Когда думаешь о том, что проблема чтения художественного произведения в школе уже более полстолетия рождает новые методические идеи, позволяющие пробудить у школьников интерес к серьезному чтению, то свои собственные мысли, выстраданные, проверенные и принесшие, как тебе кажется, хороший результат, кажутся лишь отголоском чужого опыта. А значит, я все это время “изобретала велосипед”?
Это все уже было с кем-то, когда-то, а ты лишь повторяешь круг…
А может быть, в этом и есть смысл жизни: пройти свою дорогу так, чтобы остались в этой профессии “твои” ученики? Потому что когда-то на уроке ты открыла для них другой мир в ту самую минуту озарения, доказывая прежде всего себе, что спокойно жить и читать любимые строки невозможно. Так же когда-то и тебе открыли эту истину, и ты сделала свои первые шаги к большой литературе. И вот сегодня уже шесть твоих студенток решают для себя: либо уроки литературы в школе, либо просто литература и жизнь.
А твой урок по Маяковскому и чтение наизусть такого вроде бы совсем не “маяковского” стихотворения “Лилечке” вернулся через пять лет совсем неожиданно. Оказывается, выпускник тогда на уроке, слушая тебя, понял, что сказать женщине о любви можно и так: нежно и по-мужски гордо. И вот уже чуть-чуть хрипловатым от волнения голосом он читает наизусть для всех своих бывших учителей Маяковского, делая те же ударения на словах, которые когда-то делала на уроке ты…
А значит, я вновь войду в класс и “буду изобретать уже кем-то давно изобретенное”. И будет витать на уроке аромат бунинской лирики… Запах георгинов на клумбах, последних роз в саду, запах моря и увядающей уже травы… Светлая и грустная одновременно мелодия исходит от этой августовской прозы, где мир запечатлен на пике его красоты – ведь дальше осень… Запах осени от бунинских строк – это память сердца, и поэтому хочется возвращаться к ним вновь и вновь, бередя душу.
И о Родине мои ребята будут знать гораздо больше, потому что Родина – это наша общая боль (поэта, моя и их), наша гордость и счастье. Живя в “глухариной глуши”, в краю “черемух, берез и рябин”, они поймут, что для них Родина, их сельский край. Вот тогда-то на слова Сергея Чухина:
“Деревня – не лицо России, –
Душа” –
ребятам будет чем ответить. Их стихи – это еще начало. Но главное, что оно есть…
Все замерло в объятиях зимы.
Уже прошла дождливая
певунья-осень.
И долго еще ждать весны…
Но мы об этом и не просим.
Пускай зимой вовсю метут
метели,
Верна погода пусть календарю
Не сетуя на странный нрав
природы,
Свой северный родимый край
люблю.
(Суровцев Иван, 7-й класс)
Комментарии