80% респондентов обозначили в качестве положительного опыта дистанта овладение новыми технологиями и приемами обучения, расширение IT-компетенций.
Часть педагогов отметили, что такой формат обучения способствовал возникновению более доверительных отношений между учителем и обучающимися, пересмотру привычной структуры урока, разнообразию используемых форм, методов и инструментов работы.
Отдельно хочется отметить ответы о появлении дополнительного времени для самообразования, мобильности и развитии умения планировать. В качестве проблем дистанта примерно 45% педагогов отметили недостаток обратной связи, особенно при проведении контрольно-диагностических мероприятий, сложности с мотивацией обучающихся и реализацией практических работ. Однако многие педагоги делали пометку, что на самом деле и в очном режиме не всегда удается держать в поле зрения всех обучающихся, да и проблема мотивации к обучению также далеко не нова.
Педагоги отметили, что дистанционный режим работы способствовал развитию очень важных компетенций: уже упомянутой IT-грамотности, информационной компетенции, навыков тайм-менеджмента, приемов эффективной коммуникации.
Вопрос о возможностях применения дистанционных образовательных технологий, который вызвал затруднения у подавляющего большинства участников опроса в мае, в декабре звучал так: «Какие вопросы, связанные с дистанционным обучением, вам хотелось бы обсудить с коллегами?»
Не дали ответа или дали формальный ответ всего 5 человек, остальные ответы распределились по направлениям конкретных методов, форм и приемов работы, которые возможно использовать как в дистанционном, так и в очном формате, и тем, каковы вообще перспективы дистанционного обучения, обсуждением вариантов использования преимуществ дистанта в различных направлениях работы школы.
Незначительная часть педагогов были заинтересованы в обсуждении конкретных ситуаций, например, как аттестовать тех обучающихся, кто игнорирует дистанционные уроки, или как контролировать самостоятельность выполнения заданий обучающимися.
Какие выводы позволило сделать нам анкетирование? Во-первых, очевидное изменение отношения к формату дистанционного обучения, глубокий анализ особенностей работы в таком режиме, понимание и принятие преимуществ и сложностей дистанта.
Во-вторых, готовность педагогов к повышению квалификации, саморазвитию, ликвидации выявившихся профессиональных дефицитов. В-третьих, огромную потребность педагогов в общении, профессиональном диалоге. А самое главное, что мы увидели, – это то, что, как ни парадоксально, дистанционная работа сплотила педагогов.
Сама сложившаяся ситуация, по сути, поставила нас перед фактом, что в этот период учиться можно либо дистанционно, либо никак, и именно это помогло выйти из привычных моделей как обучения, так и взаимодействия внутри педагогического коллектива.
То есть стала отправной точкой трансформации корпоративной культуры школы, что особенно важно в современных условиях, когда, с одной стороны, для достижения высоких результатов образовательная организация должна работать именно как единая команда единомышленников, а с другой – помогает чувствовать себя частью этой большой единой и результативной школьной команды в период дистанционной работы.
Хотелось бы поделиться нашим опытом работы по поддержанию и развитию корпоративной культуры нашей школы, нашими формами и инструментами работы.
Наверное, в первую очередь пришло понимание вполне очевидной вещи: наша школа – педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители) – единое целое, важно не потерять это единство, а, наоборот, усилить и укрепить его. Поэтому наше утро (в том числе дистанционное) начинается с мотивирующего обращения руководителя.
Форма обращения может быть разной: пожелание доброго утра при входе, если в этот день директор находится в конкретном учебном корпусе, мотивирующее сообщение в школьном чате или на информационной панели. Важное значение имеет наличие у сотрудников всей актуальной и необходимой для работы информации. Это позволяет педагогам грамотно выстраивать диалог с обучающимися и их родителями, оперативно разрешать возникающие вопросы.
Поэтому вторым шагом к нашему единству понимания целей и задач стала регулярная новостная рассылка. Это и новые нормативные акты, и важные новости московской системы образования, анонсы различных интересных тематических мероприятий, информация о курсах повышения квалификации, семинарах и тренингах, внутришкольные новости, а также наши достижения.
Это не просто новостной дайджест. Вся полученная информация обязательно обсуждается в чатах зданий, членами которых являются представители административной команды, выступающие в роли модераторов. Так вырабатывается единое отношение к тем или иным вещам, формируются общие ценности, укрепляется понимание единых целей и задач работы.
В период дистанционной работы данная форма создавала эффект постоянного присутствия в гуще событий: педагоги чувствовали, что они работают вместе, несмотря на разделяющее их расстояние.
Каждый новый сотрудник школы имеет возможность быстро понять и принять наши ценности, цели и стиль работы. На протяжении уже четырех лет у нас существует традиция – встреча директора и административной команды с вновь принятыми сотрудниками.
Это своеобразное посвящение: мы знакомим своих новых коллег с жизнью нашей школы, ее достижениями и ценностями, традициями и правилами, затем коллеги выполняют определенные практико-ориентированные кейсовые задания, работая в группах.
В конце такой встречи, как правило, коллеги получают некий корпоративный сувенир – ручку, брелок, блокнот и т. п., а также «домашнее задание» – разработку индивидуального или группового педагогического проекта предложений для реализации в рамках нашей школы.
Предложения могут касаться организации образовательного процесса, интересных идей по обеспечению безопасности или даже по оформлению школьной инфраструктуры. Кстати говоря, предложенный два года назад проект тематических перемен мы успешно реализуем, и это привело к повышению мотивации в первую очередь младших школьников к учебе, а также к снижению травматизма.
Проект прошлого года по созданию единого корпоративного дизайна был начат во время весеннего режима повышенной готовности и продолжает реализовываться сейчас.
Специально для вновь принятых сотрудников в течение сентября проводятся тренинги, обучающие сессии, например, по работе в ЭЖД или мастер-классы по использованию определенного оборудования, тематические занятия в различных корпусах на оборудовании классов предпрофессионального обучения – инженерном, медицинском, практикум в виртуальном тире. Каждый наш сотрудник должен знать, какими ресурсами располагает школа, а лучшего учителя, чем практика, пока не придумали.
В мае проходит защита педагогических проектов, участвуют в которой не только новички, но и другие педагоги, представляющие свои наработки по индивидуальной теме методической работы. Такие сессии становятся площадками профессионального диалога, порождая интересные идеи и направления работы, формируют проблемно-творческие группы под реализацию предложенных проектов.
Конечно, в каждой образовательной организации регулярно проводятся педагогические советы. Хочется обратить внимание на необходимость их системности, а также практико-ориентированности. Традиционный августовский педагогический совет задает тематику работы на весь год. Он всегда проходит в активной форме – деловая игра, форсайт-сессия или дискуссионный клуб – и помогает не просто совместно сформулировать основные направления, цели и задачи работы педагогического коллектива на год, но и делает их реализацию личностно значимой для каждого педагога.
Так, начиная с малого, мы серьезно активизировали методическую работу, в частности систему взаимообучения.
Такого рода работа, и весьма результативная, ведется в нашей школе не первый год, но именно сейчас мы вышли на новый уровень, когда тематика методической работы, наших традиционных педагогических и методических советов, педагогических тандемов и ярмарок педагогических идей, методических марафонов идет снизу, от потребностей педагогов, а расписание мастер-классов по разнообразным приемам, методам работы, освоенных педагогами, регулярно обновляется.
Важнейшим структурирующим нашу работу элементом стал городской онлайн-педсовет. Это возможность выйти на новый уровень профессионального общения, совместное обсуждение действительно важных, неоднозначных и актуальных вопросов, напрямую не относящихся к обучению, но существенно на него влияющих.
Для нас городской педсовет – это еще и важный источник тематики и форм организации нашей внутренней работы, а также своеобразная линеечка, позволяющая оценить, а как организовано, как происходит у нас в сравнении с другими школами, что для нас типично, а что – уникально, что важно для всей системы московского образования. Такая информация помогает при проведении SWOT-анализа и способствует принятию правильных тактических и стратегических решений.
Опыт наших педагогических советов и тематических встреч показал, что для значительной части коллектива они стали копилкой идей, местом, где пути профессионального роста и развития только намечаются. Наши педагоги готовы к тому, что стратегию своего профессионального маршрута, точки приложения сил каждый сотрудник вырабатывает для себя сам, но в соответствии с нашими общими целями и задачами.
Формирование сплоченного коллектива – непростой процесс. Однако, как нам кажется, мы нашли работающие инструменты и механизмы корпоративной культуры, позволяющие выстроить взаимоотношения сотрудников, основанные на доверии, в которых каждый мотивирован командными целями.
Ключевым моментом здесь должно стать осознание каждым сотрудником, что он является ценным членом команды людей, приносящих миру пользу.
От школы в свою очередь требуется поддержка каждого сотрудника – от обеспечения необходимой техникой до вовлечения в проекты, помогающие профессиональному и личностному развитию.
В заключение хотелось бы сказать, что не стоит бояться перемен. Чаще всего они случаются именно в тот момент, когда необходимы. Важно, чтобы для решения новых задач были силы и желание. А они у нас есть!
Ирина ВОРОНОВА, директор школы №283; Владимир СИДЕНКО, заместитель директора по контролю качества образования школы №283; Александра ВОРОБЬЕВА, методист школы №283
Комментарии