Подготовка инженерных кадров стала сейчас одной из основных задач образования. Мы встретились с аналитиком Центра развития лидерства в образовании Высшей школы экономики, специалистом в проектировании образовательных программ Сергеем Павловичем Калашниковым, деканом Инженерной школы (факультета) Московского политехнического университета Андреем Александровичем Андрюшковым, старшим научным сотрудником отдела музейной педагогики Музея космонавтики Радиком Равкатовичем Махмутовым, президентом Федерации танко-модельного спорта Алексеем Анатольевичем Лызиным, проректором по развитию Московского государственного областного университета Павлом Давидовичем Рабиновичем.
Проектирование обученияСергей Калашников получил инженерное образование, имеет опыт работы на производстве, но большую часть своей профессиональной карьеры посвятил обучению, пройдя путь от руководителя кружка программирования, учителя информатики до директора школы. Сегодня он работает в Высшей школе экономики, занимается вопросами подготовки работников сферы образования.- Сергей Павлович, чем вас привлекает школа?- В 90-е годы школа сначала привлекла своей стабильностью, а потом тем, что она предоставила возможности для творчества, приложения своих инженерных, «системных» знаний и навыков. Сначала многое в школе вызывало у меня непонимание, несогласие. Особенно – несоответствие между школьным преподаванием предметов и тем, что на самом деле нужно в реальной жизни и профессии. Со временем меня сильно увлекла школьная действительность, в которой я, с одной стороны, был носителем иного, не «образованского» опыта, порой – противоречащего школьным устоям. С другой – мои и моих единомышленников «иные» взгляды и предложения помогли привнести в традиционную среду разные ноу-хау, позволившие школе «выстрелить» по ряду направлений. Например – в сфере дополнительного образования, ИКТ, позиционированию школы в сообществе. По отзывам выпускников, наша «образовательная машина» позволила многим профессионально определиться.- Сегодня вы профессионально занимаетесь проектированием обучения. Как, по вашему мнению, должна быть организована подготовка школьников, решивших посвятить себя инженерным профессиям?- Важно создать критическую массу школьников, коллег, родителей, разделяющих взгляды и подходы к образованию в школе. Необходимо насытить образовательную среду технологическими возможностями, привлечь к образованию реальных профессионалов, тех самых «иных настоящих», которые понимают, что будет с молодыми людьми после окончания школы и вуза. Школе необходимо выстраивать собственную образовательную программу, которая будет «программировать» движение ученика к будущей профессии, сделать так, чтобы не предметный результат был в главном фокусе внимания, а «общепрограммный» – надо проектировать образовательные результаты и ключевые образовательные события, с большой долей вероятности приводящие к освоению будущих профессиональных компетенций. Один из «рецептов» – выстроить уже в школе систему проб инженерных профессий по системе полного инженерного цикла. От замысла изделия, затем его проектирования – до производства конкретного «осязаемого» продукта. Включая предложение себя потенциальному работодателю. Это важно делать сразу по-настоящему. Желательно – в разновозрастном коллективе, «примеряя» различные профессиональные роли в группе. И делать это при непосредственном участии реальных профессиональных специалистов, технических решений, лабораторий, производств.Методология развитияАндрей Андрюшков получил философское образование, защитил диссертацию по политической философии П.А.Флоренского. С 1993 года работает в команде профессора Ю.В.Громыко, занимаясь развитием образования, интеграцией новых форм инженерного высшего образования и работой с детьми, проявившими особые способности к научно-техническому творчеству. На сегодняшний день работает в Московском политехническом университете.- Андрей Александрович, как вы стали деканом Инженерной школы (факультета) Московского политехнического университета?- Московскому политеху, как и любому другому инженерному вузу России, нужно идти в школы и готовить своих абитуриентов с 8-го класса, как минимум. Будущие инженеры – люди, желающие связать свою жизнь с творчеством создания нового технологического мира. А для этого надо показывать профессию в деле. Вот поэтому появилась Инженерная школа как факультет, занимающийся исключительно школьниками. Я ращу со своими коллегами новое поколение. Очень люблю это делать. Люблю создавать миры, в которых взрослым и детям нравится жить и творить вместе. Миры, в которых ради развития и созидательного труда снимаются противоречия и статусы.- Школа вам помогала в выборе вуза или будущей профессии?- Мне повезло – я в старших классах учился в очень необычном месте – школе №1314 «Проектном колледже», созданном группой Ю.В.Громыко. Мы там учились мыслить и разрабатывать проекты, это, безусловно, повлияло на то, кем я стал. Но из колледжа я мог идти много куда, просто как раз в 11-м классе мы на уроках и переменах разбирали тексты русских религиозных философов, и я на всю жизнь влюбился в философию Флоренского. Наверное, если бы учителя не дали мне в 1992 году книжку «У водоразделов мысли», выбор мог быть другим. Но я все равно занимался бы методологией развития образования.Налажена система связиРадик Махмутов получил гуманитарное образование. Работал научным сотрудником Отдела системной аналитики Столичного методологического университета, руководил лабораторией эпистемологии, политической антропологии, культурологии и социокультурного образования в НИИ инновационных стратегий развития общего образования. Занимается разработкой программ, связанных с содержанием образования.- Радик Равкатович, школа вам помогала в выборе вуза или будущей профессии?- Советская школа давала хорошее образование. У нас преподавал учитель истории, который прошел войну и рассказывал об истории через свою жизнь. Именно он привил любовь к этому предмету. Сам выбор истфака МГУ прежде всего связан с интересом к истории и Отечеству.- Расскажите о проекте для школьников, который запускается в этом году в музее.- Это проект «Создание базы на Луне». Музей обладает огромной предметной инфраструктурой, налажена система связи с отраслевыми научно-исследовательскими институтами, предприятиями, которые включены в разработку лунной программы. Основная цель – ознакомить с историей развития космонавтики, и, конечно, перед ребятами поставлены те же задачи, что и перед учеными, которые занимаются созданием лунной базы. Музей станет тем местом, где учащиеся напрямую общаются с теми людьми, которые реально работают над программой освоения космоса.- Как, по вашему мнению, должна быть организована подготовка школьников, решивших посвятить себя инженерным профессиям?- Перед ребятами должны ставиться задачи, развивающие инженерное мышление. Пример – Сергей Павлович Королев, который ставил и себе и окружению многогранные задачи, как конструкторские, так и организационные. Инженер – всесторонне развитая личность.Увлечение движет прогрессомАлексей Лызин получил педагогическое образование (учитель географии и английского языка). На сегодняшний день является тренером высшей категории в танко-модельном спорте, председателем комитета по развитию детского и юношеского танко-модельного спорта.- Алексей Анатольевич, как вы занялись танко-модельным спортом?- Для меня моделизм закончился игрушками завода «Огонек». Однажды, общаясь с другом, я узнал, что у него есть танк на радиоуправлении. Мне стало интересно, и с этого все началось. Способствовало еще и то, что я получил травму в страйкболе. А дальше – простое увлечение перешло в танко-модельный спорт.- Как, по вашему мнению, должна быть организована подготовка школьников, решивших посвятить себя инженерным профессиям?- Если говорить о подготовке детей к инженерным профессиям, то нужно, конечно, развивать их всесторонне. Танковый моделизм – одна из сторон развития технической грамотности молодежи. С 7-8 лет – склейка моделей для развития мелкой моторики. В 9-10 лет можно прививать навыки вождения танка. Танков много, делятся они по масштабам, и при одном и том же масштабе размеры моделей могут отличаться, а это толчок для развития знаний в области математики, черчения. А когда танк ломается, то приходится изучать и электронику, и механику, а это уже физика. Радиоуправляемые танки – это предтеча создания своего робота.Мотивирующая интерактивная средаПавел Рабинович, кандидат технических наук, доцент, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования. Проректор по развитию Московского государственного областного университета, главный научный сотрудник Федерального института развития образования.Занимается созданием в образовательных организациях России мотивирующих интерактивных сред, развитием непрерывного инженерного образования, внедрением проектов и исследований в дошкольное и общее образование.- Павел Давидович, как, по вашему мнению, должна быть организована подготовка школьников, решивших посвятить себя инженерным профессиям?- Формула будущего инженера – это «выпускник с сильной мотивацией к активному познанию, прочными академическими знаниями и основами практических компетенций».Достичь этого возможно, интегрировав общее и дополнительное образование, используя проектное обучение и исследования, перевернутый класс и другие современные подходы. Важно, чтобы обучающиеся не просто зубрили теоретический материал, а добывали знания для реализации своих проектов. Именно проекты и исследования должны быть основным драйвером их обучения.Важен также и аспект создания соответствующих условий – развития техносферы образовательных организаций, коворкингов, центров молодежного инновационного творчества.- Расскажите о проекте для школьников, который запускается в этом году.- Обучать детей и учителей в общем виде основам управления проектами неэффективно и нецелесообразно, поэтому придумали тематическое направление «Космическая Одиссея» с глобальной целью – «колонизация планет Солнечной системы». Из данной темы органично вытекают практические задачи: куда лететь, на чем лететь, где жить, что есть, где брать энергию. Данные задачи представляют собой проектные кластеры «космос», «транспорт», «жилье», «энергия». При этом проекты взаимосвязаны между собой формальными интерфейсами и успешность определяется возможностью выполнения глобальной миссии. Дети в течение года при участии внешних экспертов (сотрудников предприятий, учреждений науки, вузов) в сетевом взаимодействии реализуют свои проекты, а осенью или весной в различных субъектах Российской Федерации проводятся очные фестивали проектных работ «КосмОдис» по различным тематическим направлениям.С октября 2016 года мы запускаем новые направления КосмОдис: «Свой среди своих» (разработка средств и услуг для особых людей, цифровая социализация пожилых людей и другие гуманитарно-социальные проекты), «Вечные ценности» (культура, этнос, искусство, творчество), «Страна детства» (разработки для детей, включая игры и игрушки, контент). Важно, что вся деятельность КосмОдис в основном строится на волонтерстве детей и взрослых, бесплатна для детей и учителей.Люди из разных областей, с различным образованием говорят об одном и том же, что на сегодняшний день без развития инженерного мышления, без навыков проектно-исследовательской, конструкторской деятельности невозможно получить хорошего специалиста в какой-либо области, не важно, гуманитарная это наука или естественно-научная.Екатерина ТИХОМИРОВА, школа №587;Надежда ФИЛИППОВА, школа №587
Комментарии