2009 год был завершающим годом в реализации Комплексного проекта модернизации образования, в результате которого были законодательно утверждены нормативы подушевого финансирования школ, внедрена новая система оплаты труда учителей. Всего участие в реализации комплексных проектов принял 31 регион, где 450 тысяч учителей учат почти 5 миллионов школьников. По словам министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, созданная в рамках КПМО модель может быть использована в масштабах всей страны.
В республике осуществлен переход на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, учитывающую интенсивность (количество учащихся в классе) и результативность труда учителей. Подчеркну, при распределении стимулирующих выплат школа сама предъявляет свои подходы к оценке труда работников, вовлекая родителей и общественность через управляющие советы. Зарплата учителя должна зависеть от показателей индивидуального прогресса ребенка, его социализации и успешности. Переход от административно-ведомственного к общественному школьному управлению закреплен законом Республики Саха (Якутия) от 19.02.2009 З №216-IV «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования Республики Саха (Якутия)». Сегодня основные направления развития школы озвучены в новом федеральном законе о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Он меняет механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, переведя их со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. При этом основой финансового обеспечения государственного задания являются нормативы финансирования.Поэтому в 2010 году мы работали над совершенствованием нормативов финансирования общего образования, стимулированием и учетом интенсивности работы в сфере дошкольного и дополнительного образования. После неоднократных обсуждений и анализа предложений муниципалитетов межведомственной рабочей комиссией рассмотрено и принято решение о внесении изменений в закон Республики Саха (Якутия) о нормативах финансирования государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования от 18 июня 2009 г. №717 З №321-IV: во-первых, коэффициент 1,67, учитывающий долю фонда оплаты труда административно-хозяйственного, педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала при соотношении фонда оплаты труда 60:40, будет устанавливаться для общеобразовательных учреждений, обеспечивающих учебный процесс в двух и более зданиях, то есть термин «нетиповые здания» в законе не будет употребляться, так как он является неточным; во-вторых, будут уточнены коэффициенты, учитывающие типы и виды общеобразовательных учреждений: оздоровительных учреждений санаторного типа и специальных коррекционных учреждений; в-третьих, в условиях введения нового поколения федерального государственного стандарта общего образования на начальной ступени обучения нормативы по начальной школе планируется увеличить с учетом внеурочной деятельности.Анализ показывает, что введение нормативного подушевого финансирования влияет на повышение эффективности бюджетных расходов в образовании, задает режим, регулирующий штатную численность педагогических работников, класс-комплектов. Для этого в 2011 году необходимо продолжить работу по созданию самостоятельных бухгалтерий, без чего невозможно обеспечить рост экономической, управленческой компетентности руководителей школ. На повышение эффективности деятельности подведомственных учреждений направлен переход на новые формы и механизмы финансирования сети бюджетных учреждений, в частности внедрение механизма субсидий. Перевод бюджетных учреждений на финансирование через механизм субсидий, а также переход на систему государственного задания значительно повысят прозрачность бюджетного финансирования, в том числе в части осуществления ими инновационной деятельности.В 2011 году предстоит завершить разработку методики расчета нормативов для дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Перед нами поставлены масштабные задачи по переходу в ближайшее время на оказание государственных услуг в электронном виде. В сфере деятельности министерства это наиболее массовые и социально значимые услуги, связанные с лицензированием и аккредитацией, поступлением в учреждения высшего и среднего профессионального образования, подтверждением документов об образовании, со сдачей ЕГЭ. Реализация поставленных задач позволит существенным образом оптимизировать процедуры, связанные с получением государственных услуг, значительно снизить временные и финансовые затраты граждан и организаций на их получение, сделать их прозрачными для общества.Василий ПЕТРОВ, первый зам. министра образования РС (Я)
Комментарии